Президенту Виктору Ющенко и в правоохранительные органы направлены соответствующие депутатские запросы с требованием разобраться с фактами незаконной приватизации Судостроительного завода им. 61 коммунара (Николаев).
Аргументы парламентариев ведут к тому, что государственный завод пополнил судостроительный холдинг владельца “Смарт-груп”, российского бизнесмена Вадима Новинского.
Как сообщил народный депутат от НУНС Юрий Кармазин, необходимость обращений вызвана угрозой национальной безопасности, спровоцированной якобы происходящим на заводе. “Предприятие стало заложником частного лица, за которым просматриваются интересы владельца “Смарт-груп” Вадима Новинского”, — заявил депутат. В его распоряжении имеется доверенность, выданная гендиректором николаевского завода на имя частного лица Ильи Горна. Документ уполномочивает Илью Горна представлять завод во всех органах государственной власти, налоговых органах, органах государственной исполнительной службы, перед всеми юридическими и физическими лицами, государственными и частными нотариусами по любым вопросам, связанным с ведением переговоров, заключением договоров и скреплением их своей подписью. “Цель таких действий — заключать невыгодные и невыполнимые для завода договоры, обязательства. Дальше действует обычная схема: вторая сторона договора подает в суд, а потом заключается мировое соглашение при условии передачи имущества предприятия кредитору”, — уверен господин Кармазин. По его данным, завод уже имеет 14 млн. грн. искусственно созданной задолженности. Среди кредиторов предприятия — ОАО “Донецкий меткомбинат” (входит в ЗАО “Донецкспецсталь”, которое связывают с совладельцем концерна “Энерго” Виктором Нусенкисом), ОАО “Херсонский судостроительный завод” (входит в “Смарт-груп” Вадима Новинского). Илья Горн совмещает должности гендиректора Черноморского судостроительного завода и члена набсовета Херсонского судостроительного завода. Оба завода находятся под контролем Вадима Новинского.
Ранее в пресс-службе ЧСЗ заявляли, что господин Новинский намерен создать судостроительный холдинг на базе подконтрольных ему заводов. Планировалось включить в холдинг и Судостроительный завод им. 61 коммунара. В 2007 г. Минпромполитики сообщило, что будет инициировать исключение завода из списка объектов, не подлежащих приватизации, чтобы продать его стратегическому инвестору. Представители “Смарт-груп” тогда озвучили свою заинтересованность в этой покупке. Но в список продажи предприятий на I квартал 2008 г. завод не попал, что, очевидно, позволит российскому бизнесмену стать его собственником на более выгодных условиях. По оценкам экспертов, стоимость завода составляет около 200 млн долл . Предприятие располагает землей в центре города (100 га) и водной акваторией (20 га). Комментируя ранее отношения между ХСЗ и заводом им. 61 коммунара, Илья Горн заявлял: “Судостроительный завод им. 61 коммунара находится в госсобственности, а создавать холдинг с госпредприятием без разрешения государства невозможно”. По словам гендиректора ХСЗ Василия Федина, сотрудничество с заводом им. 61 коммунара продиктовано стремлением поддержать его до приватизации, “а не купить за бесценок”.