Украине утечки подобного рода пока не угрожают, считают эксперты.
Основатель WikiLeaks Джулиан Ассанж сегодня должен предстать перед судом Великобритании. Правда, причина его задержания — обвинение в сексуальных домогательствах, а не скандальные публикации его сайта. Тем временем информация, выпущенная Ассанжем в открытый доступ, приводит к последствиям, сравнимым с серией войн среднего масштаба. Разве что пока без жертв — по крайней мере, видимых. Можно ли считать это началом новой эры информационных войн? И если да, то как обстоят дела Украины в этом сегменте безопасности? "Главред" спросил об этом у экспертов.
Василий Крутов, доктор юридических наук, профессор, генерал-лейтенант СБУ.
Не берусь судить, что вызвало подобные публикации, и какие мотивы могут быть у их авторов. Но подобное можно назвать информационным терроризмом. Мы с вами сейчас живем в постиндустриальном обществе, где ключевой ценностью является информация (для сравнения: в предыдущем, индустриальном, ключевой ценностью все же был капитал). Эффект от подобной информационной войны может быть сопоставим с эффектом от войны традиционной, при том, что она не требует таких же высоких затрат. Если учесть, что ящик Пандоры уже открыт, думаю, в будущем следует ожидать новых подобных конфликтов. Не обязательно межгосударственного уровня — мишенью могут служить корпорации, крупные финансовые центры, банки, организации.
Дмитрий Выдрин, заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины.
Сразу заявлю: WikiLeaks — не сугубо американская проблема. Это ровно настолько же проблема Украины и проблема любой другой страны. В условиях информационной глобализации о привычных границах речь не идет, в Интернете их просто нет. Разделение информационных полей разных стран осталось в прошлом, в котором информация еще натыкалась на колючую проволоку границ. Информационные потоки Сети такой проволокой не обнесешь.
С другой стороны, Украина тут защищена. Если бы опубликовали переписку наших дипломатов десятилетней или пятилетней давности — ничего бы не произошло. Знаете, почему? Я со многими дипломатами дружу, так ведь с ними и в личном общении бывают проблемы. Все тосты на застольях носят дежурный характер. У них это, извините, в крови. Когда я работал советником одного из президентов, он заставлял меня переписывать все выступления, которые писал ему министр иностранных дел. Говорил — не могу понять, что он пишет. Обо всем сразу и ни о чем конкретно. Говорят же, что дипломатия — искусство скрывать свои мысли. Мы пока находимся в парадигме советской или даже досоветской дипломатии, которая была именно таким искусством. Наши дипломаты пока что не научились анализировать информацию и делать выводы, не стали дипломатами ХХI века. С другой стороны, дипломаты США — это уже скорее политические аналитики. Даже внешние политики. Они способны предсказывать сценарии развития будущего и влиять на них. У нас пока этого нет, но, надеюсь, будет.
Так что поверьте — опубликовали бы тексты наших дипломатов, вы бы даже удивились вялости их текстов и отсутствию в них какого-либо собственного мнения. Нам утечки подобного рода не угрожают — утекать нечему.
Олег Ельцов, один из основателей сайта "Украина криминальная", специалист по журналистским расследованиям.
Я и сам попадал в подобные истории. Была у меня такая серия статей "Из жизни Деркачей" с публикацией секретных документов, дело возбуждалось. По итогам "на ковре" главы спецслужбы мне была сказана фраза "Ты поссорил Украину с четырьмя спецслужбами мира". После этого я стал относиться более скептически к подобным службам вообще. А сейчас, после скандала с WikiLeaks — и к дипломатическому аппарату США. Что за спецслужбы у нас, что для них угрозу представляет какой-то Ельцов, и что за спецслужбы в США, если какой-то Ассанж может нанести по ним удар такой силы? Что мы за мегамонстры такие, что способны несколькими публикациями рассорить такую кучу серьезных людей, специальность которых — добывать и хранить секреты? Как по мне, все эти тайны, вся эта госструктура секретности в ее современном виде — отрыжка времен Талейрана, изжившая себя много лет назад. Главная тайна, которую они оберегают — тайна их собственной ненужности. Вот скажите, Ассанж много рассказал чего-то, чего нет в открытом доступе? Что не было бы секретом Полишинеля, известным половине мира? А ведь сотни людей получали солидные деньги за охрану данной информации. Притом что у них в итоге не получилось ее защитить.