автор: Ольга КАРПЕНКО
12 июля 2011
Когда несколько лет назад Apple показала первый iPhone, все последующие смартфоны назывались его "убийцами". Когда Facebook набирала обороты и утверждалась в статусе соцсети N1 во всем мире, все последующие соцпроекты традиционно позиционировались как "убийцы" Facebook. Кем станет Google+ — очередным клоном из длинного ряда проектов web 2.0 или реальным претендентом на место самой любимой социальной сети в мире?
Сеть ценой полмиллиарда
Подозрения о том, что Google готовит нечто эдакое, высказывались достаточно давно и окрепли, когда в конце марта этого года компания представила аналог фейсбучного "лайка" — кнопку "+1", а чуть позже появилась возможность вставлять кнопку "+1" на сайты. Уже в конце июня компания объявила о своем новом проекте, который сейчас проходит тестирование — социальной сети Google+. По мнению компании, в сети предложен альтернативный существующим подход к отражению человеческих отношений: "В жизни мы делимся одним с коллегами, другим — с родителями, почти ничем — с начальником. Проблема в том, что современные онлайн-сервисы превращают дружбу в фаст-фуд, заворачивая каждого в обертку "друга". А разделение участников сети по группам (кругам), которое предлагает Google, будет лучше отображать настоящие отношения с людьми".
По подсчетам сооснователя Creative Good Фила Терри (Phil Terry), которого процитировали в блогах Forbes, на создание сети Google+ ушло $585. Эта сумма приблизительно сравнима с ценой сети MySpace времен ее покупки News Corp.
Первые впечатления от сети Google+ различны: есть приверженцы, которые восхищаются сервисом и прочат революцию в сети, приравнивая, например, новаторский видеочат Hangout к появлению YouTube. Среди экспертов есть как адепты, так и скептики. Известный российский обозреватель Эльдар Муртазин уверен, что Google+ — это "воплотившийся ночной кошмар Facebook", сеть нового уровня, которая "обречена на популярность". Основной аргумент: в Google+ много функций, но он создает обманчивое впечатление очень простого сервиса.
А глава украинского подразделения Яндекс Сергей Петренко в своем личном блоге посвятил сети обзор, в котором, отмечая интересные интерфейсные решения, все же заметил, что Facebook бояться особо нечего: "Все очень похоже по принципу действия, есть оригинальные решения или удобные мелочи (они, в действительности, многое решают в использовании сервиса), но я бы не сказал, что это серьезная угроза для Facebook. Никакой революции не предвидится. Будет долгая позиционная борьба, в результате которой у пользователей будет еще больше выбора".
Как попасть и как использовать
Как попасть в сеть? Пока — только по приглашениям уже зарегистрированных пользователей, поскольку, как объясняют в компании, сервис еще не готов к тому, чтобы к нему присоединился каждый. Либо же оставить свой электронный Gmail-адрес на специальной странице и ждать сообщения об открытой регистрации. По слухам, открыть сеть для всех планируется 31 июля этого года.
Если же пользователь уже получил регистрацию (для чего требуется указать имя/фамилию и пол), он может разослать приглашения в сеть знакомым. Для этого есть несколько способов, среди них: 1) справа внизу опция "Пригласить пользователей в службу Google+: служба подсказывает имена приглашенных, исходя из списка контактов Gmail, а также контактов переписки. Приглашать можно одновременно нескольких пользователей; 2) можно поделиться сообщением, с помощью ссылки в правом верхнем углу "Поделиться"; 3) можно создать круг друзей, которых еще нет на Google+, а потом поделиться с ними сообщением. Добавленные, но не зарегистрированные друзья будут получать уведомления об активности пользователя по почте.
Если пользователь уже попал в сеть, и привел туда своих друзей, ему будут доступны несколько новых (по сравнению с тем же Facebook) возможностей:
- Круги (+Сircles) — своеобразный способ организовать свои контакты в группы по произвольному принципу. Круги формируются простым перетягиванием аватарки пользователя (см. ниже). Можно рассортировать по предложенному станданту "Друзья", "Семья", "Подписка", можно создать свои группы, причем названия группы никто кроме пользователя, видеть не будет. На кругах построены все манипуляции с контентом, а также настройки приватности. Например, записи на стандартной стене можно сортировать по кругам, также как и устанавливать доступ к опубликованной информации. Facebook ответил тем, что выпустил приложение Circlehack.
Фото — http://googleblog.blogspot.com
- видеочат Hangout — фактически, полноценный мультичат с возможностями видеоконференции и параллельного обмена текстовыми сообщениями (в открывшемся окне конференции текстовая лента идет слева). Приглашать в чат можно до 15 человек из своих контактов (окна всех участников подаются в горизонтальной ленте), можно также присоединяться к уже проходящим чатам. Сообщение о том, что такой-то пользователь проводит видеочат, а также список его участников отображается на его стене. В общем, впечатления от использования: сравнимо со Skype по качеству связи и картинки. Хотя функционал проще, например, нет достаточно полезной скайповской опции удаленного просмотра рабочего стола.
Отметим, Facebook на днях запустил видеочаты на основе Skype.
- Из профиля в сети доступны все сервисы Google, которые использует участник: почта, онлайн-редакторы документов, блоги, фото. Панель Google+ с аватарой, кнопкой настроек, индикатором новых уведомлений, а также кнопкой "Поделиться" (контентом) появится в правом верхнем углу всех упомянутых сервисов. То есть, публиковать данные в сеть можно из любого сервиса Google. Со временем, по неофициальным данным, которые попали к изданию Mashable, компания собирается переименовать Picasa в "Google Photos", а Blogger — в "Google Blogs". При этом YouTube останется под старым названием.
Приватность и защита
И Google, и Facebook неоднократно обвинялись в неаккуратном обращении с персональными данными. Чтобы минимизировать неприятности, связанные с раскрытием своих личных данных, можно:
- ограничить возможность для других пользователей писать на имейл. Для чего найти в правом верхнем углу значок настройки, найти в настройках приватности общедоступную информацию профиля, и под открывшейся аватарой — "Отправить письмо". Здесь можно регулировать внешний доступ к своему Gmail-аккаунту;
- Подобным же образом отключаются уведомления на почту об активности в сети: в настройках Google+, вкладке Google+ можно отключить те события и активности, сообщения о которых по почте не нужны. Там же можно указать свой номер телефона. Заметим, в настройках Google+ есть возможность сохранить свои данные из списка контактов/кругов, фотоархива (Picassa) в .zip-файле на компьютер;
- Любая соцсеть благоразумно прячет опцию удаления аккаунта подальше от глаз пользователя, а Twitter при попытке удаления даже грустно спрашивает: "Вы прощаетесь? Не передумаете? Мы что-то не так сказали?"). В Google+ аккаунт "убивается" так: в уже упомянутых настройках выбираются настройки Google+, первый пункт в перечне слева, затем пользователь может выбрать: удалить ли только профиль в Google+ или общий профиль в Google-сервисах (соответственно, в Gmail, Google Docs, iGoogle, GTalk).
Стоит отметить, хакеры на интерес к сети отреагировали очень оперативно и уже рассылают поддельные приглашения в сеть Google+, приправленные вирусами. "Если вы хотите присоединиться к сети Google+, будьте начеку и открывайте письма только от своих знакомых, с которыми вы заранее договорились о таком приглашении", — отмечают в "Лаборатории Касперского".
Некоторые мелочи и "пасхалки":
- В настройках сети есть история поиска в Google;
- При смене аватары в Google+ она автоматом меняется во всех сервисах;
- Удаление одного из кругов выглядит достаточно весело;
- Основатель Facebook Марк Цукерберг стал самой популярной персоной сети, по данным Cnet;
- fav-иконка Google+ напоминает Netwibes;
- мобильное приложение сети позволяет считывать NFC и делиться данными с друзьями в сети. Недавно Google запустил систему платежей Google Wallet, работающую на NFC;
- При обнаружении неправильно работающей периферии Hangout выдает такую картинку:
На подходе бизнес-версия
Если говорить о росте аудитории, по некоторым подсчетам, аудитория сети за прошлую неделю — с понедельника по пятницу — выросла с 1,7 млн. до 4,7 млн. только в США. Аудитория популярной почты от Google составляет около 200 млн. В Facebook сейчас около 700 млн. аккаунтов, и по некоторым данным, в ряде регионов наблюдается спад их активности.
Google также активно работает над бизнес-версией своей сети, но пока и пользовательская работает в тесте, о корпоративных предложениях говорить рано. "Сейчас мы вовлечены в оптимизацию пользовательской версии, но значительная часть разработчиков создает бизнес-версию Google+", — сообщают в компании, добавляя, что она появится позднее, но в этом году. Использовать тестовую пользовательскую версию компаниям в Google не советуют.