Сегодня социальная активность в интернет-среде стала очень модным явлением. Почти у всех, от школьников до депутатов, есть аккаунт в Twitter, Facebook или национальной сети наподобие "Вконтакте". В телефонах все теснее интегрируются всякие чаты и сервисы типа Skype, в аппаратах Sony Ericsson появилась кнопка like прямиком из Facebook.
Сегодняшняя идеология использования мобильных устройств предусматривает тот факт, что вы, пользователь, должны постоянно быть в режиме "онлайн". Нашли что-то интересное? Сделали любопытную фотографию? Что же медлить? Быстрее запостите ее в свой микроблог, затем в полноразмерный блог, затем в личный веб-альбом, а потом еще можно отправить ссылку на это фото избранным друзьям по почте. Нужно обо всем сообщить миру, услышать оттуда отзывы, ответить на них, поругаться с кем-то, ибо он не прав, а потом забанить этих "неправых". По сути, это целая жизнь, которую мы ведем параллельно с основными делами. Причем у каждого соотношение времени, уделяемого этим двум существованиям, различно. Кто-то тратит на "социальщину" час-два в сутки, а кто-то и полдня.
Безусловно, может возникнуть вопрос о том, насколько безопасны такие увлечения? Периодически печатаются мнения экспертов о вреде или, напротив, безвредности подобных занятий. Но я бы поставил вопрос несколько иначе — а насколько все эти социальные штуки полезны? Какие выгоды мы извлекаем из их ежедневного использования? Бесспорно, такие сервисы могут быть очень кстати в ряде ситуаций. Например, Twitter это почти идеальный инструмент для максимально оперативной трансляции новостей с каких-то мероприятий, презентаций и выставок. Кроме того, в таком микроблоге уместно публиковать какие-то короткие, но ёмкие мысли, которые важно донести до читателя именно сейчас, не дожидаясь написания отдельной статьи или даже поста в полноформатном дневнике.
Социальные сети полезны для самого что ни на есть банального поиска старых знакомых. Далее они удобны в качестве площадки для оперативного обмена информаций внутри созданной там группы. В них можно искать редкую музыку и видео (и оставим за скобками правомерность таких действий). В веб-альбомах можно быстро показать близким людям отснятые только что фото и видео. Упомяну и браузерные онлайн-игры. Например, подобные казуальные забавы вроде "Морского боя" — отличный способ скоротать время, даже если у вас только лишь маломощный нетбук, не способный запустить ресурсоемкую игру. Польза, безусловно, имеет место. Но тут стоит задать еще один вопрос. А именно, у многих ли из нас хватает силы воли и самосознания тратить ровно столько времени на вышеупомянутые задачи, сколько того требует ситуация? Здесь все зависит, на мой взгляд, не столько от возраста, сколько от индивидуального самосознания и рациональности мышления.
Есть товарищи за 30 лет, которые с удовольствием играют в онлайновые игры с ежемесячной абонентской платой, и им это искренне нравится. Они в своих форумах обсуждают "прокачку" персонажей, обмениваются опытом и так далее. Со стороны выглядит странно, но по большей части это их личной дело. Однако есть и более насущный аспект данной проблемы — это сегмент подростков и их взаимодействие и подобными сервисами. В настоящее время даже бюджетные телефоны обладают более-менее приличным браузером, позволяющим пользоваться теми же социальными сетями. Сюда же можно отнести и мобильные игры разного качества. Имея доступ к определенной статистике по запросам подобной аудитории, могу сказать, что существует значительный спрос по настройке на телефонах как мобильного интернета с доступом к социальным сетям, так и установке различных игр. Причем возраст интересующихся этим начинается уже с 7-8 лет.
Сегодня в школах зачастую уровень технического оснащения мобильного телефона определяет и авторитет его владельца. В ряде случаев родители без колебаний покупают своим детям довольно продвинутые модели телефонов, способных решать широкий спектр задач. Вопрос об избыточности функций мобильного устройства, покупаемого для ребенка, также поднимается время от времени. Кто-то выступает за свободу в данном вопросе, а кто-то предлагает ограничить такой выбор самыми дешевыми и надежными моделями безо всяких излишеств.
Таким образом, удешевление с одной стороны, и насыщение телефонов всех ценовых диапазонов дополнительными функциями с другой, привело к тому, что практически у каждого школьника, начиная с 1 класса, в наличии имеется относительно мощный телефон. К чему это может привести без чувства меры?
Здесь я напишу исключительно личное мнение, основанное на тех фактах, знанием о которых я непосредственно обладаю. Во-первых, это прямой физический ущерб. Здесь и перенапряжение пальцев от длительной переписки на не всегда удобных клавиатурах телефонов, и серьезная нагрузка на зрение от долгих игр на маленьких и опять же, не всегда качественных, дисплеях. Был живой пример, когда знакомые обратили внимание не чрезмерное увлечение их ребенка мобильными играми только тогда, когда у него начало заметно падать зрение. Во-вторых, взаимодействие подростков с социальными сетями тоже не всегда идет на пользу.
Сегодня наблюдается тенденция, заключающаяся в том, что подростки доверяют своим виртуальным "друзьям" больше, чем членам своей семьи. Создается искусственный социум, где обсуждаются самые разные темы и обмениваются опытом в самых разных вопросах. Для подростков такой новый мир интересен и свободой распространения самого разного контента; и анонимностью, когда можно создать себе любой образ, этакого аватара; и зачастую ложным пониманием, с которым "френды" относятся к обсуждаемым вопросам. Порой доходит до того, что подросток проводит в такой среде почти все свободное время. И очень важный вопрос тут заключается в том, в какой степени этих "френдов" можно считать друзьями? Приведу один пример, который, на мой взгляд, весьма показателен. 9 мая 2011 года в моем городе (Таганрог) школьница 12 лет застрелилась в 22 часа вечера. Казалось бы, что тут такого? Однако есть любопытный факт. Эта девочка была активной посетительницей сети "Вконтакте". В тот день в 15 часов она написала, что умрет в 22 часа.
Затем каждый час она писала, сколько времени ей осталось. В намеченный срок она исполнила свое намерение. Ее записи прочло много "френдов". Но обеспокоился ли кто-то? Попытался ли предотвратить случившееся? Отнюдь! Всем было весело читать подобное, многие нажали известную кнопочку "like" под этими постами. Разве такие "друзья" заслуживают того, чтобы им доверяли какие-то тайные мысли? Стоят ли они потраченного времени на общение с ними? А весной этого года сотрудники Facebook запустили сервис, в рамках которого можно отправлять данные о тех пользователях, которые выражают в своих профилях мысли, связанные с суицидом.
Такие данные будут передаваться в полицию и иные службы. Отмечу еще один нюанс — в ряде случаев мы покупаем детям компьютер и мощный телефон, чтобы они подольше занимались ими и поменьше отвлекали нас от наших занятий. Не находя порой понимания внутри семьи, они ищут его вовне. А современная техника дает беспрецедентные возможности по обмену информацией со всем миром в реальном времени. Доступ в социальные сети есть с нами везде, где присутствует хоть какое-то покрытие сотового оператора. Иногда подростки уходят в этот виртуальный мир, потому что там их вроде бы понимают. Но понимают ли на деле, ведь чаще всего нельзя даже проверить, настоящее ли фото твоего виртуального собеседника?
Третий момент — онлайновые игры, как бесплатные внутри тех же сетей типа "Вконтакте", так и платные, требующие ежемесячных финансовых вложений. Сегодня полно поделок и среди браузерных игр разного толка. Да, среди них есть стоящие проекты, но пруд пруди и откровенного шлака. Могу откровенно сказать, что одно время я сам увлекался подобными забавами. Играл я в нечто вроде RPG про мир, захваченный зомби. Нужно было развивать персонажа и отбиваться от противников. Какое-то время это было забавно, но потом я трезво оценил то, чем занимаюсь. Оказалось, что это объективно скучное занятие — на серьезную "прокачку" героя пришлось бы потратить несколько недель постоянной игры. А сам герой — пара пикселей на мониторе. Геймплей тоже приелся. Но на форуме этой игры и сегодня полно тех коллег-геймеров, которые были там, когда я впервые с ней ознакомился. И я сомневаюсь, что они — сплошь взрослые люди.
По их манере общения это, скорее всего, школьники, тратящие десятки часов на управление несколькими пикселями на фоне простенькой двумерной графики. Кто-то может и не любить такие игры всей душой, но играет потому, что это модно. Если весь класс играет в разновидности "Ферм" во "Вконтакте", то чем я хуже? Стоит ли удивляться тому, что в даже в 3-4 классах сегодняшние школьники не знают многих немаловажных вещей хотя бы из истории своей страны? Когда я впервые столкнулся с таким фактом, мне было странно, отчего так происходит. Сегодня это же обыденное явление — ведь онлайн-сфера предлагает столько способов потратить свое время, что и всей жизни не хватит.
Четвертый аспект — зачастую опасное разнообразие как контента, публикуемого пользователями социальных сетей, так и обсуждаемых там тем. Доступ к таким материалам моет сегодня получить любой желающий, даже со своего мобильного устройства.
Если подвести итог вышесказанному, то можно сказать вот что — будьте бдительны. В 21 веке информационные технологии дали нам невиданную свободу по доступу к любой информации, и ограничить его крайне сложно. Целесообразнее быть готовым к тому, что можно найти на просторах сети и понимать важность или бессмысленность совершаемых там действий. Не все из нас могут объективно оценить негативные или позитивные последствия от увлечения сетевыми забавами, и не все имеют чувство меры при этом.
Конечно, немало тех, кто использует преимущества сетевых сервисов для повышения продуктивности своей работы, и это хорошо. Но, как и любой инструмент, нынешние веб-ресурсы имеют положительные и отрицательные аспекты. О последних стоит помнить и не пускать на самотек чрезмерные увлечения сетевой жизнью. На основе личного опыта могу сказать, что нелишним будет хотя бы вкратце ознакомиться с тем, в каких сетевых группах и сообществах состоит подросток, каковы его публично заявленные на странице интересы, круги общения. Если он слишком много времени уделяет онлайн-играм, то стоит подумать, чего ему не хватает в реальной жизни. Если виртуальная стала интереснее? Может быть, не хватает нашего внимания? В целом проблема многогранна, и ее, по моему мнению, стоит держать под контролем.
mobiset.ru
27.09.2011