23 марта 2012 | 13:34
Полсотни украинцев, которые покупали брелоки, мобильные телефоны, часы через интернет, имеют проблемы с СБУ.
Так утверждает киевлянин Андрей Фенченко, которого завтра, 23 марта, будут судить в Соломенском районном суде столицы за покупку двух брелоков, фонарика и перочинного ножика. Ему грозит семь лет тюрьмы. Обвиняют в контрабанде, приобретении, использовании и продаже специальных технических средств негласного снятия информации.
"Когда рассказал в интернете о своем случае, со мной начали связываться люди из разных регионов. Судя по тому, что только со мной говорили 50 человек, думаю, что таких в Украине очень много, — говорит Андрей. — Мужчине из Николаева дали четыре года условно, покупал тоже брелоки. Может не такие же, но похожие. Еще один случай был за телефон в виде наручных часов. В нем была камера, его тоже признали средством спецсвязи. У нас они продаются в интернет-магазинах. Здесь они стоят 2400 гривен, а там $ 100. Все эти товары люди покупали легально, в официальных магазинах, заполняя декларацию ".
По его словам по статистике в том самом интернет-магазине, где он делал заказ, видно, что уже 28 украинцев купили себе те же брелоки.
По словам киевлянина запрещенными средствами негласного получения информации сотрудники СБУ могут признать мобильные телефоны с камерами диктофонами, видеорегистраторы, которые устанавливают водители в автомобиле.
Выяснить это можно только после покупки товара. Документа, где четко расписаны наименование запрещенных товаров, в Украине нет. Система экспертизы расписана в Министерстве юстиции, но никто не показывает методику экспертизы.
Андрей предполагает, что ее вообще не существует.
"Решить вопрос об отнесении средства к специальному техническому средству негласного получения информации осуществляется в ходе проведения соответствующего исследования его функциональных возможностей, технических характеристик и особенностей конструктивного исполнения. Проведение таких исследований лишь по изображениям, при отсутствии самого технического средства и технической документации к нему, будет необъективным и может привести к ошибочным результатам ", — Андрей зачитывает объяснения Л. Евдоченко, директора Украинского научно-исследовательского института специальной техники и судебных экспертиз Службы Безопасности Украины. — А я откуда могу знать запрещено это или нет, если не являюсь техническим специалистом? "
Говорит, что его друзья покупали брелоки в украинском интернет-магазине в 2010 году. В них остались чеки.
"Показал чеки в СБУ, там объяснили, что продавец не несет ответственности, а покупатель несет. Потому продавец — известный в стране магазин, — говорит он. — Значит, правосудие выборочное"
Андрей сделал распечатку с китайской почты, где на английском подается перечень запрещенных предметов для ввоза в Украину.
"Спецсредств здесь нет, я проверял. По правилам международной почтовой конвенции любая страна, которая является участником этой конвенции, обязана рассылать другим участникам обновленные списки. Я распечатывал недавно, список по май 2011 года, изменений не было. По этому перечню китайская почта думает, что у нас эти брелоки разрешены ".