Отечественным чекистам предлагают быть гуманными и не использовать в своей работе пытки
В нашем распоряжении оказался проект "Национального кодекса разведывательной этики", предусматривающий требования к поведению сотрудников разведорганов Украины. Документ определяет разведку как инструмент политики, а от разведчиков требует относиться к своей деятельности как к творческому процессу. Эксперты сомневаются в целесообразности принятия такого кодекса, тогда как в Совбезе рассчитывают, что разработка данного документа позволит улучшить имидж спецслужб.
Проект "Национального кодекса разведывательной этики" был подготовлен Национальным институтом проблем международной безопасности при участии иностранных экспертов и разрабатывался во исполнение решения Совета нацбезопасности и обороны (СНБО).
Документ состоит из четырех разделов: общих положений, требований к поведению разведчиков, специфики этических ограничений в разведке, а также контроля и предотвращения нарушений норм кодекса. Предполагается, что именно требованиями, записанными в кодексе, сотрудники отечественных разведывательных органов должны будут руководствоваться как при выполнении служебных обязанностей, так и в личной жизни. Причем предусматривается, что соблюдение этих правил будет учитываться при оценивании служебной деятельности разведчиков и решении вопросов относительно их продвижения по службе.
Требования к поведению сотрудников разведывательных органов начинаются с определения их места в государстве. "Разведчик осознает, что разведка — только инструмент политики, которая является прерогативой руководства государства", — констатируется в документе. Вместе с тем кодекс предполагает готовность сотрудников разведывательных органов "отстаивать позицию разведки, несмотря на возможный вред собственным интересам".
Бывший начальник Главного управления разведки Минобороны Александр Галака считает, что называть разведку инструментом политики нельзя. "Разведка — это добыча информации. В законодательстве четко определены сферы нацбезопасности: политическая, военная, экономическая, информационная и экологическая. Поэтому я бы никогда не стал отдельно выделять политическую сферу — с моей точки зрения, это неправильно", — сказал господин Галака.
В то же время первый заместитель секретаря СНБО Степан Гавриш формулировку, прописанную в кодексе, назвал корректной. "Разведка подчиняется руководителю страны. Вместе с тем есть парламентский и общественный контроль, а также контроль такого института, как СНБО, при котором работает комиссия, проводящая не только проверки и мониторинг, но и определяющая политику, которая принимается коллегиально на заседаниях Совбеза", — отметил он.
Помимо требований, предъявляемых и к сотрудникам других профессий, таких, например, как "компетентность" и "эффективное использование государственных средств и собственности", от разведчиков, согласно кодексу, требуется относиться к осуществлению своих функций "как к творческому процессу". При этом пытки как прием в работе разведчика запрещены. "Нельзя ссылаться на угрозу войны или интересы национальной безопасности для оправдания пыток, вредных для жизни, здоровья, чести и достоинства человека методов и средств. К таким действиям, как свидетельствует мировой опыт, готовы прибегнуть только разведчики, лишенные главного качества — профессионализма!" — говорится в проекте кодекса.
Отдельным параграфом в документе прописана процедура воздержания от выполнения незаконных приказов. Так, если поручение руководителя противоречит закону или "имеет антигуманную направленность", разведчик должен письменно мотивировать свои возражения и отказ от выполнения. "Разведчик не использует служебные возможности для получения личных или финансовых достижений, удовлетворения своих интересов и потребностей членов семьи", — говорится в параграфе, посвященном избежанию конфликтов интересов.
Специалисты, ушедшие из разведывательной системы, сомневаются в целесообразности принятия такого кодекса. "Он не нужен, потому что в Украине действует закон о разведорганах, который писали лет пять и 'вылизали' по максимуму. А за пределами страны разведчик действует, как правило, вне закона, в какой-то степени нарушая законы страны, где он пребывает. Поэтому говорить о кодексе разведчика за рубежом не то чтобы смешно, но как минимум неуместно", — считает господин Галака.
"Я бы хотел, чтобы отсутствовало предвзятое отношение к разведчикам как к неким демонам, которые действуют вне правил, — отметил господин Гавриш. — Разведчик нарушает закон только в том случае, если он находится на нелегальном положении, а такой разведки сегодня почти нет. Есть официальные разведчики в посольствах, миссиях других государств, есть специальные аналитические центры, которые изучают позиции экспертов и политиков и на основании этого делают очень точные прогнозы". При этом, по его словам, одной из целей разработки данного кодекса было формирование позитивного имиджа украинской разведки как на национальном, так и на мировом уровне.