автор: Мустафа Найем
21 января 2011
Первую часть статьи об "Укрспецэкспорте" читайте здесь.
...19 декабря 2010 в Украину прибыла большая делегация чиновников Минобороны Ирака и военных специалистов, чтобы подписать акты о принятии 11 БТРов и двух самолетов АН-32Б. 5 января в Багдаде должен был состояться парад в честь дня независимости Ирака, на котором планировалось показать новую военную технику, в т.ч. украинские БТРы.
Вся техника, предназначавшаяся для экспорта, была готова к осмотру. Но тут случилось непредвиденное. Во время осмотра военной техники чиновники Минобороны Ирака проявили неожиданно острый интерес к срокам сборки и тактико-техническим характеристикам продукции.
"АН-32Б"
Среди прочего инспекторы принимающей стороны указали на "просроченную" дату производства шасси АН-32Б.
Следует объяснить, что согласно контракту Украина обязалась поставить в Ирак "новую военную технику", произведенную после 2009 года. Ранее по согласованию сторон, это означало, что указанная дата касалась непосредственно сборки АН-32Б. Дата производства отдельных узлов самолета во внимание не принималась.
В целом это устраивало обе стороны. Дело в том, что даже при большом желании поставка абсолютно новых самолетов с новыми узлами невозможна: АН-32Б уже снят с текущего производства и собирается, в основном из запчастей, выпущенных до 2009 года. И в предыдущие годы иракские специалисты доверяли качеству самолетов, собранных из этих агрегатов.
На этот раз мнение иракских чиновников поменялось. После длительной инспекции и составления соответствующих протоколов, представители Минобороны отказались принять самолеты АН-32Б, как состоящие из "неновых агрегатов".
Кроме того, по информации редакции, уже после нового года иракская сторона выразила свое неудовольствие качеством подготовки летного состава ВВС Ирака, прошедших обучение в Украине. В письме от 3 января 2011 года Минобороны Ирака потребовала "начать новый курс переквалификации технического и летного состава" на безоплатной основе.
"БТР-4Е"
Украинскую делегацию во время сдачи БТРов возглавляла Валерия Матюха. По словам очевидцев, замглавы ДП "Прогресс" пришла на встречу с иракскими специалистами с дымящейся сигарой и активно возмущалась затягиванием приема техники.
"Прогрессовцы" были уверены, что уже на следующий день БТРы будут переправлены в Ирак. По информации "Украинской правды", на тот момент компания уже оплатила 480 тысяч долларов США за аренду АН-225 "Мрия" для транспортировки 11 бронетранспортеров.
Однако представители иракской делегации потребовали провести дневные и ночные испытания. По словам членов украинской делегации, во время стрельб на Чугуевском полигоне завода им. Малышева иракские специалисты испытывали БТРы на пределе возможностей: количество выстрелов за один заход доводилось до максимума. В итоге стволы перегревались, спусковой механизм заклинивало.
После двух дней испытаний, БТРы признали непригодными для эксплуатации. В результате ни БТРы, ни самолеты АН-32Б приняты не были.
Правда, некоторые специалисты "Укрспецэкспорта" выдвигают немного другую версию отказа минобороны Ирака принять бронетранспортеры. Как объяснили "Украинской правде", предложенные для осмотра БТРы в принципе не могли быть проданы. По их словам, еще в 2006 году, эти машины не прошли испытания в рамках поставок министерству обороны Украины. Правда, тогда они поставлялись с двигателями IVECO, а теперь с силовыми установками ХКБМ им. Морозова
Тем временем, иракская сторона заявила, что условием для продолжения сотрудничества является полная замену всех деталей АН-32Б, изготовленных ранее 2009 года, а также подготовку еще 15 исправных БТРов до конца февраля 2011 года. Именно это условие иракской стороны стало основанием для заявлений неназванных источников "Укрспецэкспорта" о пересмотре графика поставок.
Однако для ВПК Украины обе эти задачи едва ли выполнимы. Как уже было указано выше, после 2009 года ни на территории Украины, ни на территории бывшего СССР комплектующие и запчасти для АН-32Б не производились. А налаживание соответствующего производства не только невозможно в такие сроки, но и не рентабельно.
Что касается БТРов, подготовка еще 25 машин до конца февраля физически невозможна. Дело в том, что на данный момент завод им. Малышева, который готовит силовую установку бронетранспортера… отключен от электроэнергии (!). Завод уже долгое время простаивает без электроснабжения из-за долга в размере 27 миллионов гривен.
Обеспокоенный развитием событий, 27 декабря 2010 года Дмитрий Саламатин издает приказ о передаче всех сделок по поставкам вооружений с Республикой Ирак из ДП "Прогресс" в Департамент №1 "Укрспецэкспорта". Для этого в Департаменте №1 даже создается специальный отдел — "для обеспечения исполнения объема работ по экспорту товаров военного и специального назначения в Республику Ирак".
Чтобы уладить конфликт с покупателем, в Ирак вылетела украинская делегация в составе начальников 1-го и 2-го региональный департаментов ГК "Укрспецэкспорт" — Александра Школяренко и Вадима Кожевникова, а также представителей ГП "Антонов" и ДП "Прогресс".
По словам источников "Украинской правды", встреча украинской делегации с представителями Минобороны Ирака закончилась ничем. Иракская сторона не только отказалась рассмотреть вопрос о принятии предложенной военной техники, но и поставила под сомнение дальнейшее сотрудничество в рамках подписанных контрактов.
Между тем, в случае отказа Ирака принять военную технику, Украина не просто потеряет почти полумиллиардный контракт и важного клиента на рынке вооружений.
Во-первых, придется возвращать уже полученный и потраченный аванс. Как удалось выяснить "Украинской правде", контракт между ДП "Прогресс" и Министерством обороны Украины был подписан под государственную гарантию.
В распоряжении редакции оказалось соответствующее письмо датированное 26 октября 2009 года и подписанное руководителями ДП "Прогресс", ГК "Укрспецэкспорт" и и.о. министра финансов Украины Игорем Уманским. В документе указываются все суммы полученных авансов, а также обязательство ДП "Прогресс" вернуть все полученные средства в случае невыполнения контракта.
Но при более внимательном прочтении можно заметить, что документ был выдан как дополнение к "письму с гарантиями"…премьер-министра Украины (на тот момент Юлии Тимошенко). Таким образом, возвращение авансов может лечь не на плечи ДП "Прогресс" и ГК "Укрспецэкспорт", а напрямую — на государственный бюджет Украины.
Во-вторых, по сведениям "Украинской правды", Украина уже сейчас несет убытки по одному из заключенных контрактов — о поставке АН32 Б. Согласно информации редакции, 26 декабря 2010 года руководство ДП "Прогресс" получило от Миноброны Ирака электронное письмо, в котором кроме прочего указывается следующее:
"We would like to inform you that we count the delay penalties for the first aircraft since 03-10-2010".
(Мы хотели бы проинформировать вас, что мы рассчитываем штрафные санкции по задержке первого самолета с 3 октября 2010 года — УП).
Так им образом, штрафные санкции уже насчитываются с начала октября 2010 года (дата непринятия первого самолета) от суммы всей сделки. Согласно контракту максимальный размер штрафных санкций может достигать не более 10% от суммы договора, т.е. 9,9 миллионов долларов США.
Между тем Дмитрий Саламатин в комментарии "Украинской правде" заявил, что на данный момент штрафные санкции по контракту по согласованию сторон отменены. "Но если в процессе выполнения контракта вопрос о штрафных санкциях все-таки возникнет или контракт окажется под угрозой срыва, персональная ответственность за это ляжет на прежнее руководство "Прогресса" и "Укрспецэкспорта", которое не согласовало требования иракской стороны с ГП "Антонов" и многие другие вопросы", — заявил глава "Укоборонпрома"
Послесловие
Утечка информации о возможном срыве поставок военной техники в Ирак вызвала ажиотаж в кабинетах "Укрспецэкспорта". Уже на следующий день после появления анонса этой статьи, в СМИ появились уверения неназванных источников в государственной компании, которые утверждали, что в действительности все идет по плану, поменялся лишь график поставок.
Глава "Укрпоборонпрома" Дмитрий Саламатин вообще отказался комментировать детали выполнения контракта. По его словам, "на данный момент компании удалось сохранить контракт, а инспекция иракской стороны в целом осталась довольна осмотром техники".
- Информация, которой обладают журналисты, — это некоторая часть правды, предоставленной им кем-то в искаженном виде. В любом случае, Почему никого не интересует многолетняя задержка с выполнением "Прогрессом" своих обязательств в Пакистане и другие аналогичные эпизоды, перечислять которые я не стану. Почему возник такой ажиотаж вокруг трехмесячной задержки выполнения иракского контракта? Какова цель: действительно сорвать контракт и нанести ущерб имиджу страны? Причем, делается это руками наших же сограждан, прикрывающих свою корысть "обеспокоенностью" за судьбу контракта. Мы буквально вытащили из небытия несколько подобных проектов и сейчас сделаем все для нашей страны в этой непростой ситуации, — заявил господин Саламатин.
Тем временем, в государственной компании уже начали поиск виновных. Среди ответственных лиц называют бывшего директора ДП "Прогресс" Тараса Шийко, подписавшего контракт с иракцами, а также Генерального конструктора ХКБМ им. Морозова — Михаила Борисюка. Последнему вменяется некачественная сборка БТР-4Е.
А в СМИ все чаще и чаще появляются статьи, в которых все нападки на "Укрспецэкспорт" и лично на Дмитрия Саламатина приобретают ореол войны с инициативой Виктора Януковича по созданию объединенного предприятия "Укроборонпром". Но еще чаще их называют атакой на Украину с целью ослабить позиции страны на мировых рынках вооружений.
Между тем, очевидно, что куда больший урон Украина понесет от провала контрактов с Ираком, а не от публикаций в СМИ.