Самые резонансные расследования старой власти могут передать другим следователям
Генпрокурор Александр Медведько принял решение забрать наиболее резонансные дела у курировавшего их замгенпрокурора Николая Голомши и передать в Главное следственное управление, которое курирует другой замгенпрокурора — Виталий Щеткин. Это "перемещение" произошло в понедельник, подтвердили вчера в ГПУ. Знающие люди передали: последние пару дней и сам Медведько, и Щеткин сидят в кабинетах, обложившись кучей томов уголовных дел. Вероятно, идет интенсивное изучение упомянутых выше резонансных дел (например, дела об убийстве Георгия Гонгадзе или отравлении Виктора Ющенко) для определения, насколько верно и активно они расследовались прежними следственно-оперативными группами. Дальше, очевидно, будут оргвыводы, возможно, замена следователей и, самое главное, не исключены совершенно неожиданные повороты в самой фабуле дел.
Известно, что последние несколько лет дело об отравлении Ющенко расследовала бригада "важняков" ГПУ под руководством Галины Климович. В 2006 году расследование перешло под кураторство замгенпрокурора Рената Кузьмина. Cтали известны подробности первого совещания (от одного из его участников-силовиков), которое Кузьмин тогда собрал с представителями разных ведомств (СБУ, МВД). Доклады поразили замгенпрокурора. Оказалось, расследуется только одна версия — что отравили Ющенко 5 сентября 2004-го на ужине у тогдашнего первого зампреда СБУ Владимира Сацюка. Кузьмин тогда заявил, мол, надо составить много версий и расследовать каждую, постепенно отметая неподтвердившиеся, пока не останется единственная. В ходе совещания якобы встал сотрудник СБУ и робко сказал, мол, мы нашли косметологическую клинику, где за неделю до отравления (с целью омоложения) побывал Ющенко, побеседовали с врачом. И все… Дескать, ходу этой версии не дали "сверху". Кузьмин в итоге назначил срок, неделю, разработать все версии, составить планы и доложить. Но ничего не вышло. Через пару дней Кузьмину приказали передать дело под кураторство Николаю Голомше (будто бы эта инициатива исходила непосредственно от президента Ющенко, который сказал генпрокурору Медведько — Кузьмин молодой, горячий, может напортачить, пусть расследует более спокойный человек). С тех пор каких-то подвижек в деле об отравлении не было. И вот теперь от Голомши дело забрали. Теоретически можно ожидать, что будет новый, радикальный поворот дела, вплоть до того, что отравления не было вовсе.
Впрочем, высокопоставленный источник в правоохранительных органах считает, что это спорный вопрос. По его мнению, резких поворотов по делу об отравлении экс-президента и по другим делам, связанным с Виктором Андреевичем, может и не быть. "Ющенко, в отличие от Тимошенко, не является для новой власти раздражающим фактором, — сказал источник. — Поэтому его оставят в покое. По-другому может быть, только если Ющенко вдруг сойдется с Тимошенко и начнет игру против Януковича. Но это предположить пока трудно. Также не прогнозирую я и каких-либо дел конкретно против Тимошенко. Из нее не будут делать жертву. А вот против ее ближайшего окружения, таких как Турчинов, например, дела могут возбуждаться после проведения обещанного аудита деятельности правительства Тимошенко. Расследовать тут есть что, и результаты могут быть очень впечатляющими".
"ОТРАВИТЕЛЕЙ" НЕ НАШЛИ
Дело об отравлении Виктора Ющенко возбудили еще в 2004 году при генпрокуроре Геннадии Васильеве. Потом дело закрыли, не найдя подтверждений отравлению, и вновь возбудили при генпрокуроре Святославе Пискуне. Расследовали 5 лет, единственная версия, судя по всему, — отравили на ужине у Владимира Сацюка. Не раз за эти годы заявлялось (в том числе и самим Ющенко), что понятно, кто и как травил (якобы подбросили диоксин в плов, который подавали на том ужине), завуалированно назывались "виновники" (намекали на самого Сацюка и его помощника Тараса Залесского). Но подтверждения этой (или иной версии) так и нет.
НОВАЯ ВЛАСТЬ "РЕАНИМИРУЕТ" ГРОМКИЕ ДЕЛА
Судя по вышесказанному, а также по тому, как резко продвинулось при новой власти "дело Лозинского", можно ожидать активизации расследования и других резонансных дел. Напомним, что у Голомши забрали и дело Гонгадзе. Там, по заявлению ГПУ, следствие пока уперлось в идентификацию черепа, найденного по указаниям генерала Пукача (принадлежит он Гонгадзе или нет, мать Гии, например, считает, что нет). Ситуация на сегодня такая: эксперты в США, с которыми договаривались наши, отказались работать, и череп передали в другую лабораторию. Так что сообщения, что экспертиза завершена, неправдивы. Кроме того, следователи работают с переводом "пленок Мельниченко" и с генералом Пукачем. Вот и все пока новости. Но теперь эксперты не исключают новых поворотов, связанных, например, с тем, что якобы Юлия Тимошенко знала об этих "пленках" задолго до их обнародования...
По "делу педофилов" следствие затягивается из-за ожидания ряда экспертиз, а также из-за графика допросов потерпевших детей (тут, говорят в ГПУ, все зависит от психологов, без которых беседовать с ребятами нельзя). По-прежнему обвиняемый там один — приемный отец детей Дмитрий Полюхович, остальные, в том числе нардепы, свидетели (хотя их тоже допросили). Эксперты ожидают резкого оживления этого следствия, поскольку есть версия, что власть его тормозила из-за возможной причастности к преступлению членов БЮТ.