КОМПРОМАТ.UA
началопоискконтакт

RSS | Блогеры | О нас


СТАТЬЯ
Рафаель Кузьмін: Ознаки дубини можна знайти в кожному органі

- Мне рассказали про 2-3 момента, по которым возникают напряженные отношения между АМКУ и Минэкономики. Первый момент — это то, что на обжалование выделяется, по закону, 30 дней. Но, в глазах офиса Клюева, существует такое явление: Антимонопольный комитет берет заявку, 29 дней ничего не делает, и потом на 30-й день ее рассматривает. Обосновывая это тем, что вы не хотите, чтобы вас обвинили в том, что вы совершаете коррупционные действия, для кого-то решаете вопрос быстрее.

- Нет, здесь нет ни тактики, ни стратегии. Есть объем поступающих жалоб. Закон предоставляет нам право в течение месяца их рассматривать, или по истечении месяца принять решение. Сейчас, в связи с проведенными сокращениями в организации, увеличилась нагрузка. Все работают с документами до 22:00-22:30. Никаких противоречий с Минэкономики не было, нет и быть не может.

- Какие сокращения прошли в АМКУ?

- Небольшие, слава богу.

- Они коснулись всего Антимонопольного комитета?

- Конечно. Они коснулись всех органов исполнительной власти, в той или иной мере.

- Вы говорите про админреформу?

- Да.

- Какое примерное количество жалоб поступает в месяц по тендерам? Кстати, в вашей приемной я увидел документ, в котором один из руководителей департамента обжалований просит увеличить срок для инвентаризации еще на какое-то время.

- Да, там поток нормальный сейчас.

- Как вы рассматриваете эти жалобы? Они в основном технические, придирка к деталям, или что-то существенное?

- Нет, все только в соответствии с законом "О государственных закупках". Не придирка к деталям, а только в соответствии с ним.

(До розмови приєднується Анна Артеменко, керівник управління АМКУ з оскарження державних закупівель. — „ЕП”.)

- Сколько в среднем жалоб по госзакупкам приходит в АМКУ?

А.А.: В среднем, бывает по 5-7 в день.

- Сколько занимает рассмотрение одной жалобы?

А.А.:. Все зависит от специфики предмета закупки, бывает жалоба на процедуру закупки бумаги, а бывает жалоба на закупку деталей для атомных реакторов. Соответственно, количество документов абсолютно разное.

Плюс это зависит от того, на какой стадии подана жалоба. Если это жалоба на документацию, когда еще не подана пропозиция участников, мы анализируем документацию на наличие дискриминационных требований. Безусловно, жалобы на документацию, по которым идет приостановка процедуры закупки, занимают немножко меньше времени в обработке. Если жалоба идет на результаты процедуры, когда уже осуществилось раскрытие предложений участников, для такой жалобы нужно гораздо больше времени. Также влияет скорость подачи необходимых документов заказчиком и т.д.

Если еще сложные специфические объекты, то это даже не один день. Потому что для вынесения обоснованного решения нужно досконально быть в курсе каждого документа, который является частью этого предложения. У нас есть документы по жалобам, которые исчисляются томами.

- В офисе Клюева жалуются, что иногда АМКУ выходит за рамки полномочий, и рассматривает еще и другие вопросы, кроме обозначенных в поданной жалобе.

А.А.: По закону, который регулирует деятельность Коллегии, не определены пределы рассмотрения жалобы в целом. То есть, коллегия, которая принимает решение, устанавливает факт наличия или отсутствия нарушений процедуры закупки. В том числе нарушения порядка публикации, неполный пакет документов, соответствие квалификационным требованиям, наличие в документации дискриминационных требований и т.д.

- То есть, не только факт, по котрому была подана жалоба?

А.А.: Нет.

- Это какой-то принципиальный подход, что вы не только рассматриваете вопрос по факту жалобы, а углубляетесь во всю процедуру?

А.А.: Одним из самых главных принципов закупок является недискриминация участников. И если заказчик отклоняет субъекта обжалования, а других допускает к оценке с явными нарушениями, безусловно, это берется в расчет при рассмотрении и принятии решения. А что касается границ жалобы, то, на наш взгляд, это придумали так называемые “недобросовестные заказчики”, которые являются “лидерами” среди заказчиков, на которых подаются жалобы. В связи с этим они и обращают на это внимание. Но законом границы не определены.

Все государственные органы, в соответствии со статьей 19 Конституции, действовать в пределах полномочий и в способ, который определен Конституцией и законами Украины. Полномочия органа обжалования определены статьями 8 и 18 закону, которая предусматривает, что орган обжалования по результатам рассмотрения жалобы имеет право принять решение про установление или отсутствие нарушений процедуры закупки. То есть, этот вопрос видимо поднимается теми заказчиками, в процедурах которых были установлены нарушения. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что не все заказчики придерживаются основных принципов государственных закупок, определенных в Законе. Примером может служить непредоставление некоторыми заказчиками документов на запрос Коллегии.

- В Минэкономики рассказали, что бывают такие случаи: в тот же день, когда подписывается договор с победителем тендера, Антимонопольный комитет принимает заявление на рассмотрение жалобы. И бывают два случая: в один и тот же день часть жалоб отклоняется Антимонопольным на основании того, что договор уже заключен, а часть жалоб принимается Антимонопольным, потому что "мы принимаем жалобы". Каков принцип?

А.А.: На момент принятия жалобы к рассмотрению Коллегией, как правило, отсутствует информация о заключении договора.

В законе определены сроки для заключения договора, а договор, заключенный с нарушением этим сроков является недействительным.

В связке с этим берется момент регистрации жалобы в АМКУ. В нашей электронной системе предусмотрена фиксация времени регистрации документов. Они сопоставляются, и мы видим, что произошло раньше.

Жалобы, которые приходят на процедуру закупок, по которым заключен договор, Коллегией не рассматриваются.

(Анна Артеменко іде з кабінету Кузьміна — „ЕП”)

Рафаэль Кузьмин (продовжує): Вот статистика. В 2010 году зафиксировано фактов злоупотребления монопольным положением — 1 063. Уже за 10 месяцев 2011 года — 1355. Это к вопросу о том, как мы боремся с монополиями.

- Мы для себя создали градацию государственных органов по степени влиятельности. Например, Кабмин и Нацбанк по 10-бальной шкале — это 9, они имеют огромное влияние. Президент — это 10, Верховная Рада — это 10. Государственная ценовая инспекция — 3-4. Как бы вы оценили возможности Антимонопольного комитета по 10-бальной шкале?

- Я все-таки бывший прокурорский работник.

- Генпрокуратура — это тоже "девятка" железная.

- МВД, СБУ, налоговая, таможня. Конечно, у нас широкие полномочия. Мы можем влиять и влияем на ценовые всплески, на эти все процессы. Ну, где-то 6 — 7.

- Вы как-то недооцениваете себя.

- Надо еще поработать над полномочиями.

- Каких полномочий вы хотите добавить? Оперативно-следственных?

- Во всем мире, практически во всех странах существует уголовная ответственность за картельные соглашения. За злоупотребление монопольным положением не во всех странах, но есть уголовная ответственность. Но практически во всех странах, где есть конкурентные ведомства, введена уголовная ответственность за картельные соглашения. Это самое вредное, что может быть для экономики. Если все-таки восстановить статью, предусматривающую уголовную ответственность за картельные соглашения…

- Которую лет 8 назад отменили?

- Да. Тогда бы мы более эффективно наладили сотрудничество с оперативными подразделениями МВД и СБУ, и более увесисто, как в России сейчас, влияли на необоснованные ценовые всплески.

- А что в России происходит?

- В России установлена уголовная ответственность. И по результату решения Федеральной антимонопольной службы России, которое проходит все судебные инстанции, может быть возбуждено уголовное дело.

- Вы планируете инициировать подобные законопроекты?

- Мы делали попытки, но законопроект был снят. Депутатский корпус не поддерживает введение уголовной ответственности. И сейчас в рамках декриминализации хозяйственных преступлений, оно, конечно, не в русле. Но для развития Антимонопольного комитета это очень важно. Пройдет декриминализация хозяйственных преступлений — посмотрим. Может быть, еще раз попытаемся внести такой законопроект через правительство. Он нам нужен.

- Как вы как бывший прокурор оцениваете саму идею декриминализации хозяйственных преступлений? В частности, что контрабанду вывели из состава уголовно наказуемых преступлений.

- У моего учителя, академика Мамутова, есть одно золотое правило. Он так любит шутить: "Чтобы Конституция была еще хуже, ее надо постоянно улучшать".

Несколько лет назад, когда вносились изменения в Уголовный кодекс, уже многое было декриминализировано. Как бы не получилось так, что мы потом будем вводить эти статьи обратно. Кстати, Геннадий Андреевич Васильев был инициатором введения уголовной ответственности за уничтожение линии электропередач. Потому что из-за кражи проводов многие села были отключены, целые районы оставались без освещения. Будем ли мы декриминализировать эту статью? Тут нужно осторожно подходить.

- На местных рынках существует мнение, что государственная администрация или местная администрация реально контролируют самые ключевые местные бизнесы. Например, глава городской администрации контролирует рынки. Или глава облсовета контролирует кучу земель на территории. Как это отслеживать?

- Это вопрос не к Антимонопольному.

- А кто этим должен заниматься?

- Это правоохранительные органы контролируют. Мы можем говорить о контроле, если мэр или глава райгосадминистрации владеет этим предприятием или у него контрольный пакет в уставном фонде, или его родственники владеют. А это предприятие, допустим, сдает в аренду торговые места на рынках. Тогда мы можем говорить о контроле. Но это уже коррупционная составляющая.

- Если мэр города контролирует асфальтовый завод, который закатывает дороги этого же города, это подведомственно вам?


1  |  2  |  3  |   


НОВОСТИ






Загрузка...


Погода, Новости, загрузка...
 
© Информационный проект "Компромат.UA", 2007-2009. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на "Компромат.UA" обязательна.
Created by: © "Компания дизайн и интернет решений AB Design",
Powered by: © "Admin CMS", 2007-2009.
Разработано компанией
AB Design 2007
Loading...