Срок вместо штрафа: депутаты взялись за карманников и барсеточников
Карманников, барсеточников, сумочников и прочих мелких воришек ждут нелегкие времена. Зная, что сегодня за мелкую кражу милиция их даже не будет искать, они уверенно продолжают "чистить" добропорядочных граждан. В случае же принятия нового законопроекта потерпевшим больше не нужно будет забирать бесперспективные заявления о кражах — искать будут всех.
Согласно законопроекту, внесенному на рассмотрение парламента нашеукраинцем Геннадием Москалем, даже за незначительное хищение ворам не удастся уйти от уголовной ответственности. Если стоимость украденной вещи составит более 154,5 грн., то вору может грозить до 3 лет тюрьмы. По мнению г-на Москаля, нынешняя планка, необходимая для применения уголовных санкций (772,5 грн.), слишком высока, вследствие чего преступники не боятся красть и остаются безнаказанными.
Следователи признаются, что даже если вора удалось задержать, то после уплаты штрафа он чуть ли не на следующий день отправляется на прежнюю точку "чистить зевак". Так что, похоже, размер штрафов оставляет незаконную воровскую деятельность такой же привлекательной и, несмотря на рост количества заявлений, число возбужденных уголовных дел не увеличивается.
На практике это происходит примерно следующим образом — из сумки, дома, автомобиля "утащили" мобильный телефон. Потерпевший вызывает милицию и пишет заявление. Однако тут же ему мягко намекают, что телефон оценят не более чем в 600-700 грн., то есть никто заниматься его поиском не будет. Для сотрудников правоохранительных органов это явный "висяк" или "глухарь", и, как правило, они убеждают потерпевшего отказаться от заявления — бесперспективные хлопоты с бумагами не стоят нервов и потерянного времени.
"Из камеры хранения в супермаркете у меня украли сумку. Особо ценных вещей в ней не было, если говорить о стоимости: три учебника, косметичка и 100 грн., но были ключи от квартиры. Как минимум, мне предстояло сменить замки, ведь где гарантия, что воры не проникнут в квартиру? — рассказала потерпевшая Лилия Круль. — Но сотрудники милиции отказали в возбуждении уголовного дела, несмотря на то что камеры магазина зафиксировали момент кражи. А ущерб оценили меньше чем в 772 грн.".
Подобная ситуация произошла и с Вадимом Сенченко, из автомобиля которого злоумышленники украли автомагнитолу. "Сотрудники долго изучали место преступления, снимали отпечатки пальцев, записывали показания. Но следователь весьма неохотно принял заявление. "Перспектив мало, — при прощании добавил он, — вряд ли магнитолу оценят в заявленную сумму, она ведь не новая!". Магнитофону было действительно чуть более двух месяцев, и, несмотря на то что покупал я его почти за 1 тыс грн., оценили его в 500 грн. А дело в итоге закрыли", — поведал свою историю потерпевший.
И такого рода ситуаций очень много. По мнению экс-главы пресс-службы МВД Украины Константина Стогния, никто не в состоянии дать и примерную оценку количества таких правонарушений. "Даже если украденная вещь стоит заветных 772 грн. с натяжкой, следователи намеренно занизят ее стоимость, понимая, что силы и ресурсы, потраченные на поиски подозреваемого, несоизмеримы с ущербом и ответственностью, которую понесет воришка. Потерпевшие же в ответ лишь пожимают плечами и забирают заявление или — вообще его не пишут", — прокомментировал г-н Стогний. По его словам, снижение предела оценки ущерба увеличит количество таких заявлений, поскольку даже бэушный телефон будет сложно оценить в менее чем 154,5 грн.
"В некоторых странах такого предела вообще нет, — добавил Константин Стогний. — Преступник должен быть наказан только за факт кражи, вне зависимости от того, какой ущерб был нанесен. К тому же должен учитываться критерий ценности. Ведь многие личные и памятные вещи для людей бесценны, и они готовы за них дорого заплатить". Впрочем, по мнению г-на Стогния, главное, чтобы в таких условиях не дошло до мелочовки и формализма, когда "сосед будет заявлять на соседа за кражу полена со двора". В таком случае сотрудникам милиции будет непросто, ведь при одновременном сокращении штата на их плечи свалится масса таких заявлений. Однако так или иначе усиленная ответственность снизит активность карманников, барсеточников и прочих мелких воришек. "Преступники достаточно подкованы в законодательстве и понимают, что за мелкие кражи их не привлекут к уголовной ответственности, они знают, что их не будут искать", — заключил Константин Стогний.
Если указанный законопроект примут, то искать будут всех воров. Для квалификации административных правонарушений (в том числе мелкой кражи) проектом предполагается использовать формулу — 10% от минимальной зарплаты. Соответствующую сумму депутаты предлагают считать необлагаемым минимумом. То есть, поскольку, согласно КоАП, барьером для применения уголовных санкций является размер украденного имущества (свыше 3 необлагаемым минимумов), в тюрьму можно будет сесть, украв на сумму больше 154,5 грн.
"Сегодня похищение имущества стоимостью до 3 необлагаемых минимумов считается административным проступком. То есть, если сумма ущерба от кражи составляет 772 грн., преступников ждет административная ответственность, — пояснил автор законопроекта народный депутат Геннадий Москаль. — Предел снижен до 154, 5 грн. Более того, нужно понимать, что для кого-то из потерпевших даже такая сумма может стать серьезной потерей. Доходы населения отличаются в разы". К примеру, если жертвой злоумышленников стал пенсионер или безработный, то в этом случае вора ждет уголовная ответственность при меньшей сумме кражи. Правда, утверждает г-н Москаль, потерпевшему придется предъявить справки о том, что сумма кражи превышает 10% его месячного дохода.