"Нам нужно 419 тысяч долларов, чтобы обеспечить лекарствами детей из государственного центра СПИДа. Препаратов осталось до середины лета, а прерывать лечение нельзя", — рассказывает Фокусу Елена Вагнер, начальник отдела закупок Всеукраинской сети людей, живущих с ВИЧ (ЛЖВ). Чтобы оплатить эти лекарства, дополнительные дотации ни к чему — достаточно сэкономить хотя бы на одном из препаратов, ежегодно закупаемых за счёт бюджета.
Раздутые цены, фирмы-пустышки, офшоры, тендерные махинации уже традиционно стали главными темами регулярных остросюжетных отчётов КРУ. Уже полгода украинский Минздрав, как и остальные ведомства, штормит: МВД и прокуратура расследуют закупки последних лет, которые привели к многомиллионным потерям. В ведомстве шутят, что в органы чиновники ходят, как на работу. Несмотря на это, опыт показывает: сменяют друг друга президенты, министры и депутаты, и только особенности госзакупок не меняются. Пока результаты первого в 2010 году тендера официально не объявлены, Фокус изучил, как отоваривалось ведомство весь прошлый год.
Миллион направо, два налево
Сейчас 23 тысячи украинцев проходят лечение от СПИДа, но больных куда больше. Ещё 8-9 тысячам оно понадобится в ближайшие годы, подсчитала Елена Вагнер. Препараты для таких пациентов закупает государство. Арифметика проста: в год на лечение запущенных больных требуется $781, тех, у кого только диагностировано заболевание, — $234. "Это даёт представление о стоимости лечения, — говорит Елена Вагнер. — Тем обиднее, что государство финансирует всего 46% всех препаратов, в которых нуждаются люди, больные СПИДом".
В наше распоряжение попал список всех прошлогодних закупок ведомства по программам туберкулёза и СПИДа с указанием поставщиков, объёмов поставок и стоимости лекарств. Мы сравнили эти цены с мировыми (для стран с низким и средним уровнем благосостояния), воспользовавшись открытым отчётом о ценах Global price reporting mechanism на сайте ВОЗ. Сравнение показало: на закупках только десятка популярных и недорогих лекарств можно было сэкономить более $1 млн. Например, противотуберкулёзный препарат Левофлокс, который в прошлом году Украина приобрела за 6,05 грн. на сумму почти 8 млн. грн., Пакистану обошёлся в 80 копеек. Ещё один препарат Виролам от СПИДа Украина купила дороже, чем Грузия и Белоруссия, переплатив почти полмиллиона гривен. Несложно представить, какие ресурсы для экономии обнаружились бы, если сравнить цены на все лекарства и медоборудование.
Старая добрая традиция
Иностранный след. Виктор Сердюк знает, что цены на многие лекарства завышаются ещё за границей, и это практически невозможно проконтролировать в Украине
"40 миллиардов гривен, то есть 3,7% ВВП, которые выделяются на здравоохранение из бюджета, действительно копейки. Но главный вопрос — куда эти копейки идут", — говорит Фокусу глава комитета по вопросам здравоохранения Верховной Рады Татьяна Бахтеева. Ответить на этот вопрос должно КРУ — очередной отчёт, по словам депутата, скоро будет готов. Главными виновниками, по данным ревизоров, в 2010 г. были спекулянты, которые продают на тендерах лекарства, купленные через посредников. Из-за этого за два минувших года бюджет потерял 41,4 млн. грн. "Это немало, если представить, что "скорая" Mercedes стоит 700 тысяч гривен, УЗИ-аппарат можно купить за 300-400 тысяч гривен, а рентген-аппарат за 500 тысяч", — отмечает Бахтеева.
Как это происходит, знает президент Всеукраинского совета защиты прав пациентов Виктор Сердюк. 15 лет назад он работал в украинском представительстве фармзавода в Австрии, где до сих пор выпускают один из рекламируемых в Украине препаратов. Прежде чем лекарство вывозили за пределы страны, вспоминает г-н Сердюк, его успевали перепродать несколько раз. Этот парадокс подтверждает и Елена Вагнер: по её словам, законы в нашей стране таковы, что иностранному производителю дешевле напрямую с Украиной не связываться.
Как заверили Фокус в Минздраве, ведомство "готовится покупать лекарства не у посредников, а у производителей". Не уточнив, правда, сроков такого перехода. "У нас прозрачные тендеры, цены и поставки, — заявил Фокусу пресс-секретарь министра здравоохранения Украины Сергей Нагорянский. — А что касается старых дел, то как раз сейчас проводят расследование в отношении бывших членов тендерного комитета — его состав сменился в декабре прошлого года".
Если к кому и могут быть претензии, уточняет г-н Нагорянский, то только к поставщикам. Он вспоминает, как продавцы не являлись на тендер и срывали его — мол, ходили слухи, что это делалось умышленно, чтобы накрутить цену.
У Елены Вагнер есть и хорошая новость: лекарства от СПИДа дети из государственного центра всё-таки получат. Фонд купит их за свои деньги, чтобы не допустить даже лёгкого дефицита. Как отмечает Елена Вагнер, в Украине он имеет особенность быстро превращаться в катастрофу.
14.06.2011