Занимаясь изучением генетических последствий Чернобыльской катастрофы, ученые вначале поставили задачу выяснить, какое количество мутаций и в каких генах возникает под влиянием ионизирующего излучения. Об этом сообщили доктора сельскохозяйственных наук, профессоры Валерий и Татьяна Глазко, пишет ZN.UA.
"И были весьма удивлены, когда мутантов обнаружить не удалось. Это казалось парадоксальным — интенсивность ионизирующего облучения резко увеличена, количество клеток с хромосомными "поломками" в организмах возросло, а мутантов нет. Мы исследовали разные виды животных в 30-километровой зоне, но и среди них мутантов не обнаружили. Как оказалось, природа поступает мудро — они просто не рождаются, потому что в живом организме имеются сложные механизмы контроля состояния генома, и дефектные клетки "отбраковываются" еще на стадии формирования гамет", — отмечают ученые.
Так, по их словам, у облученных мышей увеличивается эмбриональная смертность, причем доимплантационная, то есть еще на стадии, предшествующей имплантации эмбриона в матку. В исследованиях ученых из Института молекулярной биологии и генетики НАН Украины Малюты и Соломко было показано, что даже в условиях культивирования ранних эмбрионов, полученных из облученных мышей, часть из них запаздывает с дроблением. Они оказываются просто не готовыми к приживлению и погибают. Поэтому появление на свет мутантных особей, которое вызвано сбоями в системе контроля генетического постоянства, встречается довольно редко.
Говоря об изменениях в поколениях животных, в частности крупного рогатого скота, проживающих в условиях повышенной радиации, ученые отмечают снижение плодовитости (более выраженное у коров, родившихся в условиях хронического ионизирующего облучения, чем у коров, попавших под его воздействие в половозрелом возрасте), а также изменение генетической структуры популяций. Изменения в генетической структуре — от типичной для высокоспециализированной молочной породы в сторону менее специализированных форм, характерных для мясного скота, — отчетливо наблюдались в поколениях КРС, воспроизводящегося в зоне отчуждения.