Беременность и роды
Украинки начинают платить уже во время беременности в женской консультации. Для того чтобы врачи быстрее принимали, нормально проводили УЗИ, приходится отдавать от тысячи до двух тысяч гривен.
Потом приходит время родов. В каждом роддоме (и даже у каждого конкретного врача) существует твердая такса. За обычные роды берут в среднем 500-800 долларов, за кесарево сечение — около $1000. Если роды тяжелые, цена может вырасти до $1500-2000.
Если же все пошло не так как надо и ребенок получил травму, то готовьте еще минимум по 150-200 гривен за визит к врачу. И вы еще можете потратить 4-6 тысяч на массажи и прочие необходимые процедуры.
Цена вопроса: l на человека 8-16 тыс. грн. l по стране 4 млрд грн. в год
Детский сад
Плохая демографическая ситуация девяностых привела к нехватке детских садов в крупных городах. В их зданиях расположились налоговые инспекции и коммерческие фирмы. В оставшиеся учреждения так просто не попасть — с родителей берут вступительный взнос — около 2 тысяч гривен.
Как только дети перерастают ясельный возраст, в большинстве садиков родителям предлагают записать их в кружки танцев или иностранного языка. Стоимость занятий в Киеве составляет около 200 гривен в месяц. Вроде бы и не так дорого, но деньги идут напрямую преподавателям, которые, скорее всего, делятся с заведующей. Никакой ответственности за знания, получаемые в итоге детьми, эти учителя не несут.
Кроме того, родители за свой счет ремонтируют помещения, а также сдают деньги на текущие расходы, что в киевских садиках составляет 100 гривен. На эти деньги покупают мыло, туалетную бумагу, бытовую химию и прочее.
Цена вопроса: l на ребенка 2 500 грн. l по стране 2,5 млрд грн. в год
Школа
"Благотворительный взнос" при поступлении в любую школу — даже ту, которая стоит прямо у вашего дома, — считается хорошим тоном. Да и следующие 11 лет вам придется платить за все.
Ежемесячный сбор идет на охрану, на то, чтобы к празднику дарить учителям по коробочке конфет и по банке кофе. В выпускных классах, чтобы дети хорошо окончили и нормально сдали экзамены, тоже придется платить преподавателям.
Дальше — больше. На экзамены каждому члену комиссии нужно преподнести подарок и накрыть стол (5 экзаменов по 5 членов комиссии). Кроме того, есть еще подарки классному руководителю и дирекции.
Цена вопроса: l на ребенка 1 300 грн. l по стране 3,25 млрд грн. в год
Институт
Опустим вопрос вступительных экзаменов. Но после поступления студентам приходится платить преподавателям. Социологи подсчитали: размер средней взятки в вузах в этом году составляет 376 гривен. А со случаями коррупции сталкиваются 33 процента студентов, слышали о них еще 29 процентов.
Чтобы не платить напрямую, преподаватели предлагают дополнительные занятия. Еще один способ получить деньги — это продавать свои книги или методички, ссылаясь на то, что советские учебники устарели, а новых библиотеки не закупили. Как говорят студенты, их, конечно, не обязывают покупать эти книги, но настоятельно рекомендуют.
Цена вопроса: l на cтудента 2 000 грн. l по стране 5 млрд грн. в год
Зарплаты в конвертах
После вуза мы идем работать. И что греха таить, многие получают часть зарплаты в конверте. В этом заинтересованы как работодатели, которые экономят до 50 процентов от фонда оплаты труда в зависимости от вида деятельности предприятия, так и сами работники. Как показал опрос, проведенный Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob, на работу с "черной" зарплатой согласны 63 процента экономически активных украинцев! Работать за неофициальную зарплату чаще соглашаются мужчины. "Моя задача — кормить семью, и мне все равно, в каком виде мне выдадут деньги!" — предельно четко поясняют они свою позицию.
Цена вопроса: 60 млрд грн. в год
Строители, таксисты, няни и сантехники
Еще одной существенной частью теневой Украины являются люди, которые оказывают услуги населению. Это и няни, и строители, и даже жэковские электрики и сантехники. Последние редко выполняют свои обязанности бесплатно.
По данным профсоюза таксистов, в Украине около 200 тыс. человек в той или иной степени заняты перевозкой людей. При этом действующих лицензионных карточек — около 40 тыс. И даже из этих 40 тыс. таксистов платят налоги всего около 30 процентов.
Цена вопроса: 15 млрд грн. в год
Платная бесплатная медицина
Ближе к старости мы все чаще обращаемся к врачам. Опросы показывают, что украинцы считают отечественную медицину одной из самых коррумпированных сфер, и, как бы ужасно это ни прозвучало, данное положение вещей вполне закономерно.
С больных берут за все. За анализы, за правильные диагнозы, за то, что положат в стационар и сделают операцию. Украинцы переплачивают за лекарства, которые не всегда нужны пациентам.
Цена вопроса: 6 млрд грн. в год
Последний путь
Ну и, наконец, никто из нас не избежит последнего пути на кладбище. Тут на нас с вами тоже зарабатывают. В соответствующих фирмах часто заставляют платить за те услуги, которые по закону являются бесплатными. На кладбище могут продать как могилку, так и памятник по завышенным ценам. Хотите место на центральном погосте? Они тоже продаются. По нашим подсчетам, только на ритуальных услугах в тень уходит около 1 миллиарда гривен в год.
Цена вопроса: l 1 млрд грн. в год l около 300 млрд грн. обращается в тени
Бюджетная сфера
Если в коммерческих фирмах самая большая проблема — это зарплаты в конвертах, то у бюджетников — взятки. И начинаются они с того, что претенденты на хлебное место платят за трудоустройство.
В некоторых больницах, даже чтобы устроиться на должность медсестры, приходится раскошелиться на 300-1000 долларов. Платят за должности в министерствах и всех контролирующих органах. И не только деньгами расплачиваются они за свои портфели. Самые высокие должности в Украине распределяются по партийным спискам и личным симпатиям.
Цена вопроса: 10 млрд грн. в год
Чиновники
Как говорят знающие люди, любая должность окупается в течение трех-четырех месяцев. А чиновникам дают поработать как минимум год. За это время они зарабатывают на откатах при госзакупках, взятках за выдачу разрешительной документации и за продажу инсайдерской информации.
Депутат Верховной Рады, член парламентского комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Анатолий Матвиенко уверен, что в себестоимости аграрного производства 30 процентов приходится на взятки. Возможно, в других отраслях эта цифра и меньше, но если учесть, что украинцы тратят на продукты питания около 51 процента своих доходов, то именно взятки в сфере продуктов питания наиболее заметно бьют по кошельку простого гражданина. В других отраслях если и берут меньше, то не намного. Объем розничной торговли в Украине составляет около 630 миллиардов гривен, а значит, на взятки уходит 190 миллиардов гривен.
Цена вопроса: 190 млрд грн. в год
Взгляд с шестого этажа
Тень порождает тень
Наши чиновники часто жалуются — бизнесмены плохие. Платят зарплаты в конвертах, и нам не хватает налогов. Вот если бы все платили честно, то и жилось бы в нашей стране совсем по-другому. Однако, как показывает наше исследование, большая часть теневых денег идет на… взятки чиновникам. Чтобы не вылететь в трубу, бизнесмены уводят деньги в тень и передают их контролирующим органам.
Простые люди тоже не стремятся платить налоги. Причина проста — они не видят, на что идут их деньги. Пока чернобыльцам, афганцам и детям войны урезают льготы, о себе депутаты и министры не забывают — строят дороги к своим домам, оборудуют вертолетные площадки, выделяют сотни миллионов гривен на лечение себя любимых. Поэтому неуплату налогов следует воспринимать власть имущим как протест против собственной политики.
А в это время
Несмотря на то что власти декларируют борьбу с коррупцией, это явление в Украине никуда не делось. По последним исследованиям, доля предпринимателей, использующих неофициальные способы решения вопросов в госорганах, выросла с 35 до 46 процентов, тогда как дарящих подарки чиновникам — с 20 до 25 процентов. Средняя часть дохода бизнеса, потраченная на подкуп чиновников, за два года выросла с 6 до 10 процентов. В правительстве лишь разводят руками.
- Вот я не могу справиться с ней (с коррупцией. — Прим. авт.), — заявил недавно вице-премьер Сергей Тигипко в эфире одного из телешоу. — Хотя такие разговоры у нас идут на достаточно высоком уровне. И, к сожалению, сегодня не удается это сделать.
22.11.2011