Второй день Давоса прошёл под знаком Украины. Название традиционного ланча Виктора Пинчук — "Украинские выборы. Quo vadis, Украина?" — уже интриговало.
Гостей собралось более трехста. Среди них — большая группы россиян: представителей бизнеса, экспертов, журналистов. Большое оживление вызвало появление Виктора Вексельберга.
Повышенное внимание было приковано к Нино Бурджанадзе. К концу мероприятия, похоже, назойливые журналисты ей порядком поднадоели — каждый норовил расспросить о ситуации в Грузии, а наши — ещё и о пресловутых грузинских боевиках-наблюдателях.
Среди иностранных экспертов выделялись Андерс Ослунд и Александр Рар, которые считаются на западе едва не лучшими знатоками украинских проблем. При этом чувствовалось, что их ставки на предстоящих в Украине президентских выборах диаметрально противоположны.
В кулуарах можно было встретить Виталия Кличко, Сергея Тигипко, Арсения Яценюка с супругой Терезой, Романа Шпека, Григория Немырю, Александра Чалого, Олесю Оробец, Владу Литовченко, других видных гостей.
Хозяева мероприятия — Виктор Пинчук, его супруга Елена Франчук с сыном Романом разместились за ближайшим к сцене столиком. Перед началом конференции показали полушуточный ролик о перспективах президентских выборов в Украине. Война между двумя Y (Yanukovich и Yulia) может обернуться катастрофой для Украины — таков лейтмотив ролика. Виктор Пинчук открыл конференцию и передал слово Христе Фриланд, редактору "Financial Times".
Сидевший за соседним столиком иностранный журналист, спросил меня: "Мистер Пинчук постоянно живёт в Великобритании?" — "Нет, он живёт в Украине". — "Но у него абсолютно безукоризненный английский, Бритиш инглиш!", — отметил представитель СМИ.
Госпожа Фриланд сразу же повела конференцию в лёгкой манере, проявила неплохую осведомлённость в украинских делах и даже поведала о своём разговоре летом прошлого года в Ялте. Тогда она спросила у Виктора Пинчука, чего он ожидает от выборов. Пинчук ответил, что хотел бы, чтобы в украинской политике было больше сексуальности. Все присутствующие оценили эзопов язык Пинчука и его дар дипломата.
Объявленный телевизионный мост с Киевом (с Юлией Тимошенко) несколько раз давал сбои. Тимошенко, в присущей ей патетической манере, начала рассказывать о своей программе для Украины. Впрочем, заинтересовало в этой речи только обещание содействовать созданию среднего класса (Юлия Владимировна даже объявила о том, что внесла в Раду законопроект о сокращении вдвое количества проверяющих структур, являющихся, как известно, основой коррупции) и заявление о модернизационных программах для Украины. Юлия Тимошенко (или её советники) проявила свои знания и поздравила госпожу Фриланд с недавним рождением сына Ивана. Этот обычный знак внимания вызвал восхищение у публики. Григорий Немыря сиял — он мог поставить себе очередной плюсик, дав хороший козырь своей начальнице.
Когда телемост прервался, госпожа Фриланд попросила не обращать внимание на этот маленький казус и привела пример, когда в подобную ситуацию попал президент Обама.
Когда же связь прервалась во второй раз (как раз на вопросе Стивена Байера о том, кому из мировых лидеров первому позвонит Тимошенко в случае её избрания на пост президента), а изображение Юлии Владимировны на экране приобрело зелёно-фиолетовый оттенок, Христя Фриланд пошутила: "Юлия Владимировна, вы теперь похожи на героиню фильма "Аватар".
На проблемах связи решили не зацикливаться — перешли к "заслушиванию" Арсения Яценюка и Сергея Тигипко.
Арсений Петрович, бодро взбежав за трибуну, очередной раз поведал всем о ситуации в Украине и о своей программе. Интересно, но в Давосе он вновь отказался от своей евразийской и имперской риторики. Не было и намёка на "фронтовые" нотки. Зато заявил о своей преданности европейской интеграции Украины, идеалам демократии и т.д. Правда, на вопрос о том, кому из кандидатов отдаёт предпочтение, Яценюк заявил, что боролся и против Тимошенко, и против Януковича, поэтому предпочитает находиться в оппозиции.
(На этом месте официанты сменили украинский борщ на отменные телячьи медальоны, а бокалы гостей наполнили великолепным пино нуар).
В завершение Яценюку задали тот же вопрос, что и Тимошенко — кому бы он позвонил. Арсений Петрович без ложной скромности ответил, что предпочитает, чтобы звонили ему.
Сергей Тигипко — в отличие от выступавшего на английском Яценюка — говорил по украински. Его речь была менее патетичной, более простой, но при том он смог донести до гостей больше смыслов. Один из банкиров, симпатизировавших ранее Яценюку, сказал мне:
- Да, Тигипко явно был сильнее и последовательнее.
- В своей речи или в кампании?
- И там, и там, — с горечью констатировал собеседник.
Вскоре после выступления, Тигипко засуетился и едва мероприятие закончилось, распрощался — "я срочно улетаю, мне ещё сейчас в Цюрих на аэродром", — сообщил он присутствующим.
Между тем снова возобновилась связь с Киевом. Тимошенко появилась на экранах (журналистская братия в это время как раз живо обсуждала, попадёт ли на орехи тем, кто отвечал за трансляцию и организацию телемоста, а если попадёт, то в какой степени и в какой форме). Появившись — оговорилась: вместо "я предложила Сергею Тигипко пост премьера" сказала, что предложила ему пост президента. Зал взорвался от смеха и зааплодировал. Тимошенко не поняла, что оговорилась и невозмутимо продолжила спич.
Несколько присутствующих начали задавать ей вопросы — было видно, что среди них нет оппонентов Юлии Владимировны. Вопросы были более чем "чегоизвольнические". Тимошенко отвечала на них охотно и чётко.
Сразу после Тимошенко, из Запорожья "включился" Виктор Янукович. Он рассказал о том, что Запорожье — это родина украинской демократии (казачества) (как историк подумал: если казаки — это демократия, то я хочу жить в тоталитарной стране). Язык Януковича был коряв, предложения давались ему с трудом. Правда, в смысловом плане его речь была более насыщенной: Тимошенко говорила легко, но у неё было очень много общих фраз, обтекаемых выражений. Янукович старался говорить тяжело и весомо. Нюансы его речи и несостыковки в фразах иностранные гости, похоже, не почувствовали — переводчики работали на славу.
Несколько раз Янукович спровоцировал у присутствующих приступы хохота. Первый раз, когда сказал о наличии у него стратегического плана развития страны до 2010 (!!!) года. Второй — когда сказал о планах России построить обходные газопроводы, и тогда "мы останемся без газа, как говорится, как собака не сене" (забыв, очевидно, реальный смысл этой поговорки). Наконец, бурю эмоций и шквал аплодисментов вызвал ответ Януковича на вопрос о том, кому он позвонит после победы. "Я думаю, что если я стану президентом, то позвонят мне", — сказал Виктор Фёдорович. И скромно добавил: "Я этого жду пять лет".
Тут гости доели десерт — вареники с вишней — и организаторы объявили о завершении конференции. Журналисты остались за своими столами дописывать репортажи, фотокорреспонденты бегали по залу, охотясь за VIP-ами. Елена Франчук с сыном Романом сидели за столиком и беседовали с Александром Квасневским. Арсений Яценюк выглядел раздражённым и отвечал на вопросы журналистов достаточно кратко, прерывисто. Его супруга Тереза тихо о чём-то говорила с Романом Шпеком. Виктора Пинчука окружили бизнесмены… Началась обычная тусовка.
Постепенно гости стали откланиваться. Александр Рар спросил у меня, что я думаю о предстоящих выборах и у кого больше шансы — у Тимошенко или у Януковича. Я ответил, что не могу говорить определённо, так как решающую роль будут играть фальсификации и суды. У кого с этим ресурсом будет получше — тот и победит. Господин Рар, вздохнув, согласился — исход второго тура выборов будет, скорее всего, определять не народ…
Конференция подошла к завершению. Уже в самолёте, по дороге из Цюриха в Киев у нас с Александром Чалым завязалась любопытная дискуссия. К ней присоединились и другие участники конференции. Похоже, она будет иметь продолжение и выльется в один интересный совместный проект.
Но это — уже другая тема. Просто Давос вдохновляет на поиски форм дискуссий отличных от наших повседневных и никому не нужных споров о том, кто лучше — Тимошенко или Янукович, или о том, должен ли Луценко возглавлять министерство внутренних дел…
Киев-Давос-Киев
30.01.2010