Замминистра обороны Богдан Буца, уйдя в отставку по "политической" статье, будет получать 85% зарплаты пока не выйдет на пенсию.
"Регионал" Борис Колесников спустя несколько минут после оглашения экзит-полов второго тура в шикарном "Интерконтинентале" убеждал журналистов, что при президенте-Януковиче не будет таких кадровых чисток как при Ющенко в 2005-м.
- "Оранжевые" поменяли почти 200 тысяч госслужащих. Сейчас такого не будет точно, — спрогнозировал Колесников.
Однако новая метла однозначно разгонит нынешний состав Секретариата президента, Кабмина, обладминистраций вплоть до уровня начальников департаментов. Под раздачу попадут топ-чиновники из так называемых первой и второй категорий. Для тех, кто точно знает, что его не ждут в "новой жизни" сейчас самое время подготовиться к наиболее выгодному сматыванию удочек.
Одной из самых "жирных" возможностей ухода с поста, приравненного к первой-второй категориям (замминистры, начальники департаментов), является статья 31 закона "О государственной службе" . Она регламентирует отставку госслужащего по так называемым "политическим" мотивам. И дарует отставнику возможность продолжения шикарной жизни — сохранение 85% оклада с учетом надбавок за ранг и выслугу лет. Выплата ежемесячно и аж до выхода на пенсию.
Конечно, это не сравнится с левыми заработками на таких должностях. Но есть люди, которым интересно получать гарантированный минимум более тысячи долларов. Именно в такую сумму оценивают законную норму два опрошенных чиновника топ-уровня.
- Я даже не знаю, как у меня расшифровывается зарплата, какие там надбавки. Просто раз в месяц нам бросают деньги на карточку, — рассказал один из сотрудников Кабмина. Впрочем, его секретарша на глаз оценила оклад и надбавки за ранг и выслугу в сумму около 15 тысяч гривен. 85 процентов — это тринадцать тысяч гривен. Услышав, что такая сумма ему положена до пенсии, чиновник воспринял это как хорошую новость.
- Мне до пенсии еще жить и жить. Мало ли как обернется, хотя сейчас я за официальной зарплатой, мягко говоря, "не бегаю", на жизнь и без нее хватает. Но это схемы вечные, а людей из них выбрасывают зачастую беспощадно, — улыбается собеседник.
Последний пример предусмотрительности — отставка замминистра обороны Богдана Буцы, отвечавшему в команде Еханурова за перевооружение армии. На прошлой неделе министр Кабмина Петр Крупко объявил об уходе Буцы "по собственному". Однако министра быстро поправили.
- Информация Петра Крупко не в полной мере отвечает действительности. В случае Буцы идет речь о прекращении госслужбы, в первую очередь по политическим мотивам", — рассказал источник в Минобороны.
И это происходит не впервые, когда уволившемуся чиновнику подшивают другую статью для отставки. Дело в том, что чиновники такого уровня сами толком не очень хорошо знают закон о госслужбе, да и финансовое благополучие позволяет не заморачиваться. Да и сама норма о сохранении содержания появилась не очень давно — закон поправили только в ноябре 2005 года.
Вот что говорится об основаниях для "политической" отставки:
- этические препятствия для госслужбы (было бы замечательно, если бы чиновники увольнялись сразу по получении взятки или при открытии своей фирмы, но в наших пампасах мотивы выбирают нижеследующие);
- принципиальное несогласие с решениями органа или должностного лица;
- принуждение к исполнению противозаконных решений;
- состояние здоровья.
В момент замены красно-оранжевого Кабмина на голубой уйти в отставку из-под нового министра в связи с несогласием с его действиями — очень удобный повод для попадания в теленовости. А заодно — и остаться с гарантированным доходом. Но для его получения нужно постараться, и сейчас самое время.
Дело в том, что такую отставку принимает только тот, кто назначал чиновника. То есть замминистра должен просить о таком благе у Кабмина, начальник управления — у министра или его зама. И еще нужно удовлетворять такому критерию как страховой стаж (25 лет для мужчин и 20 для женщин), а также проработать на должности первой-второй категории не менее пяти лет.
Порывшись в базе правительственных документов, мы обнаружили более полусотни чиновников, воспользовавшихся случаем. Среди них оказались даже Анатолий Брезвин, летом 2007-го ушедший в "политическую" отставку с поста главы ГНАУ, и Александра Кужель, уходившая с поста замминистра регионального строительства. Из последних примеров можно привести случай с мужем Веры Ульянченко — Виктор Ивченко в августе этого года тоже выбрал "политическую" отставку с поста главы Госинвестиций.
Поэтому рекомендуем пользоваться моментом. А то может ждать и более прискорбная участь — увольнение по статье 30 того же закона. Она гласит, что госслужащий не имеет права нарушать закон "О борьбе с коррупцией", а также принимать участие в забастовках и мешать нормальной работе госоргана. Соответственно пенсион за такую отставку не положен.
"Залетчиков" по этой статье также много. Причем увольняют таких обычно пачками. Например, премьер Юлия Тимошенко в феврале 2005 года именно по "коррупционно-забастовочной" уволила десяток помощников и советников ее предшественника Януковича. За что в полной мере была вознаграждена осенью того же года. Премьер Ехануров по этой статье увольнял советников Тимошенко, в том числе и пресс-секретаря Виталия Чепиногу. Впрочем, он сохранил возможность получать зарплату у государства, через полгода став народным депутатом. Но вариант с депутатством нынешним отставникам представится только через два года. Поэтому самое время позаботиться о безбедном будущем. Как это делают днепропетровский и харьковский губернаторы, в настоящие дни воюющие в судах именно о статье, по которой их уволил президент.