Недавно корпорация Google на своем сайте разместила вакансию менеджера по лоббированию интересов в Украине. Отечественные рекрутеры и бизнес-аналитики рассказали о том, сколько берут за свои услуги украинские лоббисты.
В отличие от Google, украинские компании вакансии лоббистов обычно не афишируют и не публикуют, а тихо ищут через влиятельных знакомых, рассказывает PR-менеджер кадрового портала hh.ua Наталья Маципура. К примеру, в базе резюме и вакансий hh.ua запросов от соискателей и работодателей на специалиста по лоббированию нет. "Понятно, что работа лоббиста в правительстве или парламенте будет более эффективна, если о его деятельности будет знать как можно меньше людей", — отмечает она.
Однако официальные лоббисты в Украине все же есть, и к их услугам прибегают компании из различных отраслей, рассказывает старший консультант компании Ernst & Young LLC Елена Веселкова. И звучат такие должности вполне респектабельно: директор по взаимодействию с госорганами, менеджер по работе с госорганами, специалист по работе с госорганами.
Такие специалисты присутствуют во всех достаточно крупных компаниях, говорит Веселкова. Они представляют компанию при переговорах с правительством, местными властями и регулирующими органами. В компаниях — участницах обзоров Ernst & Young, представители данного направления, как правило, являются штатными сотрудниками и заняты полный рабочий день.
Зарплаты официальных лоббистов в Украине, по данным исследования Ernst & Young, колеблются от 11 тыс.грн. до 70 тыс.грн. в месяц (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Ежемесячная заработная плата официально трудоустроенных специалистов по лоббированию интересов компаний*
Вместе с тем, далеко не всегда украинские компании включают лоббистов в штат. Известный финансовый эксперт на правах анонимности рассказал, что лоббизмом зарабатывают чаще всего бывшие госчиновники, их родственники или хорошие знакомые. Такого рода "решалы" оценивают, насколько реально решить вопрос, сколько это может стоить, сколько уйдет на это времени и другие нюансы. Этот специалист может быть и в штате, например, на должности консультанта. "Но обычно лоббистов в штат не берут — это неудобно", — говорит собеседник агентства.
Часто специалисты такого рода создают компании, занимающиеся "решением вопросов". Ядро компании обычно состоит из двух-трех человек, которые постоянно поддерживают соответствующий имидж. "То есть все вокруг знают, что это, скажем, "Петрович", у которого есть такие, такие и такие "концы", и он может порешать такие-то вопросы. Очень часто у нас этим занимаются адвокатские компании — они оформляют это как предоставление информационных или консалтинговых услуг", — добавляет финансовый эксперт.
Механизм работы с такой компанией вполне обычный. Когда поступает заказ, разрабатывается коммерческое предложение: варианты возможного решения вопроса с учетом всей специфики. После этого ведутся переговоры, в ходе которых достигается компромисс с заказчиком по срокам и ценам.
"После достижения договоренности запускается работа, идет она обычно поэтапно и также поэтапно поступает оплата, т.к. чаще всего работа многоуровневая. Кроме того, заказчик должен видеть — справляется исполнитель или нет. Ведь бывают случаи, когда решить вопрос не получается — кого-то отправили в отставку, произошли еще какие-то перемены в структурах власти", — говорит собеседник. "Работа сдельная — есть клиент, решили его вопрос, следующий", — добавляет он.
Чаще всего к лоббистам обращаются для решения вопросов, связанных с украинской недвижимостью и вхождением бизнеса на территорию Украины: оформление инвестиций, покупка производственных мощностей. То есть тех вопросов, которые требуют интенсивного общения с госструктурами.
Стоимость услуг лоббистов обычно составляет около 10% от общей стоимости затрат (подарков, взяток, инвестиций). В зависимости от сложности задачи, тариф может либо падать до 0,5% от общей суммы расходов, либо взлетать до 30%, добавил собеседник агентства.