"Дело оборотней", просидевших 7 лет в СИЗО, рискует стать самым длительным процессом Украины.
25 марта участникам процесса по делу о печально знаменитой банде "оборотней", которую, по версии следствия, возглавлял ныне покойный экс-подполковник милиции Игорь Гончаров, объявят новый состав суда. Это означает, что, по сути, с "нуля" начнется слушание "бородатого" дела. В понедельник факт нового слушания нам подтвердил адвокат Гончарова Виктор Бояров. Процесс этот может претендовать на один из самых длительных в истории Украины.
Напомним: членов банды "оборотней" обвиняют в том, что на протяжении нескольких лет они похищали и убивали людей с целью получения выкупа (в деле 11 эпизодов убийств). В банде, по версии следствия, кроме главаря, было еще несколько действующих на то время сотрудников МВД. Гончаров также известен своими предсмертными письмами, в которых он заявлял, будто знает, кто заказал и исполнил убийство журналиста Георгия Гонгадзе (в частности, обвинял сотрудников столичного УБОП, а также своего подельника Юрия Нестерова, называя его членом банды "Киселя" по прозвищу Золотой). Впрочем, позже, как рассказывал замгенпрокурора по следствию (на то время) Виктор Шокин, эти "разоблачения" Гончарова не подтвердились (по версии ГПУ, экс-подполковник просто хотел увести внимание следствия от реальных злодеяний к вымышленным).
О том, как проходили ранее судебные слушания и почему сейчас они начинаются с "нуля", рассказала адвокат Нестерова Мария Самбур. По ее словам, по существу дела его стали слушать в ноябре 2005-го (а в СИЗО многие подсудимые сидят еще с 2002 года). Новые слушания обусловлены тем, что заболели два из трех принимавших участие в процессе народных заседателя, одного заменили резервным, второго менять некем, потому дальше слушания с таким составом невозможны. По правилам, все участники процесса должны в нем участвовать с самого начала и без перерывов. Теоретически могут сменить и судей, но, скорее всего, только заседателей (об этом станет известно в среду).
Новые слушания означают, что абсолютно все процедуры, которые уже были проведены с ноября 2005-го, будут повторены! То есть опять вначале участники процесса выслушают обвинительное заключение, которое составляет свыше 5 томов и которое в прошлый раз слушали около 3 месяцев. И дальше — все то, что предусмотрено законом, то есть отводы, заявления, ходатайства, допросы, выступления и пр.
ВИНОВНЫ? Что касается подсудимых, то далеко не все признают себя виновными. Полностью признает вину и дает показания Юрий Нестеров, частично признают Киселевич и Кеппель, обосновывая, впрочем, свои поступки тем, что, мол, не знали, что совершают преступления, а думали, будто помогают "крутому" милиционеру Гончарову наводить порядок. Большинство же подсудимых вину категорически не признают, свои показания на следствии называют "выбитыми силой" и от дальнейших пояснений отказываются (мол, нас там не было, так что говорить не о чем).
Как известно, Нестеров, которого защищает Самбур, раскрыл следствию механизм функционирования банды, потому находится на подписке о невыезде, но под круглосуточной охраной сотрудников ГУБОП, дабы с ним не поквитались. Нестеров зарабатывает себе на жизнь сам, у нас, говорит адвокат, не США, и государство его не содержит, хотя без его показаний не будет и одного из самых громких процессов в Украине. Где трудится, по соображениям секретности сказать нельзя, но работает. К сожалению, утверждает Самбур, вокруг него в последнее время происходят какие-то непонятные процессы, ему угрожают (а когда-то и гранату кидали). Время от времени в МВД пытаются снять с него охрану и лишь заявления Самбур, что тогда Нестеров и его защитник перестанут ходить в суд и дело развалится, пока оставляют все, как есть.
- А недавно, — сказала адвокат Самбур, — кадровики МВД неожиданно появились в суде, интересовали его ходом... При чем тут они? Поневоле поверишь рассказам о том, что настоящие "оборотни" и "хозяева Гончарова" еще на свободе и у них длинные руки...
В другом судебном процессе изучается еще одно уголовное дело, где обвиняются те же подозреваемые в причастности к "оборотням", что и в упомянутом выше суде. Речь идет о деле по двойному убийству в селе Счастливом, ограблению в поезде и нападению на гражданина Турции, которое тоже слушается в Апелляционном суде Киева. Там была год назад схожая ситуация с составом суда (тяжело заболел сам председательствующий на процессе), потому это дело тоже начали слушать по новой. Впрочем, дело идет споро и, как рассказала Мария Самбур (ее подзащитный Нестеров проходит фигурантом и в этом деле), процесс здорово продвинулся вперед, сейчас исследуются материалы следствия (остаются лишь прения сторон и вынесение решения суда).
В рамках этого дела Мария Самбур заявила ходатайство в Генпрокуратуру, чтобы к ее подзащитному Нестерову применили ст. 14 Закона об основах борьбы с оргпреступностью. Эта статья гласит, что если подсудимый способствовал раскрытию преступления и сотрудничал с правоохранителями, то его можно освободить от уголовного преследования. По словам Самбур, само это "второе дело" появилось только благодаря добровольным показаниям Нестерова, до того эти три эпизода оставались нераскрытыми "висяками" для правоохранителей. Если прокуратура поддержит это ходатайство, то мнение защитника и ее просьбу в итоге учтет суд.
Кстати, рассказала также г-жа Мария, все адвокаты в обоих процессах являются защитниками по назначению (а не по добровольному контракту с подзащитными) и трудятся... бесплатно. Якобы потом, после окончания процесса, заплатят сразу за все время. Сейчас час работы стоит около 150 гривен (раньше было и 40, и 100). Пока же все расходы, включая проезд к месту суда, защитники вынуждены оплачивать из собственного кармана.