Европейский Союз решил разобраться с тем, что происходит в Google
Этот год превращается в жуткий год для Google. Впервые поисковый гигант посрамлен почти повсеместно, получив тонны претензий в результате непредумышленной фиксации персональной информации в незащищенных беспроводных сетях сразу нескольких стран. После чего некоторые широко разрекламированные сервисы, вроде Google Wave, вдруг не принесли ожидаемого результата. И сегодня Google ждёт официальное расследование Европейского Союза по обвинениями в нарушении антимонопольного законодательства в области поискового он-лайн бизнеса.
Европейская комиссия, которая объявила о начале расследования 30 ноября, заявила о том, что будет рыть сразу в двух ключевых направлениях. Во-первых, манипулировал ли Google алгоритмами своих поисковых машин с целью исключения линков конкурентов из результатов поисковой выдачи. Во-вторых, навязывал ли гигант веб-сайтам соглашения, которые бы препятствовали размещению ими рекламы, создающей конкуренцию услугам, предоставляемым Google.
Новости о начале расследования вызвали бурю предсказуемого возмущения по поводу того, что Европа снова пытается ставить палки в колёса невероятно успешной американской компании. Правда, в Штатах не учитывают тот факт, что Ciao, то есть одна из тех компаний, которая собственно и пожаловалась на манеру ведения дел Google в Европейский Союз, принадлежит американской Microsoft, которая также связана с еще одной компанией, попросившей о расследовании. За океаном также игнорируют тот факт, что тяжесть обвинений гарантирует пристольное внимание регулятора.
Google уверен в том, что расследование придёт к выводу, что компания работает без всяких нарушений. Он признаёт, что в процессе определения приоритетности результатов выдачи поискового запроса присутствует элемент суждения, но без этого полученная по его итогам информация будет менее релевантна для пользователей и полна спама. В тоже время компания настаивает, что никогда не правила результаты поиска с целью получения незаслуженного преимущества над конкурентами. Google считает, что мнение о том, что он занимает доминирующие позиции на европейских рынках — неправильное, потому как конкуренты располагаются лишь на расстоянии одного клика.
Может это и так, но слово Google стало глаголом как раз потому, что является выбором по умолчанию для целых стран и народов, запутавшихся во всемирной паутине. Вызывает настороженность тот факт, что во многих европейских странах доля поисковых запросов Google выше даже чем в Америке, где она составляет две трети. Google также доминирует на рынке контекстной рекламы. Впрочем это ни для кого не сюрприз. Благодаря экономии на масштабе и эффекту сети, IT-бизнесы стремятся к скорейшему размножению и распространению — достаточно вспомнить Facebook.
Можно ли доминировать и не быть злом?
Все это оставляет прочим компаниям возможность обвинять Google в разнообразных нарушениях даже в случае если их собственная ценовая политика и правила работы совсем не кристальной чистоты. Google утверждает, что он намного более открыт чем его оппоненты и предлагает им целую серию подсказок, которые позволяют достичь высокого поискового рейтинга для блогов, веб-сайтов и т.д. Тем не менее, найти повод придраться к Google достаточно легко.
В этом году антимонопольные органы Франции пришли к выводу, что Google воспользовался своим монопольным положением, когда запретил местной Navx, предоставляющей информацию о местоположении объектов, размещаться через AdWords. И потребовали прояснить правила работы AdWords, который эксперты сравнивают с "черным ящиком".
Европейский Союз имеет полное право пролить толику света на деятельность Google. Поисковой компании такой тщательный досмотр может и не понравиться, но по причине своего влияния и размера она не должна быть удивлена таким поворотом событий. Стремительный рост Google в Сети стал возможен, потому что компания убеждала других делиться с ней информацией насколько это возможно. И теперь очень трудно смириться с тем, что ситуация развернулась на 180 градусов.
The Economist
true-google-ua.livejournal.com