КОМПРОМАТ.UA | О достоинстве
КОМПРОМАТ.UA
началопоискконтакт

RSS | Блогеры | О нас


СТАТЬЯ
О достоинстве

"Временное задержание". Фото Сергея Котельникова  day.kiev.ua

О достоинстве

10 декабря 2008
  автор: Николай Онищук  



0
 

Николай Онищук: Проблема усовершенствования существующей системы конституционных гарантий прав и свобод человека в Украине приобретает сегодня особую остроту

10 декабря 2008 года Украина вместе со всем миром будет отмечать 60-ю годовщину Общей декларации прав человека. С моей точки зрения, этот день является поводом для серьезного политического и правового анализа положения дел с правами человека в нашем государстве. Ведь провозглашенный Конституцией Украины принцип ответственности государства перед человеком за свою деятельность, в том числе по выполнению своей главной обязанности — утверждению и обеспечению прав и свобод человека, является определяющим.

Основной Закон Украины в разделе II "Права, свободы и обязанности человека и гражданина" закрепил довольно совершенную систему прав и свобод человека, а также общие принципы и положения, цель которых — определить содержание гарантий и механизмов реализации этих прав и свобод. Вместе с тем, отдельные из них, особенно в социально-экономической сфере: (право на жилье (ст. 47), право на достойный жизненный уровень для себя и своей семьи (ст. 48), право на доступное медицинское обслуживание (ст. 49) и др.) остаются на сегодня преимущественно декларативными. Это способствует распространению правового нигилизма в обществе и сомнений граждан в состоятельности государства обеспечить их конституционные права.

Проблема усовершенствования существующей системы конституционных гарантий прав и свобод человека в Украине приобретает сегодня особую остроту. Решение этой проблемы предусматривает усовершенствование существующих юридических механизмов закрепления и реализации конституционных прав и свобод человека в процессе системного обновления Основного Закона. Промедление с решением этой проблемы ставит под сомнение эффективность функционирования ряда государственно-правовых явлений.

В условиях современных политико-правовых реалий основными путями усовершенствования юридических гарантий прав и свобод человека могут быть:

- расширение содержания политических прав граждан Украины, которые будут способствовать их участию в управлении государственными делами и в местном самоуправлении;

- переосмысление и оптимизация широкого спектра социальных прав и свобод человека и гражданина с целью их приближения к реальным возможностям государства обеспечивать и гарантировать эти права;

- создание законодательных механизмов реализации так называемых новейших конституционных прав человека — права на мир, экологическую и ядерную безопасность и тому подобное; нормирование в законах Украины действенных механизмов реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые могут быть реализованы коллективно (права на выборы, референдумы, мирные собрания, митинги, походы и демонстрации, забастовки и тому подобное);

- создание конституционных механизмов для обеспечения надлежащей реализации конституционных прав и свобод для людей со специальным социальным (беженцы, перемещенные и возвращенные лица, лица без гражданства, трудовые мигранты, лица, лишенные свободы в судебном порядке, лица с ограниченными возможностями), возрастным (дети, люди преклонного возраста) или профессиональным (военнослужащие) статусом; согласование индивидуальных прав человека с правами коллективных субъектов;

- создание надлежащих гарантий для деятельности неправительственных, в том числе и международных, правозащитных организаций;

- усиление юридической ответственности, в том числе и государства, перед лицом за нарушение прав и свобод и т.д.

Нужно также заметить, что усовершенствование соответствующих положений Конституции Украины не отрицает необходимости законодательного урегулирования реализации конституционных прав человека. Некоторые, даже личные и политические, права человека, предусмотренные Общей декларацией прав человека и закрепленные в Основном Законе, годами остаются без должного внимания законодателей и субъектов законодательной инициативы. Устраняя эти недостатки, Министерство юстиции Украины разработало и продолжает разработку целого ряда законопроектов: "О свободе передвижения и свободном выборе местожительства", "О всеукраинском референдуме", "О порядке организации и проведения мирных мероприятий", "Об обращении граждан", "Об общественных организациях", "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно участия общественности в формировании и реализации государственной политики, решении вопросов местного значения", "О местном референдуме и других формах непосредственного волеизъявления территориальной общины", Административно-процедурного кодекса и др., направленных на формирование совершенных законодательных механизмов реализации и гарантирования конституционных прав человека.

В свою очередь, каждый из названных путей усовершенствования юридических гарантий прав и свобод человека требует комплексного подхода. В частности, невозможно представить эффективную защиту прав человека без эффективной работы судебной системы. При этом усовершенствование судебной защиты прав человека предусматривает проведение судебно-правовой реформы с четкой акцентуацией основной задачи судов общей юрисдикции на защиту прав и свобод человека и гражданина. К сожалению, современное состояние судебной системы неспособно в полной мере обеспечить надлежащую судебную защиту, что, как следствие, приводит к нарушению прав человека и взятых на себя Украиной международных обязательств.

Особую обеспокоенность вызывает то, что на сегодня в судейском корпусе имеют место случаи, указывающие на непрофессионализм судей, а в некоторых случаях — и злоупотребления с их стороны. Это в свою очередь негативно влияет на состояние судебной защиты, а также приводит к утрате доверия граждан к государству, снижению авторитета государственной власти в целом и судебной в частности. Для устранения этих недостатков и с целью успешного завершения в Украине судебной реформы необходимо усовершенствовать законодательство в области судоустройства и относительно статуса судей, в частности, в части процедуры отбора и обучения судей, механизма привлечения их к дисциплинарной ответственности, системы построения судов.

Безусловно, достижением Украины последних лет стало принятие Кодекса административного судопроизводства, определившего порядок обжалования в суде решений, действий или бездействия органов государственной власти, местного самоуправления, их служебных и должностных лиц, что, безусловно, положительно повлияло на возможность для человека оградить свои права от произвольных действий со стороны государства.

Вместе с тем, на сегодня остается необходимым принятие нового Уголовно-процессуального кодекса, что должно завершить реформу процессуального законодательства с учетом стандартов соблюдения прав человека. В частности, речь идет о:

- обеспечении в новом УПК процессуального равенства сторон в уголовном производстве;

- реализации принципа состязательности сторон в течение всего уголовного производства;

- внедрении новой, лишенной обвинительного уклона процедуры досудебного расследования.

Наиболее актуальным вопросом в этой связи кажется эффективная реализация Концепции реформы уголовной юстиции с целью переориентации всех участников уголовного процесса с карательно-репрессивной на правозащитную функцию.

Анализируя вопрос соблюдения прав человека в Украине, нельзя не упомянуть и о международных обязательствах Украины в области прав человека, которые требуют постоянного контроля со стороны государственных органов с целью избежания нарушений. Уже 11 лет Украина является стороной Конвенции о защите прав и основных свобод человека, являющейся региональным, европейским воплощением Общей декларации прав человека и, в отличие от рекомендательного характера Общей декларации, имеет обязательный характер и собственный контрольный механизм — Европейский суд по правам человека. Нужно заметить, что Украина стала первым государством в Европе, на законодательном уровне определившим алгоритм шагов государства по выполнению решений Европейского суда. Принятый в 2006 году Верховной Радой Украины Закон "О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека" закрепил положения ключевых документов Комитета министров Совета Европы по этим вопросам.

Этим законом прямо определена обязанность государства принимать меры по устранению системной проблемы, лежащей в основе констатированного Европейским судом нарушения, а также принимать меры для предупреждения новых нарушений Конвенции. В связи с этим в Украине сложилась уникальная ситуация: констатация Европейским судом нарушения со стороны государства имеет и позитивное значение — и не только для заявителя, но и для государства, которое исправляет собственное законодательство благодаря заключениям Европейского суда. Одним из самых позитивных моментов этого закона является введение обязательной экспертизы всех проектов нормативных актов с точки зрения их соответствия Конвенции о защите прав и основных свобод человека и практике Европейского суда. На сегодня Министерство юстиции, отвечающее за проведение этой экспертизы, может констатировать, что механизм такой проверки налажен и эффективно действует. Именно этот факт дает основания надеяться на избежание нарушений прав человека, во всяком случае, в части законодательного урегулирования тех или иных вопросов.

Однако по состоянию на сегодняшний день есть некоторые проблемы в части выполнения международных обязательств Украины в области прав человека. Так, уже в течение двух лет, прошедших с момента вступления в силу Факультативного протокола к Конвенции ООН о предотвращении пыток, в Украине до сих пор решается вопрос о создании превентивного механизма предотвращения пыток. Создание такого превентивного механизма позволило бы не только выполнить международные обязательства, но и сделать первые шаги для искоренения этого позорного явления.

Не менее проблемным, с моей точки зрения, является выполнение Украиной обязанности, взятой на себя еще в 1995 году при вступлении в Совет Европы: в течение одного года с момента вступления принять в соответствии с принципами Совета Европы "Рамочный документ о правовой политике относительно защиты прав человека". Если проанализировать современное состояние законодательства Украины, то можно найти ряд документов, регулирующих направления действия государства в различных сферах — от культуры до обеспечения жильем. Но нет единого документа, в котором содержался бы анализ современного состояния соблюдения прав человека в Украине как на законодательном уровне, так и в части практического применения этого законодательства. На мой взгляд, такой документ важен не только с точки зрения выполнения международных обязательств. Он жизненно необходим для реализации принципа, закрепленного в статье 3 Конституции Украины: "Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине высшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства".

Исходя из понимания этого, 10 декабря 2008 года, в день 60-й годовщины Общей декларации прав человека, Министерство юстиции Украины намерено презентовать проект Концепции государственной политики в области прав человека, который станет тем важным указателем для дальнейшего развития Украины как государства и послужит основой новых законодательных инициатив, независимо от политических амбиций и убеждений.

источник: day.kiev.ua




Ваше мнение:

Ваше имя *
Ваш e-mail
Ваше сообщение * Сообщения, содержащие оскорбления, ругательства и нецензурные выражения, будут удаляться без предупреждения.



Поля, отмеченные (*), обязательны к заполнению
Код на картинке *


НОВОСТИ
Специалисты Государственной аудиторской службы во время ревизии Бородянского поселкового совета выявили нарушения на 19,8 млн грн при использовании средств, выделенных на восстановление поселка.
У Києві спалахнув новий гучний будівельний скандал, пов’язаний із забудовником — у Подільському районі ЖК “Рибальський”, який мають здати у четвертому кварталі 2023-го, може стати черговим недобудом.
С февраля по июль 2023 года Турция импортировала около 160 600 тонн угля из оккупированных частей Донецкой и Луганской областей. Общая сумма составляет $14,3 млн.
С начала 2023 г. госпредприятие “Мультимедийная платформа иновещания Украины” заключило соглашений на 360 миллионов гривен: в июле были обнародованы заказы на 217 млн грн, а после отставки Александра Ткаченко с должности министра культуры в августе-сентябре заключили договоров еще на 139 млн грн
Командир 2 штурмового батальйону 3 ОШБр Дмитро Кухарчук заяв, що окрім звільнення Ганни Маляр з посади заступника міністра оборони має бути і кримінальна відповідальність.
Попри важкий фінансовий стан операторів систем розподілу всі вони здійснюють як підготовчі роботи до осінньо-зимового періоду, так і відновлювані роботи — там, де мережі були пошкоджені обстрілами.
Минувшей ночью военная разведка СБУ с помощью дронов-камикадзе атаковала военные самолеты россиян на Курском аэродроме.
Бывший генпрокурор Украины снова обвинил Байдена и его сына в коррупции
Міністр юстиції Денис Малюська і Центральна Колегія міністерства прийняли рішення щодо корпоративних прав власності на ТОВ "Укрбуд Девелопмент"
Сегодня, 4 февраля, боец ​​Нацгвардии Артемий Рябчук, подозреваемый по делу о расстреле военнослужащих в Днепре, отказался от всех показаний, которые ранее давал правоохранителям.
Сегодня, 4 февраля, судьи Высшего антикоррупционного суда Виктор Маслов, Леся Федорак, Игорь Строгий огласили приговор по делу судьи Славянского горрайонного суда Донецкой области Игоря Минаева в получении взятки.






Загрузка...


Погода, Новости, загрузка...
 
© Информационный проект "Компромат.UA", 2007-2009. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на "Компромат.UA" обязательна.
Created by: © "Компания дизайн и интернет решений AB Design",
Powered by: © "Admin CMS", 2007-2009.
Разработано компанией
AB Design 2007