Шестидесятники выступали против режима и за "мову"
60-е годы ХХ века вошли в историю СССР, как период бурного диссидентского движения. В Украине наибольшая активность шестидесятников наблюдалась в Киеве, но и Днепропетровск не стоял в стороне. Правда, в среде диссидентов город заслужил себе не столько славу очага движения, сколько места, где калечили судьбы инакомыслящих.
"В Днепропетровске на ул. Чичерина есть психиатрическая больница, куда отправляли якобы на лечение людей, не согласных с действовавшим режимом. В частности, там проходили лечение известные диссиденты Иосиф Тереля и Олесь Тихий. Диссидентов в этой больнице уничтожали как личностей, обкалывая лекарствами. Они не боялись тюремного заключения, а боялись попасть именно в эту специализированную лечебницу", — рассказала нам завотделом истории современности ДНИМ Надежда Шеймина.
ШЕСТЬ ЛЕТ ЗА ЛИСТОВКИ. Одним из первых известных организаторов выступлений против власти на Днепропетровщине был экс-председатель колхоза им. Калинина в Сталинском р-не области (существовал до начала 60-х) Дмитрий Попов. Он создал подпольную группировку, организовывавшую акции протестов рабочих. А в 1963 году днепропетровец Виктор Хозяинов, инструктор Кировского райкома комсомола, распространял на ст. Пятихатки, в г. Житомире и Виннице антисоветские листовки. Также ему вменялось в вину то, что он публично критиковал первичные комсомольские организации за многочисленные приписки в отчетах и докладах. В итоге его на шесть лет упрятали в исправительно-трудовые лагеря строгого режима.
ПИСЬМО ТВОРЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ. В 1968 году в украинском "самиздате" большой популярностью пользовалось "Письмо творческой молодежи г. Днепропетровска", адресованное Председателю Совмина УССР Щербицкому. За каждым его экземпляром охотилась армия сотрудников КГБ. Авторы письма взялись информировать власти о необоснованной травле романа "Собор" Олеся Гончара и гонениях на творческую интеллигенцию. Также поднимался вопрос о том, что в таком мегаполисе как Днепропетровск не было ни одного украиноязычного учебного заведения. Вообще вопросу подавления украинского языка было отведено большое внимание. Авторы послания полагали, что откроют властям глаза на правду, а в итоге пострадали от репрессий. Больше всех досталось поэту Ивану Сокульскому, осужденному в 1969 году на 4,5 года колонии строгого режима. А уже в 1980 году его снова арестовали. В общей сложности он 13 лет провел в тюрьмах и лагерях.
ПОСЛЕДНИЙ ДОВОД. Массовым протестным движением Днепропетровск не отличался, но наши земляки шли ради своих убеждений, пожалуй, на самые отчаянные шаги. Если в начале 60-х годов люди выражали свой протест, разбрасывая агитлистовки и множа "самиздат", то к концу десятилетия акции переросли в акты публичного самосожжения. "5 ноября 1968 года в Киеве на Крещатике совершил самосожжение житель Днепропетровска Василий Макух, в прошлом политзаключенный лагерей. Он сделал это в знак протеста против порабощения Украины", — рассказала нам Надежда Шеймина. В тот день на главной улице Киева было многолюдно, поэтому горящего человека, выкрикивавшего антисоветские лозунги, увидели десятки прохожих. Это был беспрецедентный акт, поразивший многих.
А уже в следующем году аналогичный поступок готовился совершить наш земляк, учитель Николай Береславский. 10 февраля 1969 года он прибыл в Киев. Но на улицах было малолюдно из-за снегопада и сильного мороза, потому он решил не сжигать себя, понимая, что общественного резонанса не будет. Вместо этого он отправился в университет им. Шевченко и начал ходить по центральному корпусу вуза, наполненному студентами и преподавателями, с двумя транспарантами, гласящими: "Мова — це існування народу. Боріться за законні права української мови!, "Свободу діячам української культури!". За этот демарш его приговорили к 2,5 годам лагерей.