Так быстро и скучно в Украине давно ничего не приватизировали. Аукцион по продаже "Лугансктепловоза" длился всего 20 минут, включая проверку документов участников. Претенденты не потрудились сделать ни одного шага, озвучив лишь свои стартовые предложения. НПО имени Фрунзе Константина Григоришина предложило 400 млн. грн., а Брянский машиностроительный завод, входящий в российский "Трансмашхолдинг", формально увеличил цену на 10 млн. грн. и в итоге купил Луганский машиностроительный гигант за 410 млн. У ФГИ легитимность конкурса вопросов не вызывает.
Без конкурса
Особой интриги в том, кому достанется предприятие, не было. Завод уже принадлежал "Трансмашхолдингу" (ТМХ) с марта 2007 по октябрь 2009 года, пока правительство Юлии Тимошенко не приняло решение о его реприватизации. Кроме того, последние годы завод преимущественно ориентировался на "Российские железные дороги" (РЖД) — одного из акционеров "Трансмашхолдинга", поставляя туда грузовые магистральные тепловозы. Второй крупный заказчик, "Укрзализныця", в 2009 году закупил на заводе только два электровоза. "Мы уверены в том, что конкурс выиграет "Трансмашхолдинг". Это единственный инвестор, который может обеспечить нам стабильный рынок поставок", — уверял генеральный директор завода Виктор Быкадоров за несколько дней до продажи. По словам аналитика компании "Сократ" Максима Штепы, холдинг, контролируемый Искандером Махмудовым, состояние которого, по оценкам Forbes, составляет $3,3 млрд., как никто другой был заинтересован в покупке луганского предприятия. Дело в том, что производственные мощности ТМХ уже загружены на 90% и могут не справиться с потребностями Российских железных дорог, которые планируют масштабную модернизацию. А учитывая лояльность новой власти к российскому бизнесу, добиться нужного приватизационного решения для россиян оказалось несложно.
Тем более что и конкурировать было не с кем. Среди желающих купить завод отсутствовал Константин Жеваго, который выиграл конкурс по приватизации "Лугансктепловоза" в 2001 году. Тогда ФГИ отменил результаты продажи, а сейчас, по мнению экспертов, из-за убытков "АвтоКРаЗа" группа отказалась от участия в новом конкурсе. Хотя жеваговский Стахановский вагоностроительный интересовался документами "Лугансктепловоза" и в этот раз.
Проявляли интерес к заводу и четыре структуры, связанные с группой "Приват", утверждают в ФГИ. Но единственную из них, подавшую заявку, накануне устранили из гонки. По словам главы Фонда госимущества Александра Рябченко, кипрская "Мантара Холдинг", которую контролируют Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов, не подтвердила, за счёт каких средств будет куплен завод, и не предоставила фонду заверение финансового отчёта компании украинским аудитором. Эти действия ФГИ уже стали поводом для судебного иска. "Мы планируем оспорить в суде решение фонда и легитимность конкурса, потому что все нужные документы мы предоставили. Если же чего-то не хватало, можно было сказать заранее, а не в половине шестого вечера последнего рабочего дня перед конкурсом. Тем более, нам так и не прислали документы с официальной причиной отказа", — заявил уполномоченный кипрской компании Вячеслав Деришев. Он уверен: всё было сделано для того, чтобы "нужная" компания купила актив по практически стартовой цене.
С фактом сговора согласен и экс-глава ФГИ Александр Бондарь: "Какой был смысл компании рисковать залогом в 40 млн. грн., чтобы не сделать ни одного шага в аукционе?" Впрочем, о том, что структура Григоришина будет участвовать в конкурсе исключительно для его легализации, эксперты говорили задолго до самого конкурса. "Единственная потребность Григоришина в этом активе — желание обеспечить свой завод "Запорожкабель" рынком сбыта, которым для него является "Лугансктепловоз". А так он ему не нужен", — считает аналитик BG Capital Александр Паращий.
Прибыль под сомнением
На заводе известие о победе россиян восприняли с радостью. По словам финансового директора "Лугансктепловоза" Михаила Наталенко, в условиях, когда "Укразализныця" ещё не подписала финансовый план на 2010 год и неизвестно, сколько электровозов или тепловозов они закажут в этом году, рассчитывать остаётся только на Россию. РЖД уже заказали поставку 25 тепловозов стоимостью около 25 млн. грн. каждый и, по словам Быкадорова, могут увеличить заказ.
А это заводу сейчас необходимо. Прошлый год он, по данным "Сократа", закончил с убытком в 157 млн. грн. и вряд ли выйдет в прибыль в этом году. Сейчас, по словам генерального директора "Лугансктепловоза", предприятие загружено только на 20%. В прошлом году завод уже сократил около трети рабочих, а оставшиеся работают три дня в неделю. При этом задолженность по зарплате составляет 26 млн. грн.
Основная причина такого плачевного состояния бывшего флагмана советского машиностроения, поставлявшего в 80-х свои тепловозы в 17 стран, среди которых были Германия, Венгрия и Чехия, — устаревшие технологии. По данным Быкадорова, изношенность основных фондов сейчас достигает 70%. Спроектированные в 70-х годах тепловозы, уверен Максим Штепа, сейчас могут пользоваться спросом только на постсоветском пространстве, покупать их даже в странах Восточной Европы никто не будет. Это подтверждает и история продаж завода — с 2001 года он реализовал всего 15 тепловозов в Ирак. Остальные оседали в Украине или России. Не участвовали иностранцы и в бесчисленных приватизационных конкурсах — только в 2006 году документами интересовался Siemens, однако заявку на участие так и не подал.Впрочем, второе пришествие "Трансмашхолдинга" на завод ситуацию принципиально не изменит. На вопрос, будут ли внедряться на луганском предприятии технологии ещё одного совладельца ТМХ — французского концерна Alstom, руководитель представительства холдинга в Украине Олег Волошинский, замявшись, ответил, что "этот вопрос будет рассматриваться". Пока россияне готовы делиться технологиями только своих заводов — Брянского и Новочеркасского. Однако Волошинский пообещал, что компания намерена выводить луганские тепловозы на рынки Монголии, Сирии, Белоруссии и Казахстана. Однако оптимизма Виктора Быкадорова, который считает, что завод получит львиную долю заказов по программе модернизации РЖД до 2020 года, в рамках которой планируется покупка 4 тыс. тепловозов, в "Трансмашхолдинге" не разделяют. "Если эти планы будут осуществляться, то "Лугансктепловоз" примет в них участие. Но конкретную цифру сейчас не могу назвать", — туманно ответил на вопрос первый заместитель гендиректора "Трансмашхолдинга" Анатолий Мещеряков.
Бюджетные "дыры"
Кто точно проиграл от стремительной приватизации завода, так это государство. Даже г-н Рябченко признался, что рассчитывал получить хотя бы 500 млн. грн. Эксперты оценивают актив ещё выше — примерно в 800 млн. А за день до продажи рыночная капитализация завода, по словам Штепы, превысила миллиард гривен. Но покупатели столько тратить явно не планировали. "Нам не было смысла торговаться: мы сделали предложение, и, по логике, следующее предложение должно было исходить от второго участника", — уверен Мещеряков.
Однако государство не получит от этой приватизации и 400 млн. грн. Вырученная на аукционе сумма пойдёт на погашение долгов перед ТМХ, которому правительство Юлии Тимошенко не вернуло потраченные в 2007 году на "Лугансктепловоз" 295,5 млн. грн. Весной этого года хозяйственный суд Киева обязал фонд вернуть эти деньги в долларах по курсу на момент покупки, что составляет примерно $58 млн. По курсу НБУ по состоянию на день продажи это равно 459 млн. грн. То есть отдав завод, государство должно доплатить ещё 59 млн. Впрочем, уверен глава ФГИ, им удастся опротестовать решение суда и вернуть только те деньги, которые получены от ТМХ после второй покупки. "Хуже другое — первая приватизация от новой власти ясно показала, какими будут последующие. Активы начнут отдавать по номинальной цене нужным людям", — уверен Александр Бондарь. Между тем, как сообщил источник в фонде, других крупных приватизаций на этот год не планируется — Одесский припортовый и "Укртелеком" на торги выставлять не будут. Как при этом ФГИ планирует выполнить план поступлений в бюджет в размере 10 млрд. грн., там не уточняют.