автор: Евгений Сафонов
28 августа 2010
В рейтинге коррумпированности стран, составленном международной организацией Transparency International в 2009 году, Украина делит 146-е место с Зимбабве, Кенией и Камеруном (всего в рейтинге 187 государств). Планировалось, что в этом году страна улучшит показатели за счёт антикоррупционного закона, обязывающего госслужащих декларировать имущество, доходы и расходы — как свои, так и ближайших членов семьи. Документ должен был вступить в силу ещё в апреле, но Верховная Рада перенесла эту дату на январь 2011 г.
Пока же власть показательно отрабатывает приёмы борьбы с коррупцией на чиновниках из столичной мэрии. В их кабинетах СБУ проводит обыски и выемку документов — в рамках уголовного дела по факту незаконных действий в земельной сфере. 7 июля бойцы "Альфы" обыскали рабочий кабинет секретаря Киевсовета Олеся Довгого. И хотя очевидно, что за наведением порядка в мэрии стоят политические и бизнес-интересы, примечательно, что с поводом для чистки не возникло проблем: была бы команда "фас!", а коррупционеры всегда найдутся — в сфере земельных вопросов уж точно.
Экс-глава МВД Юрий Луценко любил рапортовать о достижениях в борьбе со взяточничеством — число выявленных преступлений переваливало за 2000. Начальник Главного следственного управления Генпрокуратуры Андрей Хочунский говорит, что такие цифры не отражали реальной ситуации. "Милиция ловила одного преподавателя, который собрал по сто гривен с пятидесяти студентов, и заявляла о пятидесяти раскрытых преступлениях, хотя по сути это одно уголовное дело", — говорит г-н Хочунский. До 2006 г. МВД отчитывалось о борьбе со взяточничеством, представляя общее количество дел по двум статьям — 368-й (получение взятки) и 369-й (дача взятки). В результате статистика выглядела внушительно, но едва ли не половина дел расследовалась по 369-й статье: и милиция, и некоторые прокуроры "вытягивала" показатели за счёт тех, кто давал взятки — их ловить куда проще, чем взяточников. В Харьковской области двое участковых находили у сельского жителя самогонный аппарат, и когда тот просил как-то замять дело, приглашали его в отделение. "Там в кабинете уже была спрятана камера, в коридоре — понятые. Крестьянин давал свои кровные сто-двести гривен, его задерживали", — говорит Хочунский. За полгода в суд было направлено 11 таких дел.
С тех пор Генпрокуратура требует от подчиненных отдельного отчёта по 368-й статье. Изловить матёрого взяточника и доказать его вину крайне сложно, отмечает сотрудник Генпрокуратуры: в большинстве случаев взятка — сделка взаимовыгодная, и заявляют о преступлении, только когда взяткополучатель не выполнил обещания или затребовал слишком много. Поэтому силовики часто действуют инициативно, отрабатывая наиболее поражённые области: правоохранительные и контролирующие органы, суды, в сфере земельных отношений — районные администрации, отделы земельных ресурсов. "С санкции суда мы можем использовать техсредства, но здесь свои сложности: у нас есть видеозаписи, где люди приходят к судье Зварычу, дают деньги. Мы даже понимаем, о чём речь идёт, но когда находим и допрашиваем взяткодателя, он всё отрицает: на видео — не я, голос не мой. Приходится проводить экспертизу, очные ставки. Для нас оптимально, когда человек сам заявляет о вымогательстве, но таких единицы", — говорит работник Генпрокуратуры.
Тем не менее, в прошлом году к уголовной ответственности привлекли 28 сотрудников судебных органов, прежде всего самих судей — больше, чем за три предыдущих года. Но по многим другим направлениям показатели скромнее: на тысячу пойманных взяточников — как правило, всего два-три таможенника. "Это те, кто берут взятки с пассажиров за недосмотр их багажа, — говорит Андрей Хочунский. — А где же те, кто пропускает теплоходы с тысячами контейнеров, закрывает глаза на растаможку сотен автомобилей по заниженным ценам? Где налоговики, составляющие фиктивные справки, на основании которых возмещают миллионы гривен НДС?" В Генпрокуратуре сетуют на низкую результативность служб внутренней безопасности в этих структурах: численность штата достигает 200 человек, а пойманных ими взяточников — единицы.
Доходные места
К Валерию, владельцу небольшой торговой точки в районе Киевского вокзала, недавно подошли двое сотрудников Управления по борьбе с экономическими преступлениями и назначили встречу, сразу уточнив, что всего лишь "хотят познакомиться". В процессе знакомства Валерия спросили, какую сумму он мог бы пожертвовать на закупку канцтоваров для УБЭП. "Я предложил пятьсот гривен, на что один из них молча показал мне платёжку, где была указана сумма в две тысячи", — рассказывает предприниматель.
Председатель Правления общественной организации "Одесское агентство регионального развития" Сергей Назарчук говорит, что привычка "знакомится с бизнесменом" — отличительная черта наших чиновников. В Европе предприниматели отсылают документы в контролирующие органы и даже не знают, кто ими занимается. "Нашим же чиновникам непонятен такой подход, мол, нужно ведь посмотреть предпринимателю в глаза", — говорит г-н Назарчук.
Сегодня крупнейшие взятки, самые высокопоставленные взяточники и наибольшее количество дел — в земельной сфере, однако борьбу с коррупцией и здесь не назовёшь эффективной: председатели сельсоветов продолжают торговать участками, даже зная, что их предшественники за решёткой.
Член Совета предпринимателей при Кабмине Виктор Лисицкий за то, чтобы ужесточить наказание за взятки. Но ведь ничего не изменится, возражает корреспондент Фокуса, повысятся риски — будут больше брать. "Если все равно будут брать — вывести на майдан и расстрелять!" — не выдерживает Лисицкий. Андрей Хочунский не видит в этом смысла: и нынешний закон предусматривает весьма жесткие меры наказания — до 12 лет тюрьмы — однако суды сажают только каждого десятого взяточника. Он убежден, что коррупцию минимизируют реформы: деньги, отданные за участки, не будут оседать в карманах, если сделать землю товаром и продавать на открытых аукционах. Чиновники не будут вымогать взятки, если сократить число контролирующих органов и чётко определить их функции. "Чтобы оформить документы на землю, нужно пройти более 28 инстанций. Если не платишь — затягивают выдачу справок. Мы сталкивались с жалобами: начальник районного БТИ требует два миллиона гривен за оформление документов, в противном случае — придётся ждать их бесконечно. Смотрим должностные инструкции, а там ни слова о том, в какой срок должны быть оформлены бумаги".
Юрий Белокан — представитель общественной организации "Центр содействия борьбе со взяточничеством", оказывающей юридическую помощь тем, с кого чиновники вымогают мзду. Белокан убеждён: взяточники пользуются юридической безграмотностью украинцев. Большинство граждан не знают законного пути разрешения проблемы и безропотно платят. Пример: налоговая инспекция сообщает предпринимателю, что на все его активы наложен арест. Тот в панике перебирает квитанции: всё уплачено. "Мы выясняем, что однажды банк не успел вовремя провести его платёж. Налоговая посчитала уплату просроченной, начислила штраф 4,18 грн. и спустя два месяца инициировала наложение ареста на все активы "должника", — рассказывает Юрий. Ситуация абсурдна: налоговая отправила документы в Минюст, там внесли данные в госреестр, зарегистрировали, напечатали на гербовом бланке выписку из реестра, отослали должнику заказным письмом. "Только цена пересылки заказного письма превысила сумму долга, не говоря уже о том, сколько стоит рабочее время чиновников". Очевидно, что столь трудоёмкую операцию налоговики затевали ради получения взятки.
Сергей Назарчук, как и Андрей Хочунский из Генпрокуратуры, считает, что страна нуждается в реформах: чиновники, на его взгляд, должны не давать разрешения предпринимателям, а контролировать их деятельность. "Но главная проблема — в кадровой политике: на госслужбу людей набирают по блату. Должность получает "свой", человек стаи. Принципиальных убирают. И, трезво глядя на происходящее, я сомневаюсь, что в ближайшем будущем возможны кардинальные изменения".
Жадность сгубила
В этом году Генеральная прокуратура направила в суд 328 уголовных дел о получении взяток. Самые заметные из них
$7 200 000 и 892 000 грн. вымогали глава районной администра-ции и начальник районного управления земельных ресурсов в Киевской области за передачу в собственность 36 и 40 га земли.
$2 900 000 вымогали и $450 000 получили депутаты Переяслав-Хмельницкого горсовета и Киевского облсовета за помощь в выделении 14 га земли.
$500 000 вымогал и 2 500 000 грн. получил заместитель мэра города в Киевской области за помощь в аренде и приватизации 10 га земли.
4 000 000 грн. вымогал глава сельсовета в Барышевском р-не Киевской области за выделение 9,45 га земельных участков.
$200 000 вымогали и 100 000 грн. получили замминистра охраны окружающей среды и внештатный советник министра за назначение на должность начальника Госкоминспекции в одной из областей.
$15 000 и 120 000 грн. получил и. о. председателя районной администрации в Одесской обл. за передачу в собственность 6 га земли.
$15 000 получил председатель районного суда в Донецкой области от подсудимого за то, что не вынес приговор о лишении свободы.
$11 500 получил начальник регионального филиала "Центра государственного земельного кадастра" за назначение на должность начальника районного ЦГЗК.
88 000 грн. получил зампредседателя районной администрации в Житомирской области за предоставление в аренду земельных участков.
80 000 грн. получил старший следователь районной прокуратуры в Крыму за смягчение наказания для обвиняемого в уголовном преступлении и краже охотничьего ружья из камеры вещественных доказательств.
$5 000 получил чиновник из Министерства аграрной политики Украины от начальника областной семенной инспекции за продление срока пребывания на должности и 13 000 грн. — за подписание документов.
25 000 грн. получил судья в Днепропетровске от подсудимой за вынесение менее строгого приговора.
13 780 грн. получила районная судья в Черкасской области за помощь в решении дела в пользу одной из сторон.
10 000 грн. получил начальник городской налоговой инспекции в Кировоградской области за решение вопроса об инициировании банкротства предприятия.
26.07.2010