Российский премьер Владимир Путин в статье для московской газеты "Известия" анонсировал старт с 1 января 2012-го нового интеграционного проекта — Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана.
ЕЭП будет иметь собственные надгосударственные управленческие структуры, общий суд. Впоследствии, планирует Путин, к нему присоединятся Кыргызстан и Таджикистан, и организация выйдет на новый уровень интеграции — Евразийский Союз. Она будет сотрудничать с Евросоюзом ради создания "сообщества экономик от Лиссабона до Владивостока".
- Украина должна воспринимать статью Владимира Путина положительно в контексте российско-украинских отношений, — комментирует директор Института национальной стратегии Олеся Яхно, 33 года. — Российский премьер говорит о тех союзах и организациях, в которые Украина не входит. Интеграционные потуги России завязаны по большей части на Азии.
Об Украине Путин вообще не вспоминает. Есть лишь расплывчатая фраза о "некоторых соседях", которые не желают принимать участие в продвинутых интеграционных проектах на постсоветском пространстве, потому что это противоречит их европейскому выбору.
Это намек на Украину?
- Непрямой. Россия пытается охватить все поле постсоветских стран — по крайней мере публично заявить, что имеет интерес к этой территории.
Не факт, что с 1 января 2012-го ЕЭП заработает так, как того хотят. Там могут возникать несогласованности из-за конфликтов экономических интересов. Даже последний интеграционный проект, Таможенный союз, формировали очень трудно. Относительно Беларуси Кремль вообще прибег к экономическому шантажу.
Зачем такие объединения России?
- Чтобы культивировать среди россиян мысль, что страна могуча, укрепляется, она лидер на постсоветском пространстве. Россия является империей по стремлению контролировать территорию и население. В то же время и она, и страны, которые входят в орбиту ее интересов, еще не наработали достаточных политических и экономических ресурсов для интеграции. Все они еще слабоваты. Сейчас никто не думает о перспективах интеграционных образований по примеру Евросоюза, а лишь о собственной выгоде. В частности и Москва. Поэтому проекты типа Содружества независимых государств, Евразийского экономического содружества провальны.
Почему интеграционные проекты России такие неудачные?
- Потому что ей не хватает ресурсов, чтобы осуществить их и наполнить чем-то. Значительно лучше работают двусторонние отношения между странами. И это не зависит от того, кто при власти в Кремле.
Можно ли считать новый проект Путина попыткой построения образования вроде СССР?
- Вот этим сейчас и пугают людей: вернется Путин и восстановит Советский Союз. Не выйдет. И от Путина это не зависит. Во всех постсоветских странах до сих пор идет поиск идентичности. Пока они не пройдут этот этап, говорить о любой интеграции не стоит. Скажем, идентичностью Украины является европейская интеграция. А это противоречит интеграции с Россией.
С другой стороны, Москва объявляет новый проект, чтобы скрыть провалы предыдущих. Скажем, Таможенный союз задумывали при участии Украины. Киев отказался — это провал.
Инициатива Владимира Путина — часть его предвыборной программы?
- У Путина, как ни странно, нет предвыборной программы. Хотя времени написать ее было вдоволь. Никто не сомневался, что из кремлевского тандема с Дмитрием Медведевым президентом изберут его. В личностном, лидерском плане Путин намного сильнее, чем теперешний президент России.
06.10.2011