Первым шагом правительства Юлии Тимошенко может стать возврат в госсобственность крупнейших объектов, проданных предыдущим Кабмином. Уже на следующей неделе Фонд госимущества может списать на свой счет акции "Лугансктепловоза". Нынешний собственник компании "Трансмашхолдинг" заявляет, что в случае принятия такого решения оспорит его в Верховном суде. Между тем юристы считают, что шансы на удовлетворение кассации у российской компании минимальны.
Вчера первый заместитель главы фракции БЮТ в парламенте Андрей Кожемякин (возглавлял в Верховной раде V созыва комиссию по приватизации) заявил, что "Лугансктепловоз" будет возвращен в госсобственность. "Одним из первых решений новый глава Фонда госимущества исполнит решение суда и переведет 76% акций 'Лугансктепловоза' на счет фонда",- сообщил господин Кожемякин. По его словам, новый глава ФГИ будет назначен уже на следующей неделе. Назвать его имя Андрей Кожемякин отказался.
Впервые о том, что продажа "Лугансктепловоза" — монополиста по производству железнодорожных машин на Украине — была проведена с нарушением законодательства, сразу после сделки заявила специальная контрольная комиссия Верховной рады по приватизации. 25 июня Хозяйственный суд Киева, рассмотрев иск компании "Днепровагонмаш" (входит в группу ТАС Сергея Тигипко), претендовавшей на покупку предприятия, признал договор купли-продажи "Лугансктепловоза" недействительным и обязал покупателя вернуть акции Фонду госимущества (ФГИ). Позже это решение подтвердил Высший хозяйственный суд. Сейчас дело находится на рассмотрении в Верховном суде по кассационной жалобе ФГИ.
По словам адвоката "Днепровагонмаша" Максима Юхименко, акции должны были быть списаны на счет ФГИ еще летом — в течение двух недель после решения Хозяйственного суда Киева. "Эти действия не выполнены до сих пор, что является нарушением законодательства", — сказал господин Юхименко. Такая процедура предусмотрена "Порядком возвращения в госсобственность объектов приватизации в случае разрыва или признания недействительными договоров купли-продажи таких объектов", утвержденным постановлением Кабмина от 18 января 2001 года. Кроме того, Брянский машиностроительный завод неправомерно удерживает в своей собственности пакет акций "Лугансктепловоза", так как согласно Гражданскому кодексу сделка по купле-продаже считается недействительной с момента признания этого Хозяйственным судом.
В "Трансмашхолдинге" комментировать планы ФГИ отказываются. "Мы действовали и действуем в рамках законодательства. О результатах нашей деятельности на предприятии говорят производственные показатели 'Лугансктепловоза'",- заявил заместитель гендиректора корпорации по внешним связям Анатолий Мещеряков, отказавшись сообщить производственные показатели предприятия за текущий год. Источник Ъ, близкий к корпорации, сообщил, что, если жалоба ФГИ будет отозвана, они рассмотрят возможность подачи этой кассации в Верховный суд.
Интересно, что попытка реприватизировать "Лугансктепловоз" предпринимается не впервые. Первый аукцион по продаже 76% акций "Лугансктепловоза" состоялся еще в 2001 году. Тогда его победителем стал "АвтоКрАЗ-холдинг" (входит в группу "Финансы и Кредит" Константина Жеваго), однако впоследствии ФГИ оспорил итоги аукциона, так как компания не перечислила деньги за покупку.
По мнению юристов, предприятие удастся реприватизировать и в этот раз. В жалобе ФГИ нет новых обстоятельств, доказывающих законность приватизации предприятия, отмечает управляющий партнер юридической фирмы Astapov Lawyers Андрей Астапов (располагает копией кассации ФГИ). "Кассация в точности повторяет прошлые жалобы фонда, которые были отклонены. Поэтому, даже если 'Трансмашхолдинг' подаст кассацию по своей инициативе, с юридической точки зрения шансы компании невелики",- соглашается юрист юридической фирмы "Песков и партнеры" Геннадий Песков.