Сейчас в Украине резкое увеличение преступности. Количество некоторых преступлений выросло в 2-2,5 раза.
Оппозиция уверена — власть давит на нее с помощью правоохранительных органов Украины, поставив перед собой цель "обезоружить" Юлию Тимошенко. О перспективах дела против лидера БЮТ и ситуации с преступностью в Украине в интервью ForUm'у рассказал нардеп от НУ-НС, оппозиционный министр внутренних дел, первый заместитель Председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Геннадий Москаль.
- Геннадий Геннадиевич, сейчас много говорят о попытке властей надавить на оппозицию через правоохранительные органы. Что Вы думаете об этом?
- Что давят — это видно невооруженным глазом. Сегодня все — и Министерство внутренних дел, и Генпрокуратура, и другие правоохранительные органы -работают против оппозиции, не замечая проблем в собственных рядах. Самый свежий пример давления — реанимация дела относительно Юлии Тимошенко от 2003 года.
У меня есть вопрос, как случилось, что высшая надзорная инстанция (Генпрокуратура, — авт.), которая следит за соблюдением закона, не видела у себя под носом закрытое без достаточных доказательств дело? Что, Генпрокуратура семь лет была в коме? Что же тогда происходит в районных прокуратурах?
Если были нарушения, то зачем вызывать Тимошенко, если нужно наказать того следователя, который вынес постановление, являющееся, по мнению ГПУ, необоснованным? Если реанимируются дела семилетней давности, то, вероятно, уже и "вуйко з полонины" понимает, что здесь нет простого желания ГПУ...
- Чем завершится уголовное дело против Тимошенко? Ее просто попугают или посадят?
- Думаю, что у них есть желание дать Тимошенко хотя бы условный срок или штраф. Они стремятся сделать все, чтобы ее не было в парламенте. Украинское избирательное законодательство говорит, что к выборам не может быть допущено лицо с непогашенной судимостью. Но это желание ничем реальным не закончится.
Посадить Тимошенко за решетку не так просто. Первое — на президентских выборах за нее отдала голос почти половина Украины. Второе — она известна в мире. Третье — не за что закрывать Тимошенко!
Сами посмотрите на это дело, на чем оно строится. Там кто-то что-то говорил, какой-то провокатор то ли от МВД, то ли от СБУ, из бригады, работавшей по Тимошенко еще во времена Кучмы. Это только какие-то его показания, что якобы она ему предлагала какую-то взятку.
Опять же, есть ли сегодня судья Верховного суда, который признал, что брал взятки? Ну, знаете, предлагать можно все что угодно. На рынке каждый из продавцов вам будет редлагать что-то купить, но это не значит, что все будет куплено.
Дело правильно было закрыто. Взяточничество не расследуется на уровне разговоров. Вот сегодня многие люди и СМИ говорят, что вся страна коррумпирована, все чиновники берут взятки. Это же не значит, что всех чиновников надо взять и закрыть.
Должны быть конкретные доказательства. Карманных воров и взяточников как правило берут с поличным. К раскрытию этих преступления готовятся, метят купюры и т.д. А здесь у Тимошенко "покушение на дачу взятки"... Это из области фантастики.
Уголовный кодекс говорит, что состав данного преступления считается законченным в момент дачи взятки. Если же этого момента не было, то не было и преступления. К тому же здесь нарушены сроки давности привлечения к уголовной ответственности. Как можно это расследовать? Советую почитать Уголовный кодекс Украины.
- В ПР же тем временем говорят, что если Тимошенко будет раскачивать людей и что-то случится, то ей придется отвечать не только по украинским законам, но и перед международным трибуналом ...
- Какой международный трибунал! Есть только один Международный Гаагский трибунал по преступлениям, совершенным в Югославии. Он судит за преступления при Милошевиче в Боснии, Герцеговине, Сербии, Хорватии.
- Давайте поговорим о Министерстве внутренних дел. Вы обращались к премьер-министру Украины Николаю Азарову с просьбой уволить Анатолия Могилева с должности министра МВД за грубое и систематическое нарушение им Закона Украины "О Кабинете Министров Украины". Есть какая-то реакция?
- Никакой. Мне даже никто не ответил. Хотя Закон о Кабмине четко прописывает требования к членам Кабинета министров. Зачитываю статью 7: "Членами Кабинета министров Украины могут быть граждане Украины, имеющие право голоса, высшее образование и владеющие государственным языком".
В Конституции написано, что все должностные лица должны действовать только в рамках Конституции и законов. Для чего мы тогда приняли этот закон?
Когда я работал в Крыму, то увидел, что на милицейских машинах написано "милиция". Я тогда сказал, что общаться на русском никто не запрещает, но украинская милиция пишется через "і".
Так должно быть и здесь. Если человек не владеет государственным языком, значит он не должен был выдвигаться, или должен был взять самоотвод, или сказать: "Дайте мне время, и я выучу украинский". А если все пресс-конференции, совещания, команды только на русском языке — то тогда это разве украинский член правительства? Давайте тогда назовем это правительство Кабинетом министров РФ, а не Украины.
- Недавно Вы заявили, что хотя население в Украине резко сокращается, а преступность наоборот — стремительно растет. Почему так происходит?
- Это потому, что ничего не делается. Все профессионалы ушли, поэтому в новой команде такой менеджмент. Конечно, можно говорить, как это делает министр: "смотрите, как я добросовестно все преступления регистрирую". Но хочу напомнить, что и раньше все регистрировалось. Более того, иначе и быть не могло, поскольку за этим наблюдает прокуратура. Поэтому не нужно говорить, что раньше что-то скрывали, а теперь разоблачают.
Хотя ... не исключено, что скрывал как раз сам Могилев. Он в свое время был заместителем министра МВД Василия Цушко. Получается, он кивает на себя.
Сейчас в Украине резкое увеличение преступности. Количество некоторых преступлений выросло в 2-2,5 раза. Чтобы не быть голословным, я просто покажу вам государственную статистику, предоставленную мне Министерством внутренних дел.
В прошлом году на этот период — за четыре месяца — было зарегистрировано 128 855 преступлений, а на сегодня их зарегистрировано на 30% больше — 166907! А рост тяжких и особо тяжких преступлений, которые не скрывали даже во времена СССР, — 34,5%. Уровень преступности на 10 000 населения с 28,8% резко вырос до 35,2%, а в некоторых регионах — до — 50-57%.
Вот посмотрите, у нас люди совершенно беззащитны перед преступностью: в январе динамика по регистрации преступлений была 17.8%, в феврале уже — 23.1%, в марте — 34.6%, в апреле — 41.2%. Это рост краж в 2,5 раза, квартирных — на 72%.
В то время, как кривая преступности растет, профессионализм тех, кто должен с ней бороться — падает. Это тоже отчетливо видно по статистике. Если в прошлом году было выявлено 14 фактов бандитизма, (а чтобы выявить банду — нужно иметь высокое умение), то сейчас только 5.
А какой рост преступлений с использованием оружия и взрывчатых веществ? Люди добрые, их всего за 4 месяца уже 120! Но у нас же не Ирак! А какой рост совершения преступлений ранее судимыми людьми? Да просто слов нет!
А наркотики? Европа говорит, что мы по темпам наркотизации на первом месте, а у нас, оказывается, на 13% уменьшилось количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. А на учете в органах внутренних дел лишь 159 000 наркоманов. А их в одном Кривом Роге столько, если не больше.
Можно еще долго зачитывать цифры. Министерство внутренних дел должно раскрывать, а не регистрировать преступления. А что мы имеем? В Крыму в прошлом году не было раскрыто 761 преступление, а в этом — 2 346. Полтава, которая является спокойным регионом, имеет рост нераскрытых дел почти на 130%.
Знаете, что еще очень беспокоит? Количество лиц, пострадавших от преступлений, увеличилось на 48%. И больше всего страдают пенсионеры. Против них совершено на 113,1% больше преступлений, чем в прошлом.
Когда мы эту статистику рассматривали в комитете ВР, то люди ужаснулись, не могли понять, как такое может быть. Это непрофессионализм! Такого не было за всю историю Украины!
Поэтому мы и бьем тревогу. Эти факты нельзя замалчивать. Государство должно гарантировать безопасность граждан. Это конституционное право каждого — жить в безопасной стране. А наше государство становится опасным для проживания.
- Прокуратура вместе с МВД разрабатывают изменения в законодательство — хотят поднять сумму минимальной кражи, за которую наступает уголовная ответственность, примерно до 300 грн. В ведомствах утверждают, что сумма в 62 грн. ведет к криминализации общества ...
- Да 300 гривен — это половина пенсии. Конечно, у тех, кто ездит на дорогих иномарках, кто имеет квартиры под охраной, не воруют. Воруют сегодня у самых незащищенных. Украдут козу-кормилицу у бабушки, и что, за это не наказывать? Повышение суммы — это билет на кражи. Пусть прокуратура и милиция почитают хотя бы Библию, основные заповеди, одна из которых — "не кради".
Невозможно понять, почему можно воровать на одну сумму, а на другую — нет. Может, вор будет подходить и спрашивать: "Сколько у тебя стоит телефон? 299? Так, давай его сюда!"
Или, скажем, семья имеет отару овец, каждая из которых стоит до трехсот гривен. Группа лиц идет и ворует по одной овце, и скоро урадет целую отару, а ответственности нет.
Это глупость. Мы через это уже прошли. Это просто Могилев хочет показать, что с его приходом резко упала преступность. Но этот спад будет достигнут за счет нереагирования органов внутренних дел.
- Может, просто стоит не отправлять в тюрьму за первое незначительное преступление?
- Да. Для этого есть выбор наказания: штраф, общественные и исправительные работы, ограничение свободы. Никто же не говорит, что за первый случай надо всех сажать в тюрьму. Но наказание должно быть. Если его не будет за первое преступление, то преступник никогда не одумается.
Понимаете, пройти весь путь через следствие, дознание, милицию и суд — для нормального человека это урок на всю жизнь. Конкретного гражданина судят не столько для того, чтобы наказать, а чтобы предупредить остальных: "посмотрите, пойдете на преступление, с вами будет то же, как с ним".
А увеличив сумму кражи, ГПУ и МВД собственными руками даст преступникам право на безнаказанность.