Торговцы людьми работают семейными подрядами, а приговор получают 11% из них
Харьковчане продолжают искать лучшую жизнь за пределами государства. Раньше девушкам, которые подписывались на работу горничной или официантки, о конечной цели поездки не говорили, сейчас харьковчанки заведомо соглашаются на заграничный бордель.
За последние 5 лет, только по официальной статистике, в Харьковской области продали 129 человек: в 2008 году — аж 30 случаев, в 2009-м — вполовину меньше, в 2010-м — 9. Больше всего настораживает тот факт, что девушки понимают, что едут к работодателю-сутенеру. "Лица, вербующие девушек, как правило, не скрывают, куда они их везут. Говорят девушке, на каких условиях она будет заниматься проституцией, чтобы меньше вопросов задавала за пределами Украины", — рассказал замначальника отдела по борьбе с преступлениями, связанными с торговлей людьми, УМВДУ в Харьковской области Олег Гринь.
Чаще всего под прицел вербовщиков попадают девушки в возрасте от 18 до 30 лет, у которых проблемы с жильем, на руках маленький ребенок, да и мужа нет. "Им предлагают ту зарплату в месяц, которую она здесь сможет заработать за год. В прошлом году, например, один из вербовщиков обещал заработки в 30 евро за 10 минут, а это 3 тысячи гривен в неделю", — говорит Гринь. Отличительных черт вербовщика в проституцию нет — это вполне приличные люди, иногда — частные предприниматели. По словам Олега Гриня, в прошлом году был задержан вербовщик, который возглавлял строительную фирму, гонял автомобили из Германии, а когда финансовое положение ухудшилось, "давили" кредиты, согласился на сделку с немцем и завербовал на "заработки" 6 харьковчанок. Приходилось правоохранителям сталкиваться и с целым семейным подрядом.
"В позапрошлом году мы задержали группу из 4 человек. Вербовкой в Лозовском и Изюмском районах, а потом и отправкой в Москву занималась вся семья: мама, дочка, два брата. Работы в селах нет, они этим пользовались. Девушкам рассказывали, что в Москве они получат все что хотят, но придется "поработать". "Трудоустроили" 20 девушек", — говорит Олег Гринь. От конечного пункта назначения жертв всегда зависит и "зарплата" вербовщиков. Так, за одну девушку, отправленную "на работу" в соседнюю Россию, предприимчивые земляки получают в среднем $300-500, ну а если это Европа, то заграничные подельники платят тысячи условных единиц.
Заложниками нечестных работодателей чаще всего становятся харьковские мужчины. "Как правило, это каменщики, плиточники, плотники. Едут они в московский регион", — говорит Гринь. После выполненной работы наши труженики получают лишь деньги на обратную дорогу. Наказать работорговцев часто не получается из-за положительных характеристик и наличия несовершеннолетних детей. "В судах действия "бизнесменов", которые уже успели отправить через границу "живой товар", нередко квалифицируют как сводничество для разврата или втягивание в проституцию. С 2006 по 2010 годы из 105 уголовных дел по ст. 149 УК, которые были возбуждены в нашей области за торговлю людьми, приговоры суда были приняты лишь по 12 делам", — говорит председатель Центра правовых и политических исследований "ДУМА" Юрий Чумак.
Ребенок на продажу
Правоохранители говорят, что вербовкой в сексуальное и трудовое рабство чаще всего занимаются частные лица, но для "солидности" трудоустраивать могут и юридические. Если вы имеете дело с какой-то рекрутинговой фирмой, то стоит внимательно прочесть все документы, которые предоставляет агентство. Ну а если уж и верить на слово приятелю или знакомому, то стоит помнить, что сумасшедшие заработки и большие объемы работ — скорее всего, обман, предупреждают в УВД.
Страшный случай продажи человека произошел в Харькове в 2009-м. Осенью город взбудоражила новость о том, что молодая женщина из Сумской области решилась продать своего малолетнего сына. Согласилась на такую "покупку" пара из Харькова, которая готова была отдать за ребенка $15 тыс. Против нерадивой матери возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 149 (торговля людьми или иная незаконная сделка о передаче человека), она может угодить за решетку на 15 лет.