Глава МЧС рассказал о первоочередных задачах и проблемах министерства
Министр по вопросам чрезвычайных ситуаций НЕСТОР ШУФРИЧ считает, что избежать наводнения вследствие таяния снегов удалось благодаря слаженной работе спасателей Украины, России и Белоруссии. Теперь перед МЧС стоят новые задачи: министр не исключает повторения взрывов на артиллерийских складах; нерешенной остается ситуация в Калуше, который оказался на пороге экологической катастрофы.
- Возглавив МЧС, вы заявили, что Украине угрожают массовые паводки. На борьбу с ними начали выделяться средства, но масштабных подтоплений не было. Так ли велика была угроза и в какую сумму она обошлась?
- На противопаводковые мероприятия было выделено около 100 млн грн. А угроза была очень серьезной. Такого количества снега не выпадало более 30 лет. Впервые за годы независимости на Киевском водохранилище образовался лед полуметровой толщины. Инженерные сооружения Днепровского каскада были совершенно не готовы пропустить его во время ледохода. Мы переправили на Киевское море ледоколы, и это помогло обеспечить прохождение льда с минимальным риском для гидротехнических сооружений Киевской ГРЭС. Благодаря постоянной координации работы с российскими и белорусскими коллегами нам удалось развести пики половодья на реках Припять, Днепр и Десна. Например, сейчас мы наблюдаем пик половодья на Десне, а пик половодья на Днепре уже пройден. Еще раньше вода начала убывать на Припяти. Если бы пики трех рек совпали, произошла бы небывалая катастрофа. Сегодня я могу с большой уверенностью сказать, что паводок мы пережили.
- С какими проблемами столкнулось МЧС во время противопаводковых работ?
- Нам не хватает дамб. В маленькой Венгрии общая протяженность дамб — более 4 тыс. км, у нас — чуть более 1 тыс. км. Мы столкнулись с проблемой обеспечения наших водохранилищ теплоходами ледокольного типа. Но самое главное — у нас нет противопаводковых польдеров, емкостей для аккумуляции воды. Сегодня мы только начинаем выполнять программу строительства польдеров, чтобы задерживать воду в случае наводнений. Прежде всего это касается Карпат.
- Какие территории в Украине можно считать потенциально опасными?
- В принципе, всю страну можно объявить зоной экологического бедствия, если мы подойдем к этому вопросу максимально критически. Но давайте не будем никого пугать. Я бы не хотел, чтобы мое интервью стало причиной паники. Опасность таят прежде всего химические предприятия и территории вокруг них, где скоплены отходы химического производства. Например, в Калуше (Ивано-Франковская область, — ред.) отходы производства калийных удобрений создали угрозу экологической катастрофы.
- 10 мая будет 90 дней, как Виктор Ющенко объявил Калуш и прилегающие к нему села зоной чрезвычайной экологической ситуации. Что было сделано после этого?
- Давайте говорить не о 90 днях, а о 50 днях работы нового правительства. Уже три раза сотрудники МЧС выезжали в Калуш для изучения ситуации, связанной с необходимостью ликвидации сложившейся угрозы.
- Какие работы планируется провести в Калуше?
- Мы будем укреплять берега карьеров, в которых скопились отходы производства, утилизировать эти отходы и, по всей видимости, отселять жителей. Все будет зависеть от состояния грунта и степени проникновения отходов в систему водоснабжения. Более понятной картина станет через месяц. Мы обратились за помощью к ученым, которые должны сделать заключения.
- Три года подряд, с 2004-го по 2006-й, в Украине взрывались артиллерийские склады в Новобогдановке. В 2008 году взорвались запасы в Лозовой. Возможно ли возникновение чрезвычайных ситуаций на других арсеналах?
- К сожалению, возможно. И как раз сегодня (28 апреля, — ред.) премьер-министр Николай Азаров поручил министру обороны Михаилу Ежелю провести ревизию всех имеющихся у нас баз и обеспечить их безопасность, включая охрану и противопожарные мероприятия.
- Вы назвали слишком много проблем. В каком состоянии вам передал министерство ваш предшественник Владимир Шандра?
- Отвечу на этот вопрос буквально одним фактом. Вы можете себе представить работу подразделений МЧС без постоянного оперативного дежурства вертолетов и самолетов? Так вот, к моему приходу все вертолеты и самолеты МЧС из-за отсутствия бюджетного финансирования были сняты с боевого дежурства и возвращены в место дислокации, аэропорт "Нежин". Сегодня у нас формально числятся 29 единиц авиационной техники — 20 вертолетов и 9 самолетов. При этом только 13 вертолетов и 7 самолетов находятся в рабочем состоянии. Вся эта техника должна быть на боевом дежурстве.
- Что бы вы хотели изменить в первую очередь?
- За годы независимости мы в десять раз сократили численность сотрудников пожарной безопасности и в результате получили десятикратное увеличение погибших во время пожаров. Мы должны укрепить систему пожарной безопасности и сделать все, чтобы восстановить систему гражданской обороны, которая была в СССР, конечно, с учетом новых технологических возможностей. Кроме того, мы рассчитываем, что в 2010 году депутаты примут кодекс гражданской защиты, который определит основы гражданской защиты в Украине.
- В каких специалистах сейчас нуждается министерство?
- Нам нужны пиротехники, пожарные, спасатели. Нам не хватает более 2 тыс. специалистов. В последние три года нашим сотрудникам не повышали зарплату. Сегодняшние ставки остались на уровне 2007 года. Получается, что с учетом курса наши люди получают почти на 40% меньше, чем три года назад, а если учесть реальную инфляцию, то в два раза меньше. Однако в 2010 году финансирование министерства будет поднято на 10-12%. Уверен, что в этом году мы сможем увеличить заработную плату старшим офицерам в среднем на 14%, а младшему командному составу — до 40%.
- Ваша зарплата тоже увеличится?
- Я от своей зарплаты давно отказался. Я никогда не скрывал, что наша семья занимается предпринимательством, и вся моя зарплата в министерстве идет на благотворительность.
- К слову, став министром, вы провели ряд громких и спорных, с точки зрения общественности, кадровых назначений. Например, вашим заместителем стал Николай Коровицын, сын заместителя главы администрации президента Анны Герман...
- Я назначал тех людей, которых знаю и кому доверяю в работе. Я видел их в разных ситуациях и уверен, что они выполнят поставленные перед ними задачи.
- О роли МЧС особо громко заговорили после взрывов в московском метро. Какие меры безопасности вы готовы предложить как глава МЧС?
- Предотвращением терактов занимаются МВД и СБУ. Что касается законодательного регулирования, то, возможно, имело бы смысл ужесточить контроль в общественном транспорте, а также ввести досмотр граждан во время посещения массовых мероприятий.
- Одним из таких мероприятий стало заседание Верховной рады 27 апреля, когда депутаты зажигали дымовые шашки. В это время в сессионном зале видели и вас...
- Произошло то, что должно было произойти. В ходе предвыборной кампании Виктор Янукович не скрывал, что он не против продления срока пребывания Черноморского флота России в Севастополе. Так что он поступил честно. Решение этого вопроса позволило нам сэкономить около $40 млрд. Как депутат нескольких созывов, могу добавить, что я был участником и свидетелем разного рода противостояний, но действия оппозиции вчера (27 апреля, — ред.) выглядели неприглядно. В зале Верховной рады были найдены три дымовые шашки. Они переданы в правоохранительные органы, ведется расследование. Многие депутаты получили травмы, но они крепкие ребята, никто из них даже не обратился с жалобами. Мы же сегодня должны угомонить политиканов, потому что те, кто вчера позволил себе бросать в сессионном зале дымовые шашки, завтра позволят себе бросить ручную гранату.