Экс-глава Фонда Государственного имущества, член Социалистической партии Украины Валентина Семенюк-Самсоненко заявляет, что никогда не отступала и не отступит от своей позиции по "Криворожстали". Недавно она подала иск в суд относительно обжалования действий чиновников Фонда госимущества, назначенных Юлией Тимошенко в бытность ее премьерства. По словам Семенюк-Самсоненко, сегодня действует тайное соглашение между Фондом и покупателями "Криворожстали". О проблемах приватизации и первых шагах новой власти, о ситуации в СПУ и политических амбициях она рассказала в интервью.
- Валентина Петровна, в начале июня вы направили иск в Киевский окружной административный суд, требуя отменить изменения к договору купли-продажи госпакета ОАО "Криворожсталь" в части выполнения инвестиционных обязательств. Это уже не первый раз... На каком основании?
- Помню, в 2005 году, когда я была руководителем Фонда госимущества, Виктор Пинчук пришел ко мне в кабинет и сказал: "Валентина Петровна, я знаю, что проиграл суд… Убедите Премьер-министра, Президента.., не продавайте "Криворожсталь", пусть останется в руках государства. Я согласен с вами подписать мировое соглашение, когда будут деньги, тогда вернете". Я написала письма Президенту, Премьер-министру с просьбой не продавать предприятие... Выставили. Продали. Спустя некоторое время я узнала, что депутатам давали по $10 тыс. за то, чтобы не голосовали за остановку приватизации, когда в 2004 году я, как глава специальной комиссии по вопросам приватизации, вносила такое предложение. Тогда за это решение не проголосовали и я вынуждена была пойти в суд, как народной депутат.
Позднее я Митталу (Лакшми Нивас Миттал, основатель и владелец "Mittal Group", контролирующей ОАО "Арселор Миттал Кривой Рог" — ред.) сказала: "Запомни, продажа не заканчивается ударом молотка и поступлением средств. Приватизация заканчивается, когда заканчивается срок, который устанавливается Фондом, и истечением инвестиционных обязательств. Так что 25 лет я буду вас контролировать. И вы меня еще вспомните".
Относительно сегодняшней ситуации на предприятии… Я подала иск в суд относительно обжалования действий бывших чиновников Фонда госимущества, назначенных Тимошенко. Речь идет о тайном соглашении между Фондом и покупателями "Криворожстали". Теперешнее соглашение уменьшает инвестиционные обязательства покупателя и искажает результаты конкурса 2005 года. Я в 2008 году настаивала на возвращении в государственную собственность этого предприятия за невыполнение инвестиционных обязательств, но я была незаконно уволена с должности, а также еще несколько работников ФГИУ, которые входили в комиссию по проверке выполнения владельцем "Криворожстали" своих обязательств.
- Параллельно с иском по "Криворожстали" вы заявили о том, что и условия повторного конкурса по продаже 76% пакета акций "Лугансктепловоза" прописаны под посредника...
- Условия конкурса ставят под сомнение будущее предприятия. Куда делись условия по "Лугансктепловозу", которые разрабатывались в 2006 году? Куда делись инвестиции на развитие предприятия? Сегодня нужно срочно внести изменения в условия конкурса и вернуться к инвестиционным обязательствам, действовавшим на момент продажи предприятия. Следует обратить внимание, что в условиях конкурса полностью отсутствует конкретная запись относительно инвестиций, которые должны идти на предприятие, на восстановление производства. Отсутствие такой конкретики говорит об одном: предприятие купит посредник, который потом "порежет" его на металлолом, а ты, государство, судись годами…
- Свою отставку вы связываете именно со своей позицией по двум премышленным гигантам? Кто, по-вашему, больше всего желал вашей отставки с должности главы ФГИУ?
- Главным сценаристом моего "сожжения" как председателя Фонда госимущества был Иосиф Винский и еще некоторые олигархи.
- Почему Винский?
- На конкретные его предложения относительно отдельных объектов я всегда говорила: "Нет!". Ему это не нравилось, он всегда считал меня врагом. Кроме того, в 2004 году, когда была президентская кампания, он дал указание на пикет ЦИК. Тогда я обратилась к членам политисполкома, чтобы отменили его решение, как начальника избирательного штаба, потому что Закон о чрезвычайном положении предусматривает запрет партии, которая привела к кровопролитию и дебошу, а руководство арестовывается. Тогда члены политисполкома прислушались ко мне.
- Как оцениваете назначение Александра Рябченко председателем Фонда госимущества?
- Я ему не завидую.. мне его просто жаль. Рябченко на этой должности ждет та же участь, что и меня. На сегодня у ведомства много нерешенных вопросов. Именно "Криворожсталь" и "Лугансктепловоз" — это первые предприятия, на которые новое руководство ФГИУ должно обратить внимание. Если этого не произойдет, Рябченко ждут большие проблемы. И коммунистов тоже, по квоте которых он прошел на эту должность.
- Какие проблемы?
- Я не удивлюсь, если кто-то из участников конкурса или из тех компаний, которые собирались принять участие в конкурсе, в суде обжалуют приватизацию "Криворожстали". Сейчас фактически нарушен принцип конкуренции. Объект был оценен с учетом выполнения инвестиционных обязательств, которые на сегодня тайно изменили.
- В Фонде планируют получить от приватизации в этом году не менее 10 млдр.грн. Это реально?
- Самая большая проблема, что у нас нет программы приватизации. У нас только есть бюджет, где прописано, что должны что-то продать. А что именно? Где перечень? Это никого не интересует. Программа приватизации, которая была принята в 2000 году, написана по заказу мафии. Правила там такие: продать большие предприятия по правилам для киосков. Самое главное, что в переходных положениях той программы указано, что она действует три года, уже прошло 10 лет.
- В планах Президента Украины за 5 лет закончить с приватизацией. Что сегодня может помешать осуществить задуманное?
- Должно быть политическое решение. Решение должен принять парламент. Если парламент утвердит новую программу приватизации, тогда можно будет на что-то рассчитывать. Помню, я 12 раз за 4 года, находясь на должности руководителя Фонда госимущества, подавала Закон об управлении объектами государственными собственности. И, несмотря ни на что, этот закон в моем авторстве был принят, а Ющенко его подписал... Приватизация возможна только после политического решения Верховной Рады.
- Кому выгодно затягивание с принятием программы приватизации?
- Это выгодно, прежде всего, капиталистам, которые были и остаются при власти. Они хотят сохранить старые правила. В 2008 году в феврале на заседании Совета национальной безопасности и обороны и Президент Ющенко и премьер Тимошенко в один голос заявили, что нам необходимо принять новые правила, но ничего для этого не сделали. Сегодня позарез необходимо определить глубину приватизации, оценить, что мы имеем по отраслям, принять программы по отраслям...
- Насколько реально продать "Укртелеком" до конца года?
- Я перед началом приватизации Одесского припортового завода предупреждала инвесторов: примете участие в конкурсе — и залоговых денег не увидите и не купите. Ситуация с "Укртелекомом" будет аналогичной.
Еще один "подводный камень": в 2004 году был принят Закон о телекоммуникациях, в котором указано, что должен быть создан Фонд универсальных услуг. Трансфертами "Укртелекома" пользуются провайдеры частной мобильной связи, и они сегодня за это почти ничего не платят. Согласно закону, за пользование трансфертами нужно платить деньги в Фонд универсальных услуг, а Фонд предусматривает компенсацию разницы на тарифы связи. В 2005 году премьер Тимошенко поручает Министру финансов Пинзенику создать такой Фонд, но он не выполнил это поручение. При премьере Еханурове это постановление было готово, но снова смена власти, перевизирование и так далее. В 2007 году, когда премьером стал Янукович — уже тоже все было на завершающей стадии, но снова перевыборы и снова мы не создали этот Фонд. Это говорит о том, что сегодня так и не выполняется Закон о телекоммуникациях. Зарплаты растут, повышается цена на бензин, газ, электроэнергию, а поднимать тариф на связь не дают, потому что легче забрать обанкротившееся предприятие.
- Считаете, конкурс могут сорвать?
- Сами люди и сорвут. Корпоратизация "Укртелекома" проходила в 1999-2000 гг. Тогда в уставной фонд предприятия были включены общежития, малосемейки, социальная сфера, спецсвязь. До сих пор никто ничего не выводил. В 2005 году "Укртелеком" получил "связанный" лондонский кредит, а контракт предусматривает, что если государство захочет продать свыше 51% акций компании, то она будет согласовывать условия конкурса не в Кабмине, а в Лондоне. Кроме того, сегодня не разделены имущественные активы "Укрпочты" и "Укртелекома". Согласно законодательству об аренде государственного имущества, "Укрпочта " будет вынуждена брать помещения в аренду в "Укртелекома". Выйдет так, что само государство будет платить за помещение "Укрпочты" новому собственнику... Сегодня есть большинство в парламенте и должна быть принята программа приватизации.
- Недавно оппозиция предложила парламенту включить в перечень объектов госсобственности, не подлежащих приватизации, "Турбоатом", "Укртелеком" и "Энергоатом". Эти предприятия без преувеличения можно назвать стратегическими...
- И в Указе Президента Украины N200 ("О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 15 февраля 2008 года "Об обеспечении национальных интересов и национальной безопасности в сфере приватизации и концептуальных основах их реализации", — ред.), и в решении СНБО указано, что пока не будут приняты новые законы, приватизации не должно быть. И не только эти объекты — там названа вся энергетика... Вопрос энергетической безопасности прописан в решении СНБО. Вопрос энергобезопасности на сегодня — это вопрос N1.
- Сегодня многие считают, что с приходом Януковича между олигархами началось разделение на "своих" и "чужих", например ситуация с ММК им. Ильича, "Запорожсталью"...
- Рейдерство. Это все дело рук элитного криминала. Это и те отдельные "засеянные" судьи, которые принимают решение в пользу тех, кто заплатил и "засеял". Не нужно далеко идти: когда Тимошенко рвалась в Фонд госимущества — это было государственное рейдерство с целью перераспределения собственности. Если такое делает Премьер-министр, то что можно говорить о других?
- Может ли угрожать национальной безопасности экономическая интеграция с Россией?
- Один вопрос — российский народ, другой вопрос — российские бандиты. Встречаясь с правительством РФ, послами, министерством собственности России я всегда говорила: давайте будем как родные, но кошелек у каждого — свой. Когда душат Украину свои олигархи, то это — одна рука на шее, а если еще появится вторая рука, то Украина больше не выдержит. В первую очередь нужно защищать и отстаивать свои интересы. Не важно, откуда приходят инвесторы, для нас на первом месте должны стоять национальные интересы.
- Недавно Янукович отчитывался за 100 дней своего президентства. Как вы оцениваете деятельность власти за этот период?
- Я отмечу главнейший момент — власть начала немного слышать. И даже оппозицию слышать. Мне также импонирует то, что руководящая вертикаль, назначенная на местах, создала небольшие общественные коллегии, которые занимаются проблемами социально-экономического развития территорий. Потому что, если не будет сильных сел, поселков, районов, областей, то толку в государстве не будет. Я поддерживаю власть в этом направлении. Я также поддерживаю вопрос судебной реформы. Если состоится судебная реформа, то мы многое сможем реализовать. Во-первых, уменьшится количество "засеянных" судей...
Очевидно, что будет и много трудностей, ведь в очень тяжелом финансовом состоянии получили страну. Но, как говорят: "Донецкие порожняк не гонят". Поживем — увидим.
- Вы не были на последнем политсовете Социалистической партии...
- Нет, не была. У меня поднялось давление, я взяла больничный.
- Какая сегодня ситуация в СПУ? Говорят, обостряется борьба вокруг избрания главы партии... У вас есть амбиции относительно лидерства?
- Относительно этого у меня амбиций нет никаких. Есть лишь одна амбиция — я хочу, чтобы все жили по закону, а члены партии — по уставу. Сегодня идет нормальный процесс, как в каждой хорошей семье. Если где-то и есть неурядицы, то мы все их решаем и будем решать на съезде. Сегодня идет нормальная конкурентная борьба. Мы, социалисты, очень долго были в оппозиции и поэтому, когда пришли к власти, в партии появилось много "прилипал", а когда оказались вне власти — они отлипли и стараются сегодня очернить партию.
Я помню, как в 2007 году мы проиграли выборы и меня одну бросили на телевидение. Я тогда сказала: "Не волнуйтесь... если от парня ушла девушка, так не ясно, кому еще повезло. Увидите, температура в парламенте будет такая, что кроме социалистов их горячие головы никто не остудит".
14.06.2010