КОМПРОМАТ.UA | Пышный: Мы не ставим задачу сделать Премьером Яценюка
КОМПРОМАТ.UA
началопоискконтакт

RSS | Блогеры | О нас


СТАТЬЯ
Пышный: Мы не ставим задачу сделать Премьером Яценюка

Андрей ПЫШНЫЙ, Фото — Александр ПЕРЕВОЗНИК  liga.net

Пышный: Мы не ставим задачу сделать Премьером Яценюка

24 марта 2011
  автор: Валерия КОНДРАТОВА   



0
 

Андрей ПЫШНЫЙ, совсем как его партийный шеф и сокурсник Арсений Яценюк, сделал карьеру в считанные годы. В послужном списке политика — позиции первого заместителя главы правления "Ощадбанка" и "Укрэксимбанка", первого заместителя секретаря Совета нацбезопасности и обороны Украины. Но с июня 2009-го в высоких кабинетах, во всяком случае официально, А.Пышный не появляется — он ограничился должностью заместителя А.Яценюка в проекте "Фронт змін".

О том, как страна развивается при Викторе Януковиче, сколько бюджетов подготовил Николай Азаров, когда ждать появления сильной оппозиции и на каких условиях А.Яценюк согласится стать Премьером, А.Пышный рассказал в интервью.

"Вертикаль власти передана в цепкие руки президентской Администрации"

- Андрей Григорьевич, Янукович и Азаров находятся при власти уже год. На Ваш взгляд, куда движется Украина? Могло ли что-то быть по-другому? Или все было предрешено еще тогда, когда Янукович выиграл выборы?

- Я — один из тех 70% украинцев, которые считают, что Украина движется в неправильном направлении (данные Центра Разумкова, — ред.). Тот факт, что в международных рейтингах всех более-менее авторитетных организаций Украина потеряла позиции, только подтверждает правильность такой оценки. Пока страна уверенно движется в противоположном от процветания направлении. И этот год стал одним из худших.

Сегодня власть любит говорить о своих достижениях в экономической сфере, хвастаясь 4,2% роста ВВП за минувший год. Но если заглянуть немного глубже, то можно увидеть, что такому росту мы обязаны не украинскому правительству, а властям других стран, которые стимулировали свои рынки, создавшие спрос на украинский низкотехнологичный сырьевой экспорт. Это, во-первых. А во-вторых, за прошлый год падение было на уровне 15,5% ВВП, так что рост в 4 % — это незначительный отскок и не более того. В то время как развивающиеся страны показали в среднем 7% роста и стали главными драйверами мировой экономики, Украина выдает на гора в два раза меньше и гордится этим. Такие темпы — это скорее темпы отставания, чем роста.

Намного честнее рассматривать этот показатель с точки зрения паритета покупательной способности, беря во внимание так называемый валовый внутренний продукт из расчета на душу населения. Именно по этому показателю Украина крепко окопалась на 100-м месте и пропустила вперед Албанию (95) и Боснию и Герцеговину (93). Напомню, что в этих странах не так давно была война.

И просвета не видно. Коррупция и "профессионализм" власти добивают остатки конкурентоспособности, возвращая нас в начало 1990-х, когда в структуре промпроизводства и экспорта преобладало сырье и энергозатратные позиции с низкой добавочной стоимостью. Чтобы изменить ситуацию, нужны прямые инвестиции и модернизация, способствующая развитию политическая среда. Кстати, объем инвестиций — еще один честный индикатор того, как мир оценивает страну и ее власть. Украина и здесь в "лидерах": уровень прямых иностранных инвестиций на душу населения один из самых низких в Европе — $977. Ниже только Молдова. Это оценка, которую инвесторы выставили отечественной власти, ее эффективности и государству в целом. Из 183-х стран Украина на 183-м месте по количеству налоговых платежей. 135 налоговых платежей! О какой конкурентоспособности может идти речь?!

- Развитие не в том направлении было предрешено?

- Очень многие надеялись на то, что будет по-другому. Команда Партии регионов всю свою политическую карьеру и избирательную кампанию выстроила на мифе о профессионализме и сильном хозяйственнике. Лично я не питал по этому поводу никаких иллюзий. Каких изменений стоило ожидать, если методы, подходы и идеология этой команды были известны заранее? Разве Премьер-министр Азаров начал работу с чистого листа? Нет! Он принимал непосредственное участие в подготовке 17 бюджетов Украины, именно он стоял у истоков формирования налоговой системы, которая впоследствии и сделала украинскую экономику одной из наиболее коррумпированных и неконкурентоспособных. Возьмем Президента: разве он во власти новый человек? Опять нет. Виктор Янукович — дважды Премьер, глава оппозиционного правительства и самой крупной фракции парламента. И заметьте, это тогда, когда парламентская оппозиция могла реально влиять на процесс, а не выступать в роли статиста, как сегодня. Куда подевался план реформ и все те предложения, которые должны были немедленно улучшить жизнь украинцев и с которыми регионалы пришли к власти?

А как все начиналось... Я и сам грешным делом усомнился в своих оценках. Ожидания подогревало то, что к работе правительства привлекли профессионалов высочайшего уровня. К примеру, специалистов "Маккензи" (известная консалтинговая компания, консультирующая крупнейшие мировые корпорации, — ред.). Если вы помните, именно их разработки были положены в основу программы социально-экономического развития и плана реформ, которые Янукович презентовал в начале правления. Магистральные вещи в этих проектах были определены верно.

А дальше за работу взялась команда "профессионалов" — и все рухнуло. Год потратили на себя любимых во власти, на изучение, подготовку, внос-вынос из парламента, бесконечную доработку. В итоге даже продавленная налоговая реформа оказалась гробовой доской для бизнеса и спровоцировала один из самых мощных за последние пять лет общественных протестов. Итоги реформы: за два месяца теневая занятость увеличилась в два раза, на 60% уменьшилась регистрация новых предприятий, 40% мелких предприятий прекратили работу, в автоматическом возмещении НДС автоматизма оказалось не больше, чем в совковой лопате. Административная реформа, еще одно детище действующей власти, вместо сокращения на 47% увеличила количество центральных органов власти. Досокращались до того, что кабинетов не хватает... Пенсионная реформа...

Где-то в душе, как и любой человек, который надеется на лучшее, я рассчитывал, что власть прислушается к мнению настоящих профессионалов. Но этого не произошло. К сожалению. Год для Украины, увы, потерян.

- Чего тогда ждать от следующих четырех лет — Ваш прогноз?

- Последующие четыре года в той ситуации, в которой мы находимся, — это длительный и сложно прогнозируемый период. Давайте сузим диапазон и подумаем, как будет развиваться ситуация в этом и следующем году, до парламентских выборов.

Идеология поведения провластной команды была заложена в первый же год их пребывания во власти. Она заключалась в том, чтобы любой ценой окопаться и закрепиться по всей вертикали власти. И в этом вопросе они преуспели. За год вертикаль была спроектирована, законодательно закреплена, зацементирована и передана в цепкие руки президентской Администрации. Второй задачей было создать условия, при которых пребывание во власти компенсировало бы расходы, потраченные на кампанию, приумножило бы состояние и, что немаловажно, сделало бы само пребывание во власти максимально комфортным. Сравните государственный бюджет 2011 года и 2010-го — они, по сути, ничем не отличаются. Идеология осталась неизменна: любой ценой принять бюджет, который позволит обеспечить "партийные" интересы. Это бюджет, который можно расписать пофамильно, четко проследив интересы каждого отдельно взятого члена правительства: гостиничное хозяйство — вице-премьер, энергетика — вице-премьер, аграрный сектор, госзакупки...

Госзакупки — это вообще отдельная тема. Рентабельность невероятная: каждый доллар, потраченный в рамках существующей процедуры, дает тем, кто допущен к распределению потоков, 30% чистой прибыли. По мнению многих экспертов, даже больше — до 50%. Для многих государственных чиновников возможность приобщиться к системе государственных закупок — это вершина политической карьеры.

Еще одно направление, в котором будет развиваться ситуация — это разговоры о реформах и их имитация. Принцип "друзьям все — врагам закон" будет определять идеологию большинства решений власти. Это и налоговая политика, и распределение за счет бюджета преференций, и имитация борьбы с коррупцией. Работа сведется к политическим заявлениям и отдельным показательным арестам. Либо в рамках политических преследований, либо междоусобных войн и внутривидовой борьбы.

- Закон, который подготовил Янукович, может решить проблему коррупции?

- Конечно, нет. В этом законе вы не увидите ни декларирования расходов семей чиновников, ни жесткой криминализации коррупции, ни раскрытия информации... Коррупционерами по этому закону станут кто угодно — врачи, учителя, социальные работники, но не те, кто должен нести реальную ответственность. А те шаги, которые сделаны, имеют целью сделать борьбу с коррупцией политической, а не фактической.

Сегодня надо четко понимать: Виктор Янукович получил все и даже больше. Все те же полномочия, которые были у Президента Кучмы, но в придачу еще и парламент с ручным спикером и таким же большинством. Стоит Чечетову "крылом взмахнуть" — и "пианисты" тут же работают по написанным на Банковой партитурам. Принять любой закон, который будет не имитацией борьбы с коррупцией, а именно борьбой, не представляет для властей никакой сложности. Но для этого нужна политическая воля, смелость ответить за свои поступки и честность. А с этим у них огромные проблемы.

"Правительство получило твердый "неуд"

- А почему Вы решили, что инициированная "Фронтом змін" отставка правительства решит проблемы? Тем более что скорая отставка не очевидна.

- А мы и не утверждаем, что отставка все решит. Но я предлагаю вам пойти от обратного: если оставить все как есть и не требовать отставки правительства, что-то изменится? Правильно, ничего. Они будут свято уверены, что социологии врут, а украинцы уже живут лучше, только пока этого не понимают. Требование к Януковичу отправить правительство Азарова в отставку — это позиция. Это требование обосновано и экономически, и политически, и по-человечески. Это закономерный итог потерянного года.

Поймите, если под давлением общества и оппозиции Президент вынужден будет отправить правительство в отставку, это будет политическое решение, которое, в первую очередь, украинцы, а не политики смогут смело называть своей победой.

70% украинцев уже не поддерживают действия Президента и власти. Правительство получило твердый "неуд", и Президент обязан считаться с такой оценкой. Настоящая оппозиция — на улице! И в этой оппозиции сегодня минимум каждый второй избиратель. Пусть Виктор Федорович заглянет в социологические данные, там много интересного.

Следующим пунктом Президенту Януковичу предстоит критически оценить и честно ответить самому себе на многие вопросы: как и с кем дальше работать? Потому что с такой динамикой, с которой падает рейтинг, можно очень скоро достичь точки необратимости.

- И с кем, на Ваш взгляд, ему стоит работать?

- Этот вопрос нужно адресовать не мне, а Президенту. Но важнее даже не с кем, а как? На сегодня, я уверен, есть такие политики. Но осознание и признание этого потребует от Президента изменить приоритеты и методы работы. Если этого не произойдет в 2011 году, то в такой ситуации 2012-й год мне прогнозировать очень сложно.

- Вы имеете в виду, что Януковичу стоит выбирать "соратников" не в Партии регионов, а за пределами команды?

- Я имею в виду, что руководить страной должны эффективные и ответственные политики. Но Президент сегодня фактически возглавил исполнительную власть, и если не изменить этого, то любой из политиков, назначенный на должность Премьера, без собственной фракции в парламенте и при действующей Конституции трудоустраивается в Администрацию Президента. Для самодостаточного и независимого политического лидера это неприемлемо.

- Вы можете назвать фамилии таких политиков?

- Повторюсь, дело не столько в фамилиях, — хотя считаю, что политики, которые могут выступить альтернативой, есть. Дело в подходах и ответе на вопрос: кем являются Премьер-министр и правительство в существующей системе и над чем они должны работать?

То есть, иными словами, мы не ставим перед собой задачу потребовать у Януковича отставки Азарова, дабы привести в качестве Премьер-министра Яценюка. Арсений Яценюк мог стать Премьер-министром еще год назад. Но он отказался, и если ответы на эти вопросы его и партию сегодня не устроят, снова ответит "нет".

- И какими должны быть идеальные условия для того, чтобы Яценюк согласился возглавить правительство?

- Идеальные условия... А разве такие бывают?

- Перефразирую: что должен предложить Янукович, чтобы Яценюк согласился?

- Пока об этом говорить не просто рано, а нет никого смысла, потому что Президент не сделал никаких практических шагов в вопросе ответственности власти за результаты работы в 2010 году. Но если говорить о том, что должен сделать Президент в принципе, то это как минимум перестать быть президентом Партии регионов и стать Президентом Украины. И в первую очередь, это восстановление парламентаризма в Украине. Надо понимать, что без этого представительского органа система государственной власти — неполноценная и нерабочая. Парламент просто по определению не может быть департаментом Администрации Президента.

- Как оказалось, у нас — может.

- Категорически не согласен. Не может. Это временное явление и большая ошибка. Наша позиция четкая и однозначная: мы за парламентско-президентскую форму правления, это первое. Второе: мы за изменение Конституции и проведение конституционной реформы, которая закрепила бы этот принцип и обеспечила распределение государственной власти. В Конституции будет закреплен возврат к парламентско-президентскому правлению и будут пересмотрены действующие полномочия Президента. При условии, что наконец-то получит возможность реализовывать свое право единственный источник власти — украинский народ. Вот тогда...

- Тогда Яценюк никогда не станет Премьер-министром.

- Не станет — значит, так и будет. Но во власти нет никого вечного, а значит, и в оппозиции тоже. Эффективная оппозиция неизбежно приходит к власти. Поэтому не факт. Еще раз повторюсь: для Яценюка стать Премьер-министром — не самоцель. Его главная цель — парламентско-президентская форма правления, конституционная реформа, борьба с коррупцией, работающая на развитие экономики налоговая система, объективное судопроизводство... Если всего этого нет и реализовать эту программу невозможно, то нет смысла становиться частью властной конструкции, нужно апеллировать к людям и изменять саму конструкцию. Потому что единственное давление, которое сегодня воспринимается властью — это общественное мнение и люди.

Задумываются ли наши деятели во власти о том, как сегодня живут украинцы? 2000 гривень получают больше 50% украинцев, 80% заработной платы людей уходит на что? На еду и на оплату жилищно-коммунальных услуг. Пять миллионов граждан не могут себе позволить купить в достаточном количестве еду, 18 миллионов — одежду, 12,5 миллионов находятся за чертой бедности. Это объективные вещи, это система координат, в которой работает сегодня власть. И если у них не складывается решить задачу "дважды два", то их часы сочтены, на самом деле.

"Партия регионов политические дзоты построила в каждой области"

- "Фронт змін" публично заявил себя как оппозиционная политическая сила...

- Да, так и есть. И не только заявил, но и действует как оппозиционная, — и в центре, и в местных советах.

- Есть ли у Вас четкая стратегия работы в оппозиции? Если Вы останетесь в оппозиции до конца каденции Януковича, что будете делать все это время?

- То же, что делаем сейчас: доказывать власти абсурдность и вредоносность их действий, информировать доходчиво и регулярно общество, взаимодействовать с политиками оппозиционного лагеря, показывать на примере депутатов от "Фронта" в местных советах, что можно быть другими, формировать и организовывать протестный электорат.

Но оппозиция по своей политической сути — меньшинство. Меньшинство решений не принимает, оно может обеспечить только давление на большинство с целью учета интересов. "Фронт змін" не представлен как политическая фракция в парламенте. Лидер партии — народный депутат, подавший за прошлый год 70 законопроектов, у всех желающих есть возможность посмотреть на сайте Рады перечень проектов. Это к вопросу о том, что мы не просто критикуем, мы предлагаем. Как вы думаете, сколько из предложений были приняты?

- Ни одного?

- Верно. А теперь посмотрите, что происходит в регионах. Что на самом деле сделали те, кто заявляет монополию на оппозицию? Я говорю сейчас о БЮТ. Они завели во власть Партию регионов, укрепили ее, и сегодня у регионалов уже есть возможность контролировать ситуацию даже в тех областях, где они получили меньшинство. "Замечательная" оппозиция!

Поэтому наша поддержка и реальная оппозиция — это те 70% украинцев, которые понимают, что Украина движется в неправильном направлении. С помощью таких людей эффективная оппозиция получает шанс изменить страну. И дальше люди должны оценивать уже тех, кто вчера был в оппозиции, и кого они привели к власти. Политикам не надо беззаветно верить. Надо верить в себя и в Бога. А политиков надо оценивать, выбирать и спрашивать с них по полной программе. Что сегодня необходимо потребовать от правительства Азарова и Президента Януковича? Спросить с них. Это у них сегодня вся полнота власти. Пора напомнить им, что это не просто мигалки и вертолетные площадки. Власть — это, в первую очередь, ответственность. Вот, будьте добры, теперь и ответьте...

- Вы говорите, что оппозиция — всегда меньшинство. Но зимой ходили слухи о грядущем объединении оппозиции, обсуждался вариант политического союза Яценюка, Гриценко, Катеринчука и Матвиенко. Это могло бы добавить "вес" оппозиции. Переговоры еще ведутся? Судя по тишине вокруг этого вопроса, объединенной оппозиции мы так и не увидим?

- Ведутся! Но я могу у вас спросить: а чего вы ждете от оппозиции? Вот вы, гражданин Украины.

- Хотелось бы видеть какие-то четкие согласованные действия.

- Превосходно. А много вы видели согласованных действий за последние пять лет в этой политической среде? Думаю, что нет, потому что их не видел никто. Вот именно поэтому я и задал вопрос. А то у нас получается, что чем больше мы говорим об объединении оппозиции, тем больше мы просто говорим об объединении оппозиции. И в этом колоссальная проблема. В моем понимании, объединение имеет эффект только тогда, когда создает новое качество. Разве даст новое качество такое объединение, как элементарное перегруппирование "оранжевых" политиков? Я считаю, нет. А вот объединение, которое позволит продемонстрировать единство позиции и согласованность действий — то, что нужно людям.

Оппозиция противостоит глубоко эшелонированной политической структуре, имя которой — Партия регионов. Она не просто окопалась, она умудрилась политические дзоты построить в каждой области. Чтобы победить, нам нужно быть эффективным в каждом своем шаге, а не поглаживать каждый раз политическое эго, ведя бесконечную дискуссию, в которой увязла практически вся посторанжевая политическая элита.

Поэтому переговоры ведутся, но с целью объяснить людям и политикам, что оппозиция — это не просто позиция "против", это позиция-альтернатива. Если мы не дадим людям этого ощущения альтернативы и новизны, никто не пойдет за объединенной оппозицией.

Если же говорить о социологических исследованиях, то они свидетельствуют о том, что сегодня за "Фронт змін" готовы отдать свои голоса ровно столько избирателей, сколько готовы будут проголосовать за всю объединенную оппозиционную политическую партию, включая "Фронт".

- То есть вашей партии просто нет смысла объединяться?

- Мы понимаем, что политические договоренности неизбежны. Но есть моменты, не учитывать которые нельзя. Во-первых, действующей закон не предусматривает возможности объединения партий, а во-вторых, объединение как смена мест слагаемых не интересно ни нам, ни людям. Это будет просто очередной обман.

Сегодня "Фронт" — третья партия в Украине, и наши двери открыты буквально для всех. Нам есть куда расти и за что бороться, и если вы знаковый, рейтинговый политик, разделяете наши взгляды — милости просим. Но если вы начинаете сотрудничество с позиции: "А кем я буду?"... Кем сможешь и заслуживаешь, тем и будешь. Руководить политической деятельностью должны не те, кто просто хочет, а те, кто может. Надо четко осознать: оппозиция должна противостоять тем, для кого вопрос дисциплины, а точнее вопрос выполнения команд всегда на первом месте. Наша деятельность должна быть очень организованной и эффективной в каждом своем шаге.

Еще раз повторюсь: власть должна качественно работать и с нее должен быть серьезный спрос! А если сегодня парламент не работает — как спросить?

- Есть ли у оппозиции в Украине будущее?

- Оппозиция уже сегодня существует. Каждый второй украинец находится в оппозиции к действующей власти. Это и есть настоящая оппозиция. Единственное, что нужно и можно людям сказать: внимательно смотрите, вслушивайтесь, сравнивайте и обязательно думайте, и главное, не бойтесь! Вот так, как вы не боялись в 2004 году. Я понимаю, что страшно, и понимаю, что каток неимоверный, и знаю, что осталась горечь разочарования. И все же, не бойтесь. Вспомните слова Мао Цзедуна: "Чтобы плыть, нужно плыть!"

23.03.2011

источник: liga.net




Ваше мнение:

Ваше имя *
Ваш e-mail
Ваше сообщение * Сообщения, содержащие оскорбления, ругательства и нецензурные выражения, будут удаляться без предупреждения.



Поля, отмеченные (*), обязательны к заполнению
Код на картинке *


НОВОСТИ
Специалисты Государственной аудиторской службы во время ревизии Бородянского поселкового совета выявили нарушения на 19,8 млн грн при использовании средств, выделенных на восстановление поселка.
У Києві спалахнув новий гучний будівельний скандал, пов’язаний із забудовником — у Подільському районі ЖК “Рибальський”, який мають здати у четвертому кварталі 2023-го, може стати черговим недобудом.
С февраля по июль 2023 года Турция импортировала около 160 600 тонн угля из оккупированных частей Донецкой и Луганской областей. Общая сумма составляет $14,3 млн.
С начала 2023 г. госпредприятие “Мультимедийная платформа иновещания Украины” заключило соглашений на 360 миллионов гривен: в июле были обнародованы заказы на 217 млн грн, а после отставки Александра Ткаченко с должности министра культуры в августе-сентябре заключили договоров еще на 139 млн грн
Командир 2 штурмового батальйону 3 ОШБр Дмитро Кухарчук заяв, що окрім звільнення Ганни Маляр з посади заступника міністра оборони має бути і кримінальна відповідальність.
Попри важкий фінансовий стан операторів систем розподілу всі вони здійснюють як підготовчі роботи до осінньо-зимового періоду, так і відновлювані роботи — там, де мережі були пошкоджені обстрілами.
Минувшей ночью военная разведка СБУ с помощью дронов-камикадзе атаковала военные самолеты россиян на Курском аэродроме.
Бывший генпрокурор Украины снова обвинил Байдена и его сына в коррупции
Міністр юстиції Денис Малюська і Центральна Колегія міністерства прийняли рішення щодо корпоративних прав власності на ТОВ "Укрбуд Девелопмент"
Сегодня, 4 февраля, боец ​​Нацгвардии Артемий Рябчук, подозреваемый по делу о расстреле военнослужащих в Днепре, отказался от всех показаний, которые ранее давал правоохранителям.
Сегодня, 4 февраля, судьи Высшего антикоррупционного суда Виктор Маслов, Леся Федорак, Игорь Строгий огласили приговор по делу судьи Славянского горрайонного суда Донецкой области Игоря Минаева в получении взятки.






Загрузка...


Погода, Новости, загрузка...
 
© Информационный проект "Компромат.UA", 2007-2009. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на "Компромат.UA" обязательна.
Created by: © "Компания дизайн и интернет решений AB Design",
Powered by: © "Admin CMS", 2007-2009.
Разработано компанией
AB Design 2007