Государственный комитет финансового мониторинга (Госфинмониторинг) не обеспечивает реализацию координирующих и контрольных функций, что отрицательно сказывается на работе системы финмониторинга. Такой вывод сделала Счетная палата по результатам аудита эффективности использования средств на создание и развитие указанной системы.
Как сообщили в пресс-службе Счетной палаты, на создание и функционирование системы финмониторинга на протяжении последних шести лет было израсходовано свыше 190 млн.грн. бюджетных средств. Вместе с тем, система "до сих пор не отвечает международным стандартам и не обеспечивает высокой результативности предотвращения фактов отмывания доходов, полученных преступным путем".
По данным аудиторов, среди основных причин этого — отсутствие постоянного надзора со стороны Кабинета Министров за деятельностью Госфинмониторинга, эффективной координации его действий с основными субъектами государственного финансового мониторинга и правоохранительными органами.
Кроме того, аудиторы отметили промедление с развитием нормативно-правового поля функционирования и статуса Комитета путем имплементации рекомендаций FATF (международного органа по предотвращению использования банковской системы и финансовых учреждений для отмывания доходов) в национальное законодательство, а также расширения сферы финансового мониторинга за сомнительными операциями.
"Как следствие, развитие нормативно-правового поля функционирования системы финмониторинга на протяжении последних трех лет практически остановилось. Система сбора и обработки необходимой информации не охватывает значительного количества субъектов первичного финансового мониторинга, в нее не привлечены информационные ресурсы почти половины государственных органов — субъектов Единой государственной информационной системы финансового мониторинга. Контрольные функции Госфинмониторинга относительно проведения проверок и принятия мер воздействия к субъектам первичного финансового мониторинга четко не определены и не нашли широкого применения в его работе", — отмечают в Счетной палате.
"Деятельность Госфинмониторинга относительно предотвращения фактов легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, хотя и имеет в последнее время отдельные тенденции к улучшению, однако не обеспечивает ощутимого влияния на состояние дел в этой сфере", — отмечают в пресс-службе.
Так, на протяжении последних трех лет количество полученных сообщений от субъектов мониторинга увеличилось до 2,7 млн., а количество заведенных досье составляет всего 3,2 тыс., т.е. в досье попадает лишь каждое тысячное сообщение о подозрительных финансовых операциях. "В обобщенные материалы, которые направляются в правоохранительные органы, включаются не все заведенные досье: почти 40% из них направлены в архив. По каждому шестому материалу в возбуждении уголовного дела отказано из-за отсутствия состава преступления, а до судебных разбирательств доведены лишь 4,4% от общего количества переданных материалов. Из последних только 2,1% рассмотрены судами и по ним вынесены приговоры" , — отмечают аудиторы.
По их данным, финансовый эффект от деятельности Госфинмониторинга, рассчитанный через показатели стоимости имущества, на которое наложен арест в ходе рассмотрения уголовных дел, и суммы штрафов за административные правонарушения, оценивается за три года в размере 30,5 млн.грн. "Это менее 0,03% от сумм возможной легализации (отмывания) доходов по выявленным финансовым операциям, которые имеют признака такой легализации", — подчеркивают в Счетной палате. В то же время, как указали аудиторы, расходы бюджетных средств на содержание Комитета за этот период составляют почти 117 млн.грн.
Кроме того, аудитом было установлено, что во взаимоотношениях Госфинмониторинга с основными государственными регуляторами (Национальным банком, Государственной комиссией по регулированию рынка финансовых услуг, Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку) "продолжительное время не устраняются проблемы, которые снижают эффективность функционирования системы финансового мониторинга в Украине".
"Это, в частности, уклонение субъектов первичного финансового мониторинга от представления информации о финансовых операциях, которые подлежат обязательному финансовому мониторингу. Кроме того, несогласование государственными регуляторами с Госфинмониторингом нормативно-правовых актов, которые касаются сферы предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма", — отмечают в Счетной палате.
Аудиторы также отметили снижение уровня организации ведомственного надзора и неадекватность применения санкций субъектами государственного финансового мониторинга к нарушителям требований действующего законодательства.
Специалисты Счетной палаты указали, что Госфинмониторинг не принимает необходимые меры влияния к государственным регуляторам по этим вопросам и не привлекает для их решения Кабинет Министров Украины. "Как следствие, указанные государственные регуляторы не реагируют на предложении Комитета и не принимают достаточные меры для улучшения уровня взаимодействия", — добавляют в Счетной палате.