Виталий Гайдук оставил своих бывших партнеров по Индустриальному союзу Донбасса Сергея Таруту и Олега Мкртчана наедине с кредиторами.
Основатели "Индустриального союза Донбасса" расходятся не на шутку. На прошлой неделе экс-секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Виталий Гайдук неожиданно заявил, что его долю в ИСД выкупил не пул тайных инвесторов, а совладельцы корпорации Сергей Тарута и Олег Мкртчан. Если эта информация на 100% правдива, то у "Индустриального союза Донбасса" могут возникнуть серьезные проблемы с кредиторами, поскольку такая продажа нарушает условия соглашения, заключенного ими со своим должником.
Кто здесь?
Туманная история изменений в составе собственников одного из крупнейших в Украине участников горно-металлургического рынка — донецкой корпорации "Индустриальный союз Донбасса" — обрастает новыми скандальными подробностями. Начало ей было положено 5 января, когда британская газета Financial Times опубликовала статью о том, что некая безымянная российская группа близка к обретению контроля над ИСД. Отпраздновав Рождество, 8 января компания разместила на сайте своей газеты "Экономические известия" пресс-релиз о выходе из состава совладельцев бывшего секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Виталия Гайдука. В нем было указано, что 50%+2 акции ИСД приобрели "новые партнеры", которых возглавляет собственник металлотрейдера Carbofer и экс-акционер "Евразхолдинга" россиянин Александр Катунин. Донецкая корпорация сообщила также, что владельцами 49,99% ее акций остались действующие акционеры — Сергей Тарута и Олег Мкртчан, сохранившие за собой должности председателя совета директоров и генерального директора "Индустриального союза Донбасса" соответственно. Напоследок в компании многозначительно добавили, что "переформатирование долевого капитала усилит ее позиции в завершении переговорного процесса с основными кредиторами из банковского сектора". Кем являются таинственные "новые партнеры", в ИСД уточнять не стали, витиевато сообщив, что это структуры, имеющие "опыт развития бизнеса в условиях кризиса и малопрозрачного способа управления финансово-экономической жизнью государства в период острых политических противоречий".
Председатель наблюдательного совета компании ISD Polska Александр Пилипенко заявил "Деловой столице", что речь идет о группе финансовых структур, ни у одной из которых нет блокирующего пакета. Это же касается и г-на Катунина — единственного "профильного инвестора" из новых совладельцев, доля которого, по утверждению представителей ИСД, также не является доминирующей. Такая недосказанность тут же породила массу слухов в масс-медиа, которые со ссылкой на реальные и мнимые источники сообщили о том, что за покупателями стоят российские миллиардеры Алишер Усманов ("Металлоинвест"), Роман Абрамович (Evraz) и даже Владимир Путин. Никто из упомянутой тройки подтверждать своего небезразличного отношения к "Индустриальному союзу Донбасса" не стал, и по прошествии недели шумиха начала потихоньку стихать.
Но в прошлую пятницу, накануне первого тура президентских выборов, неожиданно произошел "взрыв": в интервью собственной газете "Комментарии" Виталий Гайдук неожиданно заявил, что его доля была продана вовсе не "новым партнерам", а старым — уже упомянутым господам Таруте и Мкртчану. "Я могу подтвердить, что моя семья продала принадлежащие нам акции корпорации нашим партнерам: Сергею Таруте и Олегу Мкртчану", — сказал Виталий Анатольевич, добавив, что сделка была завершена 30 декабря, а процесс его ухода из ИСД стартовал еще в конце 2007 г., когда он изъявил желание продать бизнес и подписал со своими компаньонами соглашение, давшее господам Таруте и Мкртчану преимущественное право на выкуп его доли. На тот момент г-н Гайдук вместе с членами своей семьи был крупнейшим совладельцем донецкой корпорации: его ЗАО "Визави" владело 33,84% акций ИСД, тогда как у "Азовинтекса" Сергея Таруты и структуры Олега Мкртчана "Регион" находилось по 33,08% ценных бумаг. Во сколько оценил свою долю Виталий Анатольевич, достоверно неизвестно. Однако весьма сомнительно, что два года назад он согласился бы продать треть компании, стоимость которой тогда оценивалась в $5 млрд, менее чем за $1,5 млрд. Впрочем, в ходе сделки г-н Гайдук в любом случае получил меньше, чем рассчитывал, ведь, по его собственным словам, финансовый кризис повлиял на окончательную сумму сделки.
Он сам пришел
Беззлобное, на первый взгляд, заявление Виталия Гайдука произвело в стане его бывших партнеров эффект разорвавшейся бомбы. Объяснение этому весьма простое: ИСД с началом экономического кризиса оказался в крайне непростом положении. Активно наращивая производственные мощности на собственных предприятиях в период подъема металлургического рынка, "Индустриальный союз Донбасса" накопил значительные долги — более $3 млрд. До кризиса корпорация без проблем их обслуживала. Однако после того как на рынке металла начался невиданный спад и обвал цен, а банки перестали раздавать деньги налево и направо, с аккумулированием средств для возврата долгов у компании начали возникать серьезные проблемы. В результате она вынуждена была подписать со своими кредиторами специальное соглашение — stand-still agreement. Этот документ подразумевает введение моратория на погашение задолженности в обмен на ряд обязательств со стороны должника. В частности, запрет на покупку активов его акционерами. А утверждение г-на Гайдука о том, что он продал свою долю не кому-нибудь, а господам Таруте и Мкртчану, пообещавшим кредиторам не сорить деньгами, фактически стало свидетельством нарушения договоренностей ИСД со своими заимодавцами.
Говорить о том, насколько это некстати для донецкой корпорации, которая сейчас всеми путями пытается договориться с главными кредиторами о рассрочке возврата долгов, излишне. В этом свете неудивительно, что на заявление г-на Гайдука в ИСД отреагировали крайне резко. В беседе с "Деловой столицей" Александр Пилипенко отметил, что слова бывшего акционера "Индустриального союза Донбасса" не соответствуют действительности и Сергей Тарута и Олег Мкртчан, связанные условиями stand-still agreement, юридически не могли оформить его долю в своей собственности.
Дальше — меньше
Впрочем, как известно, дыма без огня не бывает, и полагать, что Виталий Гайдук случайно решил публично рассказать о нюансах сделки, было бы наивно. А то, что донецкая корпорация даже после демарша Виталия Анатольевича настойчиво отказывается называть имена "новых партнеров", дает основания считать, что если таковые и существуют, то они как минимум очень близки к господам Таруте и Мкртчану. Тем более что еще в 2007 г. Сергей Тарута первым сообщил, что Виталий Гайдук решил выйти из бизнеса и "продать свою долю нам" (под "нами", очевидно, подразумевались именно Сергей Тарута и Олег Мкртчан. — "ДС"). Исходя из этого, на сегодняшний день делать прогнозы развития ситуации вокруг ИСД с учетом всех упомянутых раскладов преждевременно, ведь неясно, как отреагируют кредиторы корпорации на сделанные Виталием Гайдуком заявления и что могут в ответ поведать подконтрольным себе масс-медиа господа Тарута и Мкртчан.
Пока что можно говорить о том, что г-н Гайдук явно из-за чего-то расстроился. И скорее всего, огорчили его как раз экс-партнеры по ИСД. Не исключено, что расстройство вызвано не устраивающим Виталия Анатольевича ходом раздела других бизнесов, которые ранее на троих создали основатели "Индустриального союза Донбасса". Прежде всего речь идет о консорциуме "Индустриальная группа", появившемся на свет в мае 2004 г., накануне большой распродажи активов в преддверии ухода Леонида Кучмы с поста президента Украины. Не сумев купить "Криворожсталь", консорциум господ Гайдука, Таруты и Мкртчана сосредоточился на управлении своими активами, не имевшими прямого отношения к сталелитейной отрасли. "Индустриальная группа" стала владельцем компании "Феркон Холдинг", объединившей ряд заводов по производству металлоконструкций, а также начала развивать проекты в сфере недвижимости. Главным из них можно считать принадлежащее консорциуму ЗАО "Новые инжиниринговые технологии", которое владеет пятизвездочным отелем Hyatt в Киеве.
Вскоре после того, как Виталий Гайдук вознамерился покинуть ряды акционеров ИСД, диаметрально противоположные движения были зафиксированы в "Индустриальной группе". По информации "ДС", весной 2008 г. структуры господ Таруты и Мкртчана (уже упомянутые компании "Азовинтекс" и "Регион". — "ДС") вышли из состава совладельцев "Индустриальной группы", продав свои акции компаниям Виталия Анатольевича: донецкому ЗАО "Вега" и кипрской Uniglow Limited. Учитывая, что ранее треть консорциума уже принадлежала его ЗАО "Визави", эта сделка позволила г-ну Гайдуку получить 100%-ный контроль над ним. Впрочем, в ИСД утверждают, что на сегодняшний день в "Индустриальной группе" вновь царит троевластие, поскольку Виталий Гайдук не выплатил своим партнерам обещанные деньги.
По словам же самого Виталия Анатольевича, он все еще находится в процессе продажи господам Таруте и Мкртчану долей в компаниях, которыми они совместно владеют. "Есть еще ряд активов, которые не входят в корпорацию, но связаны с ней тем или иным образом. По ним мы находимся в нормальном переговорном процессе, и если конфликта интересов не будет, думаю, мы его решим", — заявил он "Комментариям". Что именно хочет продать Виталий Гайдук, он не уточнил. Впрочем, по данным "ДС", речь идет о выходе г-на Гайдука из всех проектов, которые он вел совместно с председателем совета директоров и генеральным директором ИСД. Основными из них, помимо уже упомянутой "Индустриальной группы", до последнего времени являлись металлотрейдер УГМК, а также Днепропетровский трубный завод и свиноводческая корпорация "Бахмутский аграрный союз".
Справка
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" (Донецк) — одна из крупнейших частных компаний Украины. Входит в число 30 крупнейших производителей стали в мире. По итогам 2008 г. оборот ИСД составил 31,3 млрд грн., чистая прибыль — 512 млн грн. Корпорация владеет контрольными пакетами акций трех предприятий Украины — Алчевского металлургического комбината (95,729%), Днепровского металлургического комбината им. Дзержинского (99,417%) и Алчевского коксохимического завода (97,76%). Помимо этого, она контролирует металлургические предприятия ISD-Dunaferr (Венгрия) и ISD-Huta Chestochowa (Польша). По состоянию на конец 2008 г. 33,84% акций ИСД владела кипрская компания Castlerose Limited, по 33,08% — Kairto Limited и Muriel Limited (обе — Кипр).
Консорциум "Индустриальная группа" (Киев) — структура, управляющая неметаллургическими активами совладельцев ИСД. По итогам 2008 г. доходы консорциума составили 36,47 млн грн., убыток — 1,45 млн грн. "Индустриальная группа" владеет 99,99% ООО "Феркон Холдинг", которое, в свою очередь, является мажоритарным акционером ряда украинских предприятий, занимающихся производством и монтажом металлоконструкций. В их число входят ОАО "Днепропетровский завод металлоконструкций", "Укрстальконструкция", ОАО "Запорожский завод металлических конструкций", ЗАО "Донецкий завод высоковольтных опор". Помимо этого, "Индустриальной группе" принадлежит 99,99% ЗАО "Новые инжиниринговые технологии" — владельца отеля Hyatt в Киеве. По состоянию на май 2008 г. 33,34%-ная доля в капитале консорциума принадлежала ЗАО "Визави" (Донецк), по 33,33% владели ЗАО "Вега" (Донецк) и Uniglow Limited (Кипр).