КОМПРОМАТ.UA
(http://compromat.ua/ru/16/85706/index.html)


Харьковщина превратилась в

Кернес и Добкин восстановили "антифашистскую справедливость"  |  comments.ua

Харьковщина превратилась в "антифашистский" заповедник

Руководители Харькова Геннадий Кернес и Михаил Добкин "отомстили" известному ученому за оккупацию "первой столицы" нацистами.

  автор: Александр Пономаренко  
26 сентября 2013

На сей раз "под раздачу" попала памятная доска всемирно известному филологу Юрию Шевелеву, установленная несколькими неделями ранее на одном из домов в центре города. Действо по восстановлению "справедливости по-кернесовски" подавалось в формате "Фашизм не пройдет!" (ученого обвинили в пособничестве немцам в годы Второй мировой), но в итоге превратилось в малопонятный и откровенно не достойный интеллигентного Харькова фарс.

Разрешение на установку мемориальной доски Шевелеву дали еще в 2011 году. Открыть же хотели в 2013-м — к 105-й годовщине со дня рождения лингвиста, однако против этого выступил Антифашистский комитет Харькова, ссылаясь на протесты ветеранов, жильцов дома и настаивая на том, что Шевелев был коллаборационистом. В итоге доску все же установили — практически "под покровом ночи": инициаторы установки опасались, что разрешение в срочном порядке отменят.

Но просуществовать спокойно ей не довелось. Сначала против активистов-украинистов ополчился губернатор Михаил Добкин, высказавшийся настолько резко (с использованием слов "предатель", "дезертир", "мерзавец"), что волна критики его слов в интернете не стихала еще долго — в том числе от нардепов Арсена Авакова и Ирины Фарион, писательницы Оксаны Забужко и других. Затем к главе области присоединился мэр Геннадий Кернес — правда, в этот раз он был на удивление лаконичен, ограничившись заявлением о том, что вопрос об установке доски Шевелеву должен быть пересмотрен. Создается впечатление, что Геннадий Адольфович либо просто решил отдать "первую скрипку" Михаилу Марковичу, известному своей чувствительностью к теме Великой Отечественной войны, либо вообще не слишком интересовался вопросом — по крайней мере, в 2011-м ничто не помешало ему дать "добро" на установку мемориальной доски.

Защитники Шевелева тоже не молчали — не только харьковчане, но и представители диаспоры. Обращались к вице-премеру Константину Грищенко, собирались дойти до Администрации Президента, предлагали слать Кернесу письма и телеграммы. Нардеп Игорь Швайка даже предложил переименовать в честь Шевелева проспект Ленина. Харьковское руководство все эти обращения благополучно проигнорировало, и 25 сентября вопрос о демонтаже многострадальной доски все же вынесли на сессию горсовета.

Стоит отметить, что внешние приличия на сессии были соблюдены: количество сторонников и противников установки доски в числе выступающих было примерно одинаковым, высказаться дали всем записавшимся и в итоге, как говорится, "обошлось без драк". Конечно, избежать обмена колкостями и перехода на личности тоже не удалось. Так, сопредседатель Харьковской правозащитной группы Ирина Рапп, рассказывая о работе Шевелева в газете "Новая Украина" в период оккупации, не избежала уточняющее-наводящих вопросов мэра на тему "не была ли это оккупационная газета и не издавалась ли она на фашистские деньги", и в итоге возмутилась и попросила не передергивать. А Михаил Добкин, в свою очередь, не удержался от едкого комментария ее выступления в Twitter: "Обсуждается вопрос о памятной табличке Шевелеву. Аргументы "за" — было голодно и холодно, вот и пошел на работу к немцам. Он не предатель, он кушать хотел. И газета не фашистская, а украинская. А с немцами отступил потому, что Советскую власть не любил...".

Вкратце аргументы защитников Шевелева сводились к тому, что, да, он работал на немцев, но воспеванием фашизма не занимался, непосредственного вреда никому не причинял и не любил в равной степени ни советскую власть, ни гитлеровскую. Противники акцентировали внимание на том, что против немцев ученый ничего не имел (и сам был немцем по рождению), службы в Красной армии избежал, жил в квартире, которая раньше принадлежала еврейской семье. Исторических фактов от обеих сторон прозвучало предостаточно. Что же касается многочисленных научных регалий Шевелева, один из выступавших против увековечивания памяти ученого отметил: "Мы их не отрицаем. Пусть, например, аудитории в вузах его именем называют".

К слову, что касается вопроса, озвученного в начале сессии Геннадием Кернесом — "Что конкретно Юрий Шевелев сделал для Харькова?" — координатор инициативной группы по увековечиванию его памяти Виктория Склярова пояснила "Харьков. Комментариям": "Считая себя харьковчанином до самой своей смерти в 2002 году, он активно принимал участие в жизни и судьбе города. Получив из рук президента Леонида Кучмы в 2000 году Шевченковскую премию, он полностью передал ее одной из школ Харькова. Кстати, той самой, которую оканчивал нынешний харьковский губернатор Михаил Добкин. Начиная с 1991 года, Шевелев часто бывал в городе, всячески способствовал его развитию. Именно за это благодарные харьковчане, понимая историческую несправедливость в отношении одного из своих величайших земляков, и решили разместить в городе его памятную доску".

В итоге, вдоволь пообсуждав вопрос "А был ли знаменитый ученый пособником нацистов?", депутаты вполне предсказуемо проголосовали за демонтаж доски. И на этом можно было бы поставить точку, но… Менее чем через час после принятия решения к дому на Сумской, на котором была установлена доска, приехали "неизвестные", разбили доску кувалдами и увезли их в неизвестном направлении. Геннадий Кернес, разумеется, от этого варварства поспешил откреститься, дескать, это провокация со стороны оппозиционеров. Хотя активисты (и не только они) считают демонтаж делом рук подотчетных мэру коммунальщиков. К слову, сами вандалы, разбивая доску и героически пряча лица под капюшонами, говорили, что они из "Жилкомсервиса".

В любом случае, такое дикое завершение истории совсем не к лицу ни самому Харькову, ни его начальникам. Михаил Добкин и Геннадий Кернес могут быть довольны, что остались в номинальном выигрыше, но вместо защиты исторической справедливости вся эта история больше смахивает на вполне реальное историческое оскорбление. И как ничто лучше иллюстрирует повадки нынешнего "антифашизма по-украински", бессмысленного и беспощадного.

Юрий Шевелев (1908 — 2002) — украинский лингвист и литературовед, славист-языковед, историк литературы. Лауреат Шевченковской премии. После эмиграции на Запад в 1944 году преподавал в Мюнхенском университете, Гарварде, Колумбийском университете. Шевелёв внес значительный вклад в изучение истории украинского и белорусского языков, реконструкцию праславянского языка. Президент Украинской академии искусств и наук, международный член Национальной академии наук Украины, почетный доктор Альбертского университета, Лундского университета, Харьковского национального университета и Киево-Могилянской Академии.

источник: comments.ua

© Информационный проект "Компромат.UA", 2007-2009. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на "Компромат.UA" обязательна.
Created by: © "Компания дизайн и интернет решений AB Design",
Powered by: © "Admin CMS", 2007-2009.