КОМПРОМАТ.UA
(http://compromat.ua/ru/16/70292/index.html)


Михаил Гончар:


Михаил Гончар: "Правительство имеет интерес сбагрить газовую трубу в одни российские руки"

  автор: Александр ГУНЬКО   
13 декабря 2011

Европейская комиссия не получала официального предложения создать предприятие по управлению украинской газотранспортной системой при участии Украины, России и Евросоюза. А консорциум только при участии России противоречит действующему отечественному законодательству и нашим обязательствам перед Европейским энергетическим содружеством, говорит руководитель энергетических программ центра "Номос" Михаил Гончар, 46 лет.

- Возможность реализации проекта консорциума потеряли в 2002-м. Тогда президент Кучма принял российское предложение: сначала создадим консорциум на двоих, а затем пригласим в него Германию. Зарегистрировали предприятие. Оно существует доныне. Но немцы сказали, что не сядут за стол, где двое уже отобедали.

Почему этого нельзя сделать сейчас?

- В Евросоюзе изменились правила в энергосекторе. Появились вторая газовая директива и третий энергетический пакет. Они определяют, что вертикально интегрированные компании, типа "Газпрома", не могут входить в состав консорциумов, которые являются операторами трубопроводных мощностей передачи газа. Должно быть распределение на отдельные компании по добыче, транспортировке и реализации энергоносителей.

То, что Украина потеряла шанс создать консорциум, неслучайно. В этом заключалась суть политики России: не подпускать кого-либо третьего к ГТС Украины. Наша власть повелась на это и ведется до сих пор.

Способна ли Украина самостоятельно эксплуатировать ГТС?

- Столько лет могла справиться с этим, то и сейчас сможет. Никакой катастрофы не предвидится. Конечно, нужна модернизация "трубы". Но это вопрос к нашей власти. Предложений ЕС, зафиксированных в Брюссельской декларации 2009 года, не выполняют. Механизмы известны, но правительство их игнорирует. Потому что имеет интерес — сбагрить газовую трубу в одни российские руки. Евросоюз предоставит средства на модернизацию тому субъекту, который может их вернуть. "Укртрансгаз", обслуживающий ГТС, не распоряжается собственными средствами — все они идут через "Нефтегаз" на счета "Газпрома" как оплата за топливо.

Насколько обветшала наша "труба" и насколько нуждается в инвестициях?

- Наша ГТС сработана не больше, чем трубы "Газпрома". Британская компания "Мотт Макдональд", которая недавно выполняла технико-экономическую оценку, сделала заключение о состоянии украинской газотранспортной системы — нормальное. Чтобы продлить технический ресурс, нужно менять на определенных участках трубы и газоперекачивающие агрегаты. Даже "Газпром" последние два года на тему сработанности нашей ГТС не высказывается. Потому что во время газовой войны в 2008-м она работала в реверсивном режиме, и не случилось ни одной аварии. А в газпромовской трубе было две серьезных неполадки.

Во сколько обойдется модернизация системы?

- Около 3,2 миллиарда долларов, по оценкам "Мотт Макдональд". Но здесь речь идет о газотранзитной системе: линейные газопроводы, подземные хранилища и газокомпрессорные станции. Если бы не грабительские финансовые схемы, ГТС уже давно была бы модернизирована. А так деньги ушли по оффшорам.

Проблему модернизации преувеличивают специально, чтобы "Газпром" мог подобраться к нашей трубе. Украинские правительственные чиновники пытаются сыграть на стороне российского монополиста, чтобы сохранить непрозрачные схемы использования нефтегазового сектора. Но олигархи понимают: если пустят "Газпром" в Украину, то со временем потеряют львиную долю своих активов.
Джерело: <a href="http://gazeta.ua/ru/articles/comments-newspaper/_pravitelstvo-imeet-interes-sbagrit-gazovuyu-trubu-v-odni-rossijskie-ruki/413900">Gazeta.ua</a>

источник: gazeta.ua

© Информационный проект "Компромат.UA", 2007-2009. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на "Компромат.UA" обязательна.
Created by: © "Компания дизайн и интернет решений AB Design",
Powered by: © "Admin CMS", 2007-2009.