Как правило, все жалобы на незаконные действия стражей порядка остаются без ответа. За всю историю украинской милиции лишь в единичных случаях виновных все-таки привлекали к ответственности.
В частности, более двух лет тянулось дело по обвинению четырех работников милиции на Днепропетровщине. Как водится, правоохранители решили "выбить" из задержанных признание в якобы совершении краж крупного рогатого скота. Троих мужчин били, пытали и запугивали. Прокуратура Днепропетровской области в отношении милиционеров возбудила и расследовала уголовное дело по ст. 121 (преднамеренное тяжелое телесное повреждение), ст. 127 (пытки) и ст. 365 (превышение власти) УК. Несмотря на противодействие "заинтересованных" лиц, дело все-таки довели до конца. Пятихатским районным судом одного из оперуполномоченных приговорили к 9 годам лишения свободы, а остальных к 8, с лишением всех четырех права занимать любые должности в органах государственной и исполнительной власти в течение 3 лет после отбытия наказания.
Методы и приемы
Если следователь намерен фальсифицировать дело, он не допускает защитника. Задержанного изолируют от общества и не дают возможности рассказать о давлении. Если в суде обвиняемый рассказывает, что его силой заставили давать показания, доказать факт насилия уже невозможно. Часто в делах фигурируют результаты всевозможных экспертиз, в которых факты изложены верно, а выводы списаны с потолка.
Могут проводиться "левые" воспроизведения. Милиционеры рассказывают обвиняемому, как, по мнению следствия, совершалось преступление, а подозреваемый должен все обыграть перед камерой. Запуганные люди часто соглашаются. А если показывают что-то не то, кассету с экспериментом просто "теряют".
"Цель прокурора — не дать хода моему заявлению"
Адвокат Олег Левицкий:
- Ежегодно сотни тысяч украинцев подвергаются насилию со стороны правоохранителей. Но когда я иду к прокурору с заявлением от потерпевшего о пытках и истязаниях, я вижу не представителя государства, который должен защищать законность и права людей. Я вижу оппонента, цель которого — не дать хода моему заявлению. В лучшем случае он откажет в возбуждении уголовного дела, сообщив, что в результате опроса сотрудников милиции факт применения пыток не подтвердился.