На следующей неделе чиновники Украины и России обсудят переход на двусторонние расчеты в рублях. Эксперты в Киеве спорят об экономических плюсах и минусах такого решения, но сходятся во мнении, что это однозначный политический выигрыш России.
Впервые идея перейти на расчеты в рублях прозвучала сразу после смены власти в Украине. Затем о ней снова вспомнили только в апреле 2011-го, когда, выступая в Госдуме, российский премьер Владимир Путин сообщил, что Украина просит Россию о переходе на рублевые платежи за газ. Он отметил, что на постсоветском пространстве российская денежная единица укрепляет свои позиции и вскоре может стать одной из резервных валют для стран СНГ. Напомнив, что с Белоруссией до 80% расчетов проводится в российских рублях, Путин подчеркнул: "Это не какие-то эфемерные планы, мы двигаемся в этом направлении и реально добиваемся результата. Постепенно, потихонечку. Курочка по зернышку клюет".
Примечательно, что украинский президент в тот момент очень осторожно прокомментировал ситуацию, увязав тему рублевых расчетов с проблемой снижения цены на газ для Украины. "Пересмотр расчетов за газ Украины и России в рублевом эквиваленте — это для нас вопрос вполне приемлемый. Мы можем пойти на это, но мы считаем, что наши партнеры российские при этом должны применить понижающий коэффициент к цене", — сказал Виктор Янукович. В России отказались рассматривать валютный вопрос в контексте поставок энергоносителей, а снижение цены газа предложили перенести в плоскость перспектив интеграции Украины в Таможенный союз. После чего тема перехода на расчеты в рублях снова потеряла актуальность.
К ней на этой неделе вернулись премьеры Николай Азаров и Владимир Путин в ходе встречи в Санкт-Петербурге. Глава украинского правительства отметил, что чем скорее Украина сможет платить за российский газ в рублях, тем лучше. Он сообщил, что на политическом уровне решение принято, а технические детали будут согласованы в ближайшее время. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков уточнил, что на следующей неделе вопрос обсудят делегации минфинов и центробанков Украины и России. Один из украинских чиновников сказал, что на первом этапе предполагается перевести расчеты в рубли только за поставки российского газа: "Но в дальнейшем, раз мы создаем зону свободной торговли в рамках СНГ, можно ожидать увеличения объемов товарных потоков, обслуживать которые будет выгоднее и удобнее в рублях".
По данным украинского Нацбанка, в прошлом году украинские предприятия, поставляющие продукцию или закупающие товары в СНГ, проводили около 56% расчетов по экспорту и свыше 76% расчетов по импорту в долларах США. На долю российского рубля приходилось 35,8% экспорта и 17,2% импорта. Если учесть, что власть обоих государств нацелена до конца текущего года довести товарооборот до 50 млрд. долл. в год, то в денежном исчислении объем рублевых операций может составить значительные суммы. При этом, как отмечают экономисты, высокие цены на российский газ обусловили существенный перекос торгового баланса Украины: отрицательное сальдо в торговле с Россией исчисляется миллиардами долларов. То есть Украине понадобится для платежей гораздо больше российской валюты, чем будет поступать в страну в качестве оплаты за экспортные поставки товаров.
Эксперт центра "Номос" Михаил Гончар ранее заявил об опасности складывающейся ситуации: "Встанет вопрос о привлечении дополнительных объемов рублевой массы — и российские банки охотно предоставят кредиты на достаточно мягких условиях", — сказал эксперт, отметив, что в итоге Украина кроме газовой зависимости от России может столкнуться с финансовой.
Эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь считает, что сейчас рано делать столь пессимистические прогнозы. "Когда в ЕС ввели евро, часть расчетов была переведена в новую валюту. И ничего не случилось. А товарооборот Украины с РФ и ЕС — это примерно равные величины", — сказал он. Говоря о минусах, эксперт отметил, что, учитывая объемы торгового оборота Украины и России, украинскому Нацбанку придется сформировать часть валютных резервов в российских рублях, которые не являются свободно конвертируемой валютой. "Кроме того, нужно учитывать, что Украина ориентируется на фиксированный курс своей национальной валюты, а в России принят плавающий курс. Как только растет цена на нефть, проявляется тенденция к укреплению рубля. Но цена нефти заложена и в формулу ценообразования на газ, который получает Украина. Поэтому — в случае роста цен на нефть — украинским покупателям газа придется платить больше за энергоносители и покупать для расчетов рубль по более высокой цене", — отметил эксперт. Вопрос может быть отрегулирован, но поскольку он решается в политической плоскости, говорить о деталях рано.
Аналитик Американской торговой палаты в Украине Александр Черный отметил, что переход на расчеты в рублях увеличит спрос на российскую валюту, а значит — укрепит ее позиции. "Для наших экспортеров, которые продают за доллары или евро продукцию на западных рынках, а за газ смогут рассчитываться в рублях, ситуация может быть даже выгодна, поскольку при определенных условиях она позволяет сыграть на курсовой разнице", — сказал он.
Эксперты предполагают, что договоренности о рублевых расчетах были достигнуты все же в контексте газовых договоренностей. Вчера глава украинского правительства подтвердил: "Те переговоры, которые проводились на уровне президентов, на уровне наших руководителей ТЭКа, свидетельствуют, что остались, скажем, считанные дни до того момента, когда мы сможем достигнуть компромиссных решений". Хотя Азаров утверждает, что зона свободной торговли с ЕС вскоре дополнит для Украины зону свободной торговли в СНГ, но эксперты сомневаются в этом. Некоторые из них предполагают, что Россия, широко открывая двери для украинских товаров и планируя валютную экспансию на украинский рынок, стремится предоставить украинским производителям альтернативу — в противовес евроинтеграции.
Эксперт Института Горшенина Владимир Застава, комментируя ситуацию, отметил, что на сегодня остается много невыясненных моментов: "Как создание зоны свободной торговли в СНГ коррелируется с функционированием Таможенного союза? Останутся ли в новых условиях прежние принципы квотирования, которые превратились в механизм блокирования поставок украинских товаров? Суть того, о чем договорились в Санкт-Петербурге, пока не ясна". Однако эксперт убежден, что речь идет не о тактических решениях в газовой, валютной или иной другой сфере, а о стратегическом планировании развития России как минимум на ближайшие 12 лет.
"Все объединения, в том числе и Евросоюз, начинались с создания экономической основы. СНГ до вчерашнего дня оставалось пустой формой, поскольку такой основы не имело. Но если она действительно появится, то на этой базе в будущем вполне возможно сформировать, например, Евразийский союз, который по замыслу российского руководства призван стать в один ряд с такими мировыми центрами влияния, как ЕС, США, Китай", — пояснил Застава. Он напомнил, что еще несколько месяцев тому назад эксперты Института Горшенина предположили, что украинско-российский конфликт являлся не более чем модерируемым спектаклем. "Данная версия вполне объясняет противоречивые действия украинской власти, которая, заявляя о стремлении к евроинтеграции, сделала все, чтобы реализация этой идеи стала невозможной. В итоге Украина может максимально отдалиться от Евросоюза, переориентировавшись на полную кооперацию с Москвой. Судя по последним событиям, именно этот сценарий и реализуется", — сказал эксперт.
Независимая газета