В партнерстве с кибер-сквоттерами Google зарабатывает 500 млн. долларов в год.
Миллиард на опечатках
Чтобы заработать на чужой безграмотности, нужно быть не репетитором, а тайп-сквоттером. Из всей массы профессионалов по захвату красивых доменных имен на продажу тайп-сквоттеры выделяются эксплуатацией чужой рассеянности и неграмотности. Они регистрируют домены с ошибочным написанием имен популярных сайтов, чтобы предложить набор рекламных ссылок их случайному посетителю. Как работает тайп-сквоттинг, увидеть проще простого: достаточно набрать в адресной строке браузера вместо yandex.ru, например, yadnex.ru. Сайт, загрузившийся по этому адресу, будет содержать 10 ссылок контекстной рекламной сети Google AdSense. Этим вполне законным (хотя и неприличным, с точки зрения интернет-мейнстрима) бизнесом сквоттеры зарабатывают около $1 млрд в год, подсчитали Тайлер Мур и Бенджамин Эделман из Гарвардского университета.
Ещё полмиллиарда для Google
Чтобы исследовать состояние доменов с неверным написанием, Мур и Эделман создали поискового робота, при помощи которого они искали тайп-сквоттерские сайты в зоне .com — самой популярной доменной зоне интернета. Их оказалось 938 000 — или около 1,16% от общего числа.
Робот изучил 74 000 найденных доменов и установил, что 80% из них используются для рекламы, а 53 000 используют партнерскую программу Google AdSense for Domains. Примерно две трети рекламных ссылок на фальшивых доменах отправляют посетителей на сайты конкурентов тех компаний, куда изначально он собирался попасть, но примерно треть доброжелательно возвращают его к сайту с правильным написанием.
Однако куда бы ни отправила посетителя сквоттерского сайта ссылка, на клике зарабатывает рекламная сеть, и, по подсчетам Мура и Эделмана, выручка Google на чужих опечатках составляет $497 млн в год, половину из которых поисковик отдает партнерам. При всей внушительности суммы она составляет всего лишь около 2% от выручки интернет-гиганта: прошлогодний доход Google выразился в сумме $23,7 млрд. Сумму заработка на тайп-сквоттерах следующего на втором месте Yahoo исследователи не конкретизируют, однако с учетом в шесть раз меньшего, чем у Google, числа площадок, это примерно $80 млн.
И немного денег для России
Интересно, что несмотря на развитость сквоттерской индустрии в России , эксперты легального интернета колеблются в оценке ее масштабов. Руководитель контекстной сети “Бегун” Алексей Басов говорит о рынке в $1 млн — 3 млн. Эксперты портала, входящего в “большую тройку” Рунета, попросившие не упоминать названия компании в связи со сквоттерским бизнесом, оценивают число тайп-сквоттерских доменов в 3000-5000, а Игорь Ашманов, глава компании “Ашманов и партнеры”, готов предположить, что сквоттеры вместе с рекламными сетями на опечатках в России зарабатывают около $10 млн в год .
По мнению специалистов доменного регистратора “Ру-Центр”, выручка среднего сквоттерского сайта не превышает $200 в год. В перспективе увеличиваться она будет вряд ли: считается, что современный пользователь при вводе адресов сайтов все реже пользуется адресной строкой и все чаще обращается к поисковым машинам , снижая вероятность перехода по неверному адресу на порядки.
Владельцы контекстных сетей, с которыми переговорил Slon.ru, были не в состоянии точно назвать размер своего заработка на опечатках — либо из скромности, либо в самом деле по незнанию. Однако они утверждают, что такой заработок составляет скромную долю их выручки. При общем объеме рынка контекстной рекламы в 9,5 млрд руб. 78% этого рынка занимает сеть “Яндекс.Директ”, около 12% — “Бегун” и около 10% — Google, зарабатывающий с помощью сквоттеров в домене .com полмиллиарда долларов. Это явно не та часть выручки интернет-гиганта, которой ему имеет смысл гордиться.
slon.ru