Планируется опросить более 40 тыс. человек
Три зарубежные компании в ходе двух экзит-полов в день выборов в Верховную Раду 30 сентября планируют опросить около 47 тысяч избирателей по всей территории Украины. Результаты опроса будут обнародованы на телеканале ICTV в 22.00.
"Этот опрос станет самым большим изо всех, которые проводились на территории Украины", - отметил генеральный директор телекомпании ICTV Александр Богуцкий.
По словам А. Богуцкого для организации опросов "Украинский экзит-пол" по заказу ICTV" привлечены 3 компании - две американские: Public Strategies и PSB, работавшие на республиканскую и демократическую партии в США (совместно проведут опрос - ИФ), а также европейская компания TNS Sofres, которая проведет самостоятельный экзит-пол.
По словам генерального директора представительства компании TNS Sofres в Украине Николая Чурилова, опрос будет проведен на 724 избирательных участках. На каждом из них будет опрошено от 25 до 40 человек. Всего будет опрошено 25 тыс. человек.
Для предоставления наиболее репрезентативного результата, избирательные участки по всей Украины будут распределены таким образом, что охватят 196 городов, 69 поселков городского типа и около 250 сел - не менее 7-8 сел в каждой области.
"Это позволит показать возможные результаты выборов с наибольшей четкостью. Все области представлены очень репрезентативно", - сказал Н. Чурилов.
По его словам, в больших городах, таких как Киев, Харьков, Донецк, Одесса, Луганск, Запорожье будет опрошено по 400 человек в каждом.
Организаторы экзит-пола планируют уменьшить статистическую погрешность выборки в этом году по сравнению с прошлыми годами, а большую эффективность опроса должен обеспечить "улучшенный дизайн и структура" опроса.
Н. Чурилов подчеркнул, что каждый час информация по экзит-полу будет поступать в базу данных для телеканала ICTV, и таким образом, можно будет следить кто, как и где голосует по всей территории Украины.
В опросник экзит-пола этого года будут входить пять вопросов, в том числе о том, когда избиратель принял решение голосовать за ту или иную партию, за кого он голосовал на прошлых выборах и чего он ожидает от результатов этих выборов.
"Таким образом, этот экзит-пол будет отличаться и в содержательном плане", - подчеркнул Н. Чурилов.
Как отметил член совета директоров американской компании PSB Бредли Хонан, "мы тут для того, чтобы быть независимыми, и хотим понять, что же случится в Украине 30 сентября на парламентских выборах". "У нас нет никаких приоритетов", - подчеркнул социолог.
Б.Хонан рассказал, что методология компании PSB подобна той, которую использует компания TNS Sofres. PSB и Public Strategies планируют опросить около 22 тыс. человек. Б.Хонан также признался, что в США в ходе подобных экзит-полов обычно опрашивается только 10-12 тыс. человек, что позволит в Украине, стране с населением почти в 5 раз меньше, обеспечить наиболее точные результаты.
"Экзит-пол никогда не может быть идеальным, однако то, что готовится сейчас в Украине - это наиболее идеальный экзит-пол, который я когда-либо видел" - сказал вице-президент компании Public Strategies Марк МакКинон.
Как сообщалось, экзит-полы планируют провести также консорциум "Национальный экзит-пол'2007", в который входят фонд "Демократические инициативы", Киевский международный институт социологии и Украинский центр экономических и политических исследований им. Разумкова, а также совместно Центр социологических и политологических исследований "Социовымир", Международный институт демократии и Институт социальных технологий.