автор: Сергей Высоцкий
26 марта 2010
Вслед за парламентским большинством, правительством и местной исполнительной властью Партия регионов приступила к поглощению судебной власти. Деморализованная оппозиция пока не способна защищать остатки политической конкуренции в стране.
Видимая часть операции по созданию партийной монополии в судебной системе страны началась несколько дней назад. Председателем Высшего совета юстиции был назначен Владимир Колесниченко — бывший председатель главного, Печерского, райсуда страны и кум одного из ключевых правоведов Партии регионов, экс-председателя ЦИК Сергея Кивалова. Бывшая глава Совета, Лидия Изовитова, была избрана замом Колесниченко.
Для судейской отрасли Украины это назначение оказалось достаточно неожиданным, ведь по мнению нескольких источников Фокуса в юридической среде, во время выборов Партия регионов пообещала ей сохранение должности в обмен на то, что она своими действиями не будет поддерживать Виктора Медведчука, игравшего на стороне Юлии Тимошенко, и подконтрольных ему членов ВСЮ. "Изовитова была, в общем, самостоятельным человеком, она сама по себе была отдельной группой. И честно говоря, когда назначили Колесниченко, у судей началась легкая паника. Потому что Изовитова никогда не выполняла указаний сверху без того чтобы подумать о последствиях, а Колесниченко — это как автомат Калашникова: безотказный исполнитель", — поделился настроением с Фокусом источник, близкий к Высшему совету юстиции.
Однако назначение Колесниченко — это только первый, очевидный шаг регионалов к захвату абсолютной судебной власти.
10 марта в Верховной Раде регионал Вадим Колесниченко (однофамилец нового главы ВСЮ) зарегистрировал проект закона (номер 6169, от 10.03.2010, "Про внесення змін до деяких законодавчих актів України (щодо виконання Рішень Конституційного Суду України від 16.05.2007 р. та 22.12.2009 р., і вдосконалення законодавчого регулювання роботи Вищої ради юстиції)"). Суть этих изменений в а законодательство состоит в том, тчтобы существенно расширить полномочия Высшего совета юстиции. На данный момент ВСЮ наделен рекомендательными правами по снятию судей с занимаемых должностей. Однако, Совет не имеет никакого влияния на назначения судей на административные посты — должности председателей и заместителей председателей судов.
Если поправки будут приняты, ВСЮ получит монопольное право по назначению судей на должности председателей судов различных уровней. Сейчас ключевую роль в назначении судей на админдолжности играет глава Верховного суда и Совет судей, который на две трети состоит из глав судов и их заместителей. Такая ситуация в сфере назначения судей возникла из-за дырки в законодательном поле: в 2007 году, по решению КС, президент потерял возможность напрямую назначать судей на админдолжности. А новый четкий порядок определен так и не был. В своей объяснительной записке, поданной вместе с законопроектом, Вадим Колесниченко говорит о приведении законов в соответствии с Конституцией.
Как видно по последним действиям регионалов по формированию коалиции, соблюдение Конституции важно только в том случае, если это выгодно президентской команде. Дело в том, что после принятия поправок имени Колесниченко, будет практически отстранен от реальной власти глава Верховного суда Украины, сторонник Юлии Тимошенко, Василий Онопенко. По закону, срок его полномочий истекает только через полтора года. Даже если регионалы не подрихтуют (что уже становится традицией) под себя статьи закона о назначении главы ВСУ, следующие полтора года Онопенко проведет отлученным от реальной власти над судебной системой. Хотя председатели судов не имеют формальных полномочий прямого влияния на рассмотрение дел, их роль в принятии нужного судебного решения сложно переоценить. Они могут влиять на сроки рассмотрения и распределяют дела — нужные и выгодные — между судьями. Председатели судов, как правило, выступают и проводниками телефонного права.
В способности нынешней коалиции организовать правильное голосование за законопроект Колесниченко сомневаться не приходится. А это значит, что Партия регионов вслед за исполнительной и законодательной монополизирует третью ветвь власти — судебную.