КОМПРОМАТ.UA
(http://compromat.ua/ru/16/89997/index.html)


Стрелка для своих: 5 схем земельного дерибана на меже с Крымом

  автор: Admin EU  
23 августа 2018

Арабатская Стрелка, село Стрелковое. После оккупации Крыма это последний кусочек полуострова под властью Украины. Уже несколько недель здесь продолжаются протесты местных жителей. Кто и как бесплатно получил землю под застройку в защитной прибрежной полосе.

Какие коррупционные схемы сплетены на границе с Крымом и кто создал здесь отдельную "стрелку" для своих.

Арабатская Стрелка, село Стрелковое. После оккупации Крыма это последний кусочек полуострова под властью Украины. Уже несколько недель здесь продолжаются протесты местных жителей. Причина банальна: в курортном селе, что переживает туристический бум, нет ни канализации, ни хотя бы одной асфальтированной улицы. И вот наконец из областного бюджета на реконструкцию дороги в Стрелковом выделили почти 85 миллионов гривен. Но не на ту, что на Центральной улице, где расположены школа, детский сад и больница, а вдоль побережья Азовского моря. Там, где земельные участки имеют чиновники разных уровней и режимов.

Центр журналистских расследований разобрался, кто и как бесплатно получил землю под застройку в защитной прибрежной полосе. Какие коррупционные схемы сплетены на границе с Крымом и кто создал здесь отдельную "стрелку" для своих.

Земельный и Водный кодексы Украины требуют, чтобы в пределах прибрежной защитной полосы морей была установлена пляжная зона — шириной не менее 100 метров от уреза воды. Строить там нельзя ничего, кроме гидротехнических сооружений — волнорезов, пирсов, причалов и тому подобное. И совсем нельзя — жилые дома. Казалось бы, знать об этом в первую очередь должен начальник управления государственного земельного кадастра ГУ Госгеокадастра в Херсонской области Наталья Потапкина. Вот только от ее земельного участка на побережье Стрелкового до моря — не более 50 метров, а предоставлен он с целевым назначением для строительства жилого дома и хозяйственных построек.

Схема 1. Избушка на пляже

"Для строительства. Но земельный участок внесен с водоохранной зоной, согласно проекту установления прибрежной защитной полосы", — говорит Наталья Потапкина, объясняя, как ей повезло получить земельный участок для строительства собственного дома в стометровой пляжной зоне. Сколько же земли из этих 13 соток находится в водоохранной, то есть, запрещенной для такого строительства зоне?

"Сейчас скажу ... ну это весь земельный участок", — признается чиновник.

Что же вы будете там делать, спрашиваем, ведь строиться нельзя!

"Просто буду лежать на земельке", — говорит Наталья Потапкина.

Открыть большое изображение

"Просто полежать" на пляже просто во дворе своего дома в Стрелковом сможет не только Наталья Потапкина. Только за последний год Стрелковский сельсовет предоставил под жилые дома полтора десятка участков. Среди счастливчиков — чиновники и их родня: жена председателя райгосадминистрации, специалист по вопросам предотвращения коррупции Азовской морской экоинспекции, родственники херсонских налоговиков и сотрудников полиции, а также несколько бизнесменов.

Наш логичный вопрос о решении по отводу пляжной зоны на побережье моря в курортном Стрелковом изрядно удивил председателя сельсовета Александра Пономарева.

"Есть прибрежная защитная полоса", — вместо этого отвечает председатель.

Но закон требует, чтобы в ее пределах должна быть отведена и пляжная зона — минимум 100 метров от уреза воды.

"Как правило, границы защитной полосы совпадают с пляжной зоной", — трактует Водный и Земельный кодекс Стрелковский голова. — "У нас защитная полоса вдоль Азовского моря — 100 метров".

Открыть большое изображение

Александр Пономарев, председатель Стрелковского сельского совета. Фото: investigator.org.ua

Получается, схема проста: в Стрелковом сузили прибрежную защитную полосу моря до 100 метров — то есть минимальной ширины пляжной зоны, которую решили не устанавливать вообще. Есть пляжная зона — нет ограничений на застройку.

Заместитель председателя комитета земельного права Ассоциации адвокатов Украины Виктор Кобылянский говорит, что такая схема обхода законодательства — типичная. Благодаря дыре в законе.

"Ключевые слова "пляжные зоны устанавливаются". То есть должно быть какое-то решение об установлении пляжной зоны. Но нигде не предусмотрен срок, в течение которого ее должны принять. Поэтому, фактически, это отдано на усмотрение органов местного самоуправления. Хотят — примут такое решение, не захотят — не примут. Очень часто, к сожалению, не хотят — как раз для того, чтобы не ограничивать частные коммерческие интересы определенных лиц. Так называемые частные пляжи, несмотря на всю их незаконность, у нас явление довольно распространенное", — рассказывает Виктор Кобылянский.

Открыть большое изображение

Виктор Кобылянский, заместитель председателя комитета земельного права Ассоциации адвокатов Украины. Фото: investigator.org.ua

Положить конец этой схеме просто: члены общины должны заставить своих депутатов выполнить норму двух кодексов — Земельного и Водного. Без пляжной зоны все планы развития курорта на Арабатке — пустые разговоры. А еще это позволит остановить вторую схему дерибана побережья.

Схема 2. "Бизнесовая"

В Генической райгосадминистрации, которая в 2009 году и приняла решение об отводе в Стрелковом защитной прибрежной полосы, удивили еще одной трактовкой закона.

"Решение об утверждении есть. Здесь указаны все базы отдыха, вся территория, вот прибрежная защитная полоса. Она установлена согласно существующей застройке — здесь может быть и 20, и 50 метров от уреза воды. Если территория свободна от застройки — устанавливается 100 метров", — пояснила Эльвира Усеинова, и.о. завсектором градостроительства и архитектуры Генической РГА.

Открыть большое изображение

Эльвира Усеинова (слева), и.о. завсектора градостроительства и архитектуры Генической РГА. Фото: investigator.org.ua

Получается, что участки с целевым назначением под строительство жилья некоторые чиновники получили в водоохранной полосе, суженной до 20-30 метров! Потому пустырь на побережье, как уверяют генические архитекторы, несмотря на то, что видят глаза, — имеет застройку!

"Любое лицо, даже пользуясь интернетом, может увидеть, что там действительно незастроенные земли. Поэтому отводы под застройку их — незаконны. Это принципиально исключает отвод земельных участков под застройку в пределах прибрежной защитной полосы", — говорит юрист-земельщик Виктор Кобылянский.

Несмотря на это, территорию на берегу Азова от участка начальницы земкадастра и на несколько километров в направлении Крыма уже разбили на куски, которые предоставили в собственность чиновникам под застройку или их фирмам — в аренду.

Наряду с херсонской “земельщицей” — 10 гектаров арендует фирма экс-главы Генической РГА Сейтумера Ниметуллаева, которого разыскивает СБУ по обвинению в государственной измене и сепаратизме.

Землю неподалеку арендуют родственники херсонских налоговиков. Пять гектаров на побережье получила фирма "Азовский парус", совладелицей которой является Елена Олефиренко — жена Сергея Олефиренко, начальника областной налоговой инспекции. Отдыхать на собственном пляже будет и депутат Херсонского облсовета от Блока Петра Порошенко Альберт Черепаха — его фирма арендует два участка по 5 гектаров. Все наделы — под коммерческую застройку и с выходом к морю.

Открыть большое изображение

Арабатская стрелка. Фото: investigator.org.ua

"Я убежден, что все эти земельные участки, документацию землеустройства разрабатывала одна и та же личность. И этот человек, наверное, понимал, что его не будут проверять, его не будут наказывать за то, что он разработал документацию с нарушением действующих требований прибрежной защитной полосы. Почему не будут наказывать? А потому, что один из получателей земли — сам большой начальник, или "сама"", — считает Виктор Кобылянский.

Все большие наделы фирмам чиновников и депутатов передали под строительство рекреационных объектов, то есть, коммерческую застройку. Ни один аукцион по продаже права аренды или в собственность в Стрелковом не проводился.

Бизнес-схема работает уже много лет, но в Стрелковом есть и собственный, уникальный опыт: например, как построить дом на неоформленной земле за 5 дней.

Схема 3. "Воздушный" дом

"Есть люди, которые строят частное жилье, а на самом деле это дома отдыха, в которых за сезон отдыхает по 100-200 человек, но на это люди не обращают внимания. А я построил дом для отдыха, для своей семьи. И у меня там только три комнаты, три, но это всех волнует", — председатель Генической райгосадминистрации Александр Воробьев эмоционально реагирует на вопросы о строительстве дома площадью 225 квадратных метров в водоохранной зоне моря.

До уреза воды от забора — не более 30 метров. Дом принадлежит Юлии Лемиш, жене Воробьева, право собственности оформлено еще в январе 2015 года. Но за выделением земельного участка, на котором он построен, она обратилась в сельсовет только в этом году.

Открыть большое изображение

Дом Юлии Лемиш, жены главы Генической РГА Александра Воробьева. Фото: investigator.org.ua

"Женщина по этому адресу обратилась к нам с заявлением разрешить выкуп земельного участка на основании права собственности на этот дом. У нас не было оснований для отказа", — говорит Александр Пономарев, председатель Стрелковского сельского совета.

Как же супругам главы района удалось построить дом без права на землю? Причем, по документам, это не жилой, а дом для отдыха.

Александр Воробьев рассказал, что конкурс на право аренды этого участка его бывший бизнес партнер Николай Березовский выиграл еще в 2007 году, но вывод проекта землеотвода в областном управлении земельных ресурсов утверждать отказались. Воробьев говорит, что чиновники требовали взятку.

"Вывод не предоставило государственное учреждение и структура, которая выставила этот земельный участок на конкурс. И уже десятки лет 90% людей — победителей конкурса, не получили такое заключение. Там предлагали принести деньги", — говорит председатель РГА.

Несмотря на то, что земельный участок не был оформлен ни на Березовского, ни на Лемиш, разрешение на начало строительных работ жена чиновника получила в 2014 году.

Открыть большое изображение

Александр Воробьев, председатель Генической райгосадминистрации. Фото: investigator.org.ua

"У меня есть право на начало работ, декларация на ввод в эксплуатацию дома и окончательно все документы. Если бы чего-то не хватало, я бы не получил право собственности", — рассказал Александр Воробьев.

Правда, декларацию о начале строительства председатель райадминистрации так и не показал, но нам удалось получить ее копию. И схема раскрылась.

"Эта декларация составлена в 2014 году. Откровенная недостоверность информации в этой декларации о начале выполнения работ: в разделе "Земельный участок" написано "не требуется" (информация о правоустанавливающие документы на земельный участок — ред). Требуется! Не требуется, если там до 1992 года строили. Здесь откровенное нарушение закона. Нельзя начинать строительные работы, не имея права на земельный участок", — объясняет юрист Виктор Кобылянский.

Еще одно чудо мы обнаружили в декларации о завершении строительных работ. Эти работы указаны как "реконструкция" — вероятно, чтобы “притянуть” законность этого строительства к норме закона о градостроительстве, которая никак не может касаться этого объекта. Оказывается, все работы были выполнены за 11 дней! Срок, достойный Книги рекордов Гиннеса. Хотя здесь у дома жены Воробьева есть конкурент — база отдыха его партнера Березовского. Распутать эту схему было нелегко.

Схема 4. Продать/купить арестованное имущество

База отдыха "Райский уголок". За жирные 4 гектара земли на берегу моря здесь воюют уже второй год. И тоже непростые люди.

Открыть большое изображение

Фото: investigator.org.ua

Четыре года назад владельцем этой базы и земли под ней был Николай Березовский, на чьем "недоорендованном" участке и построили дом Воробьев с женой.

Базу отдыха, как недвижимость, в 2007 году Березовский заложил под кредит, долг не выплатил — так имущество забрали и перепродали. Новым владельцем стал не чужой человек — Ольга Дунаева, жена партнера Березовского в фирме "Изюм Азова". До государственной службы в ее учредителях был и Воробьев. А дальше с землей начали происходить загадочные вещи, рассказывает журналист программы "Наші гроші з Денисом Бігусом" Леся Иванова, которая расследует эту богатую сделками историю.

"Согласно материалам судебных дел, через несколько лет после того, как Дунаева выкупила "Райский уголок" как недвижимость, она выяснила, что не может оформить под ним землю. Оказалось, что участок под уже ее базой кадастровики, по заявлению Березовского, разделили на 19 кусков. Выглядело все так, будто он собирался распродавать ее, и, собственно, так оно и случилось. Но через суд Дунаева добилась ареста всей земли под базой. Однако уже на следующий день земельные участки действительно начали продавать другим людям. Как так произошло? Это очень распространенная практика: землю переоформили после постановления суда об аресте, но до того, как информацию об обременениях внесли в соответствующий реестр", — рассказывает Леся Иванова.

Открыть большое изображение

Леся Иванова, журналист программы "Наші гроші з Денисом Бігусом". Фото: investigator.org.ua

Половина участков пока принадлежат малоизвестной Любви Левчук (по некоторым данным, приходится родней Березовскому — ред). Один она перепродала Виталию Кропивницкому. Это бывший руководитель Херсонского областного управления МЧС, а ныне — начальник Украинского научно-исследовательского института гражданской защиты. Информацию о покупке участка, который находится под арестом, Кропивницкий внес в свою декларацию. Связаться с ним нам пока не удалось — в отпуске.

Сегодня права собственности и на базу, и на землю под ней, обжалуются в судах. Березовский судится за недвижимость, Дунаева — против его земельного "дерибана". А полиция расследует сделки с имуществом "Райского уголка".

К слову, Александр Воробьев с 2015 года декларирует у себя 150 000 долларов, принадлежащих Березовскому. Поэтому связь с бывшим партнером сохраняется.

Схема 5. Использование пляжей без аренды

Здесь все гораздо проще. По данным Госпотребслужбы, на территории Стрелковского сельсовета есть всего 5 официальных пляжей, открытие которых ежегодно согласовывают. Но, судя по данным кадастровой карты, у трех здравниц участков в пляжной зоне нет. Хотя на сайтах пансионатов сообщается о своих оборудованных пляжах и даже указаны их размеры. В реальности же их на порядок больше. Как оказалось, сельсовет просто не заключает договора со здравницами на пользование пляжами.

"Мы сегодня прорабатываем практику: на первом этапе закрепления пляжа на основании договора на благоустройство с предприятием, у которого находится этот пляж. В этом договоре предусмотрена плата и их ответственность за санитарную чистоту. В этом году мы отработали практику заключения договоров о благоустройстве", — говорит Александр Пономарев.

Председатель сельсовета признается: договора аренды пляжей не заключают, чтобы базы отдыха не платили за землю целый год, ведь работают они всего три месяца лета.

"Мы с депутатами уже наладили схему: мы им будем давать пляжи в аренду за минимальную плату. Потому что платить за пляж целый год, согласитесь, не каждый захочет", — делится председатель Стрелкового.

Альтруизм господина Пономарева имеет конкретную цену — недоплаченные в бюджет села средства за использование десятков гектаров побережья, и признаки уголовного преступления.

"Это называется фиктивная сделка. Это все признаки аренды. Но аренду они избегают намеренно. Почему? Потому что передача в аренду предусматривает земельные торги. Потому что будет решать не председатель совета, кому и что предоставить, а будет решать исполнитель торгов по результатам проведенного аукциона. Соответственно, плата будет "немного другой". И она будет поступать в бюджет, а не коммунальщикам", — рассказывает юрист Виктор Кобылянский.

Информацию о выявленных в ходе расследования признаках нарушения законодательства Центр журналистских расследований изложил в запросе к Госгеокадастру, но ответа в отведенный законом срок так и не получили. Подготовкой заявлений в правоохранительные органы по материалам расследования занимаются юристы проекта "Тисни".

Открыть большое изображение

Евгений Воробьев, юрист проекта "Тисни!" Фото: investigator.org.ua

"Прежде всего мы составим заявление о совершении уголовного преступления. Добавим все материалы, которые были собраны и, возможно, еще будут обращения о доступе к публичной информации. Во-вторых, это будет обращение к Государственной экологической инспекции, которая также должна предоставить свои объяснения таким фактам. И уже будем ждать реакции правоохранительных органов", — говорит Евгений Воробьев, юрист проекта "Тисни!".

Апофеозом земельного дерибана Арабатской Стрелки может стать строительство дороги за бюджетные 85 млн, которая пройдет вдоль наделов чиновников и депутатов. От "воздушного дома" жены главы района — до пансионата жены вице-губернатора области. Если его, конечно же, вовремя не остановят.

Аргумент

источник: argumentua.com

© Информационный проект "Компромат.UA", 2007-2009. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на "Компромат.UA" обязательна.
Created by: © "Компания дизайн и интернет решений AB Design",
Powered by: © "Admin CMS", 2007-2009.