КОМПРОМАТ.UA | Киевский Рубикон украинского политикума
КОМПРОМАТ.UA
началопоискконтакт

RSS | Блогеры | О нас


СТАТЬЯ
Киевский Рубикон украинского политикума


Киевский Рубикон украинского политикума

22 ноября 2007
  автор: Александр Минкин  



0
 

Особенностью недавно завершившейся парламентской избирательной кампании стало обещание целого ряда политических сил ("Наша Украина — Народная самооборона", БЮТ, Партия регионов и Блок Литвина) сменить власть в столице Украины. Посул, надо сказать, весьма ответственный, не исполнить который — себе же хуже. Ведь ни для кого не секрет, что избиратель в Киеве — один из самых сознательных в Украине, на выборах показывает довольно высокую явку. И для того, чтобы переагитировать киевлянина голосовать не за "любимого", а за "нужного" политика политической силе необходимо совершить нечто, на первый взгляд, из ряда вон выходящее, чтобы добиться его расположения. Например, сменить городского председателя и состав городского совета. Если сделать это по каким-то, пусть даже очень весомым, причинам не получится — все, пиши — пропало, киевляне вряд ли доверятся сладкоголосым "мюнхгаузенам" в следующий раз.

 

Несомненно, представители политических сил, замахнувшиеся на столь ответственное деяние как смена действующего столичного градоначальника, не могли идти на это, не просчитав все риски. Если никто из них от своих обещаний до сих пор не открестился, значит в скором времени от названных выше партий мы можем ожидать конкретных действий, направленных на перезагрузку киевской власти.

 

Законодательные "доспехи" мэра

 

Прежде всего следует отметить, что киевский городской голова — должность настолько же защищенная от рисков неожиданно утратить власть, как и президентская. Все мы слышали, что главе государства, помимо описанных в Конституции причин, по которым он может оставить свой пост, Верховная Рада может объявить импичмент. Слышали-то все, но вот реальных механизмов, чтобы запустить этот процесс и довести его до конца, по сути, нет. Одним из непременных препятствий, которые обязательно станут на пути у инициаторов импичмента, будет наличие в украинском парламенте политической силы, которая верой и правдой защитит гаранта.

 

Практически то же можно сказать и о столичном мэре. Законодательных способов устранить здравствующего градоначальника не так уж много, да и их, сказать по правде, возможно применить лишь при сильном желании и политической воле целого ряда людей, включая депутатский корпус Верховной Рады и самого Президента. Заметьте — речь не о законодательном механизме, а о наличии личностных качеств, что говорит о том, что сместить городского голову предусмотренными отечественным законодательством методами очень и очень сложно. Но обо всем — по порядку.

 

Способ №1: недоверие мэру, высказанное 2/3 депутатского корпуса Киевсовета.

Этот вариант был реален летом 2006 года, когда большинство в городском совете столицы было у Блока Юлии Тимошенко. Если бы адепты Юлии Владимировны проявили максимум партийной дисциплины, не поддались искушению присоединиться к Блоку Леонида Черновецкого и сформировали на своей основе действенное большинство, то сейчас бы судьба мэра была решена. Но произошло то, что произошло. В итоге имеем промэрское большинство, которое при любой попытке оппозиции провести процедуру высказывания недоверия Черновецкому с легкостью предотвратит это. Нет, конечно, говорить о том, что "коалиция", поддерживающая в Киевсовете градоначальника монолитна, и в ней нельзя найти людей, которые поддаются убеждению, нельзя. Риск потерять лояльных к себе депутатов и год назад, и тем более сегодня безусловно холодит кровь засевших на Крещатике, 36 персон. В любой момент от промэрского большинства могут отколоться те же социалисты или регионалы, и механизм объявления недоверия столичному городничему будет введен в действие. Однако этого не происходит. Причин тому, по сути, несколько. Если опустить законодательные факторы (как то отсутствие возможности применять императивный мандат на местном уровне), то остается банальное — поддерживающее Черновецкого большинство держится на корысти. Ведь ресурс у Леонида Михайловича огромен, и самое ценное в нем — драгоценная в прямом и переносном смысле киевская земля. Нарезать которую Черновецкий может хоть гектарами — лишь бы получатели участков в Конча-Заспе и других заповедных землях Киевщины не скупились на поддержку градоначальника. Взаимовыгода — она и в Африке взаимовыгода. Так что вряд ли в ближайшем будущем этот способ "устранения" городского головы может быть применен.

 

Способ №2: назначение перевыборов мэра Верховной Радой.

Именно этот способ НС-НУ и БЮТ рассматривали и рассматривают как один из действенных методов сменить власть в столице Украины. По крайней мере, на многочисленных встречах с киевлянами лидер НС-НУ Юрий Луценко неоднократно заявлял, что парламентская демкоалиция одним из первых своих законодательных актов примет постановление о проведении досрочных выборов киевского городского головы. Отметим: если бы все в этом деле зависело от Луценко и Тимошенко, то данное постановление безусловно было бы проголосовано. Однако весь бред ситуации заключается в том, что положительное голосование по этому вопросу зависит не только от воли депутатов-коалиционеров. Не последнюю роль тут будет играть мнение Виктора Ющенко, который, если помните, еще ни разу напрямую не выражал свое недовольство деятельностью Черновецкого. Кроме того, для Ющенко Черновецкий выгоден даже больше, чем какой-нибудь кандидат от "Нашей Украины", и, тем более, от БЮТ. Не стоит забывать, что киевский градоначальник в бытность кандидатом в Президенты был техническим кандидатом Ющенко, а затем обеспечил нынешнему гаранту определенный процент голосов своих избирателей. Пригодился раз, пригодится и в будущем — следуя такой логике Виктор Ющенко сможет приструнить особо рвущихся перегрызть горло Черновецкому людей из пропрезидентской политсилы. И тогда этот способ тоже окажется неудачным.

 

Способ №3: местный референдум.

Нынешнее законодательство, регламентирующее деятельность органов местного самоуправления, делает попытки отставить городского голову через референдум нереальными. Просто потому, что есть в данном законе пункт, утверждающий, что регистрировать инициативные группы по проведению референдума должен… глава городской администрации. Естественно, подписывать самому себе приговор Черновецкий не будет. Что он не раз доказал, отправляя одну за другой инициативные группы восвояси. Стало быть, чтобы снять киевского градоначальника путем референдума, необходимо принять поправки к закону о местном самоуправлении, которые бы передали право регистрировать инициативные группы Центризбиркому. Сделать это можно только при работающей Верховной Раде и при наличии достаточного количества голосов депутатов. К тому же, подписать видоизмененный закон должен Президент. А на это, как ни странно, тоже нужна политическая воля, проявлять которую глава государства удосуживается лишь по большим праздникам.

 

Способ №4: разделение полномочий мэра и главы КГГА.

Еще один на данный момент не реальный для осуществления метод. Сторонники разделения постов утверждают, что если Президент назначит на должность главы КГГА своего человека, а тот, в свою очередь, внесет в парламент представление о перевыборах мэра, то снять Черновецкого будет просто как дважды два. Но здесь все упирается в "Закон о столице Украины", видоизменить который очень сложно, так как норма, говорящая о том, что столичный мэр автоматически назначается главой Киевгорадминистрации была укреплена решением Конституционного суда еще при Александре Омельченко. Однако, как бы сложно ни было изменить этот закон, сделать это можно. Другое дело, что разъединение постовподобно открытию ящика Пандоры.Ведь получив возможность менять мэра по внесению представления главы КГГА, назначенного Президентом, пост градоначальника станет разменной монетой в рукахтех, кто войдет в доверие к главе государства и захочет нажиться на Киеве и киевлянах.

 

Претендентов громадье

Сложность еще и в том, что одним назначением досрочных выборов городского головы ситуация не исчерпывается. Ведь одного смещения действующего градоначальника мало — нужно чтобы его место занял человек, который прекратит дерибан киевской земли, наведет порядок в жилищно-коммунальном хозяйстве, транспортной инфраструктуре столицы, остановит хаотичную застройку Киева и так далее. Вот тут и кроется, пожалуй, самая большая опасность для тех, кто в преддверии досрочных парламентских выборов активно эксплуатировал тему перевыборов мэра Киева и обещал киевлянам "новую жизнь". Дело в том, что реальных кандидатов на пост столичного городничего, обладающего солидной поддержкой горожан нет, по сути, ни у одной из перечисленных выше политических сил.

"Наша Украина — Народная самооборона": пропрезидентский блок потенциально может разродиться двумя кандидатами. Во-первых, это Юрий Луценко, который не скрывал и не скрывает своих мэрских амбиций. Во-вторых, это бывший городской голова Александр Омельченко, который еще не сообщал о готовности идти на свой третий мэрский срок, но, похоже, в список НУ-НС его взяли именно для этого. И у одного и у другого есть свои плюсы и минусы, которые в той или иной степени определят вероятность выдвижения единого кандидата от мегаблока. Большой плюс Луценко в том, что он — публичная фигура, имеющая хороший личный рейтинг, и, к тому же, олицетворяющая силу, которая несмотря ни на что, пользуется поддержкой у солидной части киевлян. Луценко может стать эффектным мэром, но вот будет ли он эффективным — вопрос не из легких. Минус Юрия Витальевича в том, что он "теоретик", а не практик. Вряд ли киевляне доверят управление городом такому "романтику". Практического опыта управления столицей хоть отбавляй у Александра Омельченко, но у многих киевлян остался негативный осадок от его деятельности на посту городничего. Что, по сути, делает рисковым выдвижение его кандидатуры от НУ-НС.

БЮТ: здесь об имени единого кандидата стараются не говорить вообще. Недавно в столице появились биллборды с Михаилом Поживановым, который, как известно, прошел в ВР по спискам БЮТ. С рекламных конструкций Поживанов делает конкретный "кандидатский" месседж, сообщая жителям столицы, что нужно добиваться снятия ныне действующего мэра путем внесения изменений в закон о местном самоуправлении в части референдумов. Но в блоке претензии Поживанова на пост градоначальника не комментируют. Вернее, не называют его своим единым кандидатом. Похоже, что экс-мэр Мариуполя — фигура техническая, пробный шар от БЮТ. Темнит с мэрскими планами Николай Томенко, молчит Александр Турчинов. Если учесть, что решения в блоке принимаются единолично, то имя кандидата будет зависеть от Тимошенко. Пока же Юлия Владимировна с ним не определилась.

Партия регионов: кандидатом в мэры от нее какое-то время позиционировался депутат Верховной Рады Василий Горбаль. Надо признать, что он проделал солидную работу по "вживлению" в умы киевлян, но вряд ли за такое короткое время сумел набрать достаточное для выдвижения в мэры количество баллов симпатий столичного электората. А потому о выдвижении единого кандидата от ПР пока речи не идет.

Блок Литвина: от него позиционируется Василий Пилипишин, глава Шевченковской в Киеве райгосадминистрации. Его преимущество (пост руководителя центрального района столицы) — его же слабость, так как на примере жизнедеятельности Шевченковского района избиратели смогут оценить потенциал Пилипишина. Пока же его относительно низкий рейтинг не позволяет мечтать о мэрском кресле в самой ближайшей перспективе.

Кроме вышеназванных особ посоревноваться за пост главы города могут Виталий Кличко и собственно Леонид Черновецкий. Причем у обоих сейчас почти идентичный рейтинг, который, к слову, выше, чем у всех приведенных выше кандидатов. Главная интрига сейчас — какие политические силы поставят в мэрской гонке на Кличко, а какие — на Черновецкого.

Мы коснулись возможных схем снятия городского головы Киева, и вкратце дали характеристику тем политикам, которые в той или иной мере претендуют на пост столичного градоначальника. Естественно, многое зависит от того, какой именно инструментарий для проведения перевыборов киевского мэра применят политические силы, пообещавшие жителям столицы скорую смену городской власти. Не менее важно и то, кому из перечисленных в первой части данного материала политиков будет по силам сразиться за "тепленькое" мэрское креслице. Однако, главное испытание, которое предстоит выдержать политическим силам, де-факто ввязавшимся в процесс переизбрания городского головы несоизмеримо тяжелее и ответственнее. Потому что от того, какого кандидата выдвинет/поддержит та или иная партия (блок) и какой результат этот претендент покажет, будет напрямую зависеть — смогут ли данные политические силы впредь рассчитывать на поддержку столичного региона, который в довольно значительной части определяет политическое настроение всей страны.

 

Сейчас разнообразные социологические службы дают самые разные данные относительно того, поддерживают или не поддерживают жители столицы проведение досрочных выборов мэра города и Киевсовета. Также разнятся личные рейтинги возможных кандидатов на пост городского головы Киева, включая ныне действующего мэра. По мнению политологов, разница в рейтингах обусловлена скорее субъективными, нежели объективными данными. Проще говоря, кто из кандидатов в мэры "заказывает" опрос, тот в нем и лидирует. Ничего удивительного в этом, по сути, нет. Но и нормальной эту ситуацию назвать, конечно же, нельзя. Тем не менее, можно говорить, что сейчас уже выстроился определенный ряд кандидатов, которые весной-летом будущего года (как прогнозируют представители БЮТ и НУ-НС) вступят в схватку за главный столичный кабинет. И уже на данный момент есть несколько претендентов, которые ушли в серьезный отрыв от остальных. Их двое — Леонид Черновецкий и Виталий Кличко.

 

Карт-бланш Кличко, и неуверенность Луценко

 

Пока по уровню поддержки этих персон у киевлян их не догоняет ни широко разрекламировавший себя летом нынешнего года Юрий Луценко, ни порядком подзабытый Александр Омельченко, ни усердно раскручиваемый Блоком Литвина Виталий Пилипишин, ни прошедший в Верховную Раду по спискам БЮТ Михаил Поживанов.

 

Существенно этот баланс сил может нарушиться лишь в двух случаях. Если, во-первых, в выборах городского головы Киева изъявит желание поучаствовать Юлия Тимошенко. Во-вторых, если какая-то политическая сила или блок приложит максимум административных и финансовых усилий, дабы раскрутить одного из "середняков", претендующих на пост столичного градоначальника.

 

Пока, похоже, Юлия Тимошенко всерьез не задумывалась о том, чтобы испробовать себя на мэрской стезе. По крайней мере, ни одного заявления на данный счет автор не припоминает. По всей видимости, Юлия Владимировна сейчас настроена в первую очередь на пост премьер-министра. А должность киевского градоначальника в какой-то мере не ее "калибр", пусть даже и сулит, как считают некоторые политологи, солидные дивиденды перед президентскими выборами. Что же до второго, то вкладывать админресурс и финансы в раскрутку "середняка" вроде Луценко или Омельченко — довольно рисковое предприятие. Прежде всего потому, что в этом кровно заинтересован даже не блок НУ-НС, а лишь его часть — "самооборонская". К тому же, чтобы составить конкуренцию Кличко и Черновецкому, причем конкуренцию реальную, а не основанную на дутых рейтингах, "Народной самообороне" следует заручиться поддержкой "Нашей Украины", и, главное — БЮТ. Ведь не секрет, что позиции "оранжевых" в Киеве довольно сильно пошатнулись не только из-за достаточно неопределенной позиции фракции "Нашей Украины" в Киевсовете, но и из-за неэффективной политики, проводимой НУ на высшем государственном уровне. Потому поддержка Блока Юлии Тимошенко для "середняка" Луценко будет, вероятно, определяющей. Сейчас же только сам Луценко заявляет, что ЮВТ горячо поддерживает его желание "идти на Киев". Сама лидер БЮТ более сдержана в высказываниях. На это у нее есть причины. Главная: Луценко — не бютовец, а значит контролировать столицу, пусть даже и поставив своего наместника на пост секретаря Киевсовета, Тимошенко в полной мере не сможет. Второстепенная: блок еще не определился с тем, стоит ли выдвигать своего человека в кандидаты на пост киевского мэра. А выбирать у БЮТ есть из кого: Турчинов, Томенко, тот же Поживанов. И не беда, что все эти фигуры известны разве что своими политическими деяниями. И поставить на этих людей сейчас — очень большой риск для Тимошенко. Скорее Юлия Владимировна предпочтет поставить на единого кандидата от будущей демкоалиции (если она, конечно же, состоится). Наверняка, то же самое предпочтет сделать и НУ-НС. И в этом случае другого кандидата, кроме Виталия Кличко, у этих политических сил нет.

 

Чем удобен глава одноименного блока для НУ-НС? Прежде всего тем, что Кличко-старший является советником Президента Ющенко. К тому же Виталий внес большой вклад в победу Виктора Андреевича, когда открыто заявил о своей поддержке "оранжевого" кандидата в Президенты. Можно сказать, что Кличко, вращаясь в околопрезидентских кругах, наверняка не раз имел беседу со столпами Банковой на предмет того, как привести киев "в чувство" после излишне кипучей деятельности Черновецкого. Еще один несомненный плюс бывшего боксера — то, что у него нет команды. Нет, формально какой-то круг помощников и соратников у Кличко-старшего конечно же имеется. Но вряд ли их авторитет и уровень соответствует команде возможного мэра Киева. Стало быть Виталий — такой себе пустой "сосуд", который можно заполнить содержимым определенного толка. Например, отрядить ему в замы, помощники, советники "бывалых" нашеукраинцев, имеющих опыт работы на городском уровне, как в плане политики, так и экономики. Чего может стоить тот же Александр Омельченко, которого Кличко по совету верхушки НУ-НС обяжется снабдить широкими полномочиями в КГГА? И главное — у Виталия нет никаких политических и личностных противоречий с нашеукраинской верхушкой.

 

Для БЮТ Кличко удобен прежде всего как достаточно раскрученный в столице бренд, который можно дополнить сочными "красками" из профессиональной палитры, коей располагает блок. К тому же Тимошенко, как главный движитель Кличко на пути к победе на выборах городского головы, может запросить у единого кандидата пост секретаря Киевсовета для одного из ее партайгеноссе, которому наверняка отойдут значительные полномочия в этом органе местного самоуправления. Сосредоточить в своих руках городской совет — вот, по сути, цель Тимошенко в Киеве. Юлии Владимировне наверняка хочется оправдаться за бездарно растерянное преимущество, которое ее политическая сила имела в Киевсовете после выборов 2006 года. И все же есть одно препятствие, которое сдерживает лидера БЮТ от того, чтобы сделать ставку на Кличко. По неофициальной информации, во время одной из встреч Юлия Владимировна предложила Виталию определиться — желает ли он идти на парламентские выборы в составе БЮТ с перспективой стать единым кандидатом от блока на перевыборах мэра. Кличко заколебался, и прямого ответа, который желала услышать Тимошенко, не дал. А ЮВТ, как свидетельствуют источники в ее окружении, страсть как не любит, когда ей отказывают. С тех пор экс-боксер впал в немилость лидеру БЮТ, что, естественно, отражается на желании Тимошенко видеть его в качестве единого кандидата от демократических сил. Но если НУ-НС заупрямится и захочет видеть кандидатом от демкоалиции Кличко, а ЮВТ станет препятствовать, то вся затея с перевыборами, инициаторами которой являются БЮТ и "Наша Украина — Народная самооборона", вылетит в трубу. Стало быть, Тимошенко придется поступиться своими принципами ради того, чтобы сохранить лицо демократов и их перспективы в Киеве.

 

"Региональный" оплот Черновецкого

 

Действующий столичный мэр, конечно же, мог бы заручиться поддержкой главы государства и замять тему перевыборов. Для этого у него, как мы уже упоминали в первой части, есть ресурсы в виде дорогой киевской земли и воспоминаний о том, как Черновецкий отстаивал честь Ющенко на президентских выборах. Но теперь, когда тема досрочных выборов городского головы Киева стала для НУ-НС более чем принципиальной, Виктор Андреевич не может, да и не имеет морального права урезонивать своих соратников. Ведь для них это будет означать политическое самоубийство на городском уровне. Да и самому гаранту демарш оранжевого блока, лидеры которого на теме перевыборов мэра Киева как говорится "собаку съели", крайне не выгоден в свете будущих выборов главы государства. А потому у Ющенко Черновецкий наверняка получит от ворот поворот.

 

Но, следует заметить, что Леонид Михайлович вряд ли бы стал мэром столицы, если бы не просчитывал ситуацию на несколько ходов вперед. Как только запахло жареным, градоначальник начал искать поддержки у самой, пожалуй, влиятельной политической силы страны — Партии регионов. Это было в данных условиях совершенно естественно, тем более, что в фракция ПР есть составной частью промэрского большинства в Киевсовете. Не обошлось без сучков и задоринок. Отголоски политического противостояния доносились до нас в виде гневных заявлений регионалов, которые обвиняли киевскую власть в переносе осенних пленарных заседаний Киевсовета. Велика вероятность того, что Партия регионов до самого последнего момента не станет выказывать своих симпатий в этих вопросах. Наверняка регионалы постараются отвести внимание избирателей, выдвинув технического кандидата или более податливую фигуру. Словом, ПР сделает все возможное, чтобы выиграть от возможной победы Черновецкого, приэтом публично в ней не поучаствовав.

источник: ForUm




Ваше мнение:

Ваше имя *
Ваш e-mail
Ваше сообщение * Сообщения, содержащие оскорбления, ругательства и нецензурные выражения, будут удаляться без предупреждения.



Поля, отмеченные (*), обязательны к заполнению
Код на картинке *


НОВОСТИ
Специалисты Государственной аудиторской службы во время ревизии Бородянского поселкового совета выявили нарушения на 19,8 млн грн при использовании средств, выделенных на восстановление поселка.
У Києві спалахнув новий гучний будівельний скандал, пов’язаний із забудовником — у Подільському районі ЖК “Рибальський”, який мають здати у четвертому кварталі 2023-го, може стати черговим недобудом.
С февраля по июль 2023 года Турция импортировала около 160 600 тонн угля из оккупированных частей Донецкой и Луганской областей. Общая сумма составляет $14,3 млн.
С начала 2023 г. госпредприятие “Мультимедийная платформа иновещания Украины” заключило соглашений на 360 миллионов гривен: в июле были обнародованы заказы на 217 млн грн, а после отставки Александра Ткаченко с должности министра культуры в августе-сентябре заключили договоров еще на 139 млн грн
Командир 2 штурмового батальйону 3 ОШБр Дмитро Кухарчук заяв, що окрім звільнення Ганни Маляр з посади заступника міністра оборони має бути і кримінальна відповідальність.
Попри важкий фінансовий стан операторів систем розподілу всі вони здійснюють як підготовчі роботи до осінньо-зимового періоду, так і відновлювані роботи — там, де мережі були пошкоджені обстрілами.
Минувшей ночью военная разведка СБУ с помощью дронов-камикадзе атаковала военные самолеты россиян на Курском аэродроме.
Бывший генпрокурор Украины снова обвинил Байдена и его сына в коррупции
Міністр юстиції Денис Малюська і Центральна Колегія міністерства прийняли рішення щодо корпоративних прав власності на ТОВ "Укрбуд Девелопмент"
Сегодня, 4 февраля, боец ​​Нацгвардии Артемий Рябчук, подозреваемый по делу о расстреле военнослужащих в Днепре, отказался от всех показаний, которые ранее давал правоохранителям.
Сегодня, 4 февраля, судьи Высшего антикоррупционного суда Виктор Маслов, Леся Федорак, Игорь Строгий огласили приговор по делу судьи Славянского горрайонного суда Донецкой области Игоря Минаева в получении взятки.






Загрузка...


Погода, Новости, загрузка...
 
© Информационный проект "Компромат.UA", 2007-2009. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на "Компромат.UA" обязательна.
Created by: © "Компания дизайн и интернет решений AB Design",
Powered by: © "Admin CMS", 2007-2009.
Разработано компанией
AB Design 2007