автор: Мустафа Найем
21 января 2011
В конце 2010 года в Украине началось объединение предприятий военно-промышленного комплекса Украины в единую структуру. 28 декабря Виктор Янукович подписал указ о создании государственного хозяйственного объединения "Укроборонпром". По замыслу в эту структуру должны войти все предприятия по разработке, производству, обслуживанию и экспорту военной и специальной техники и боеприпасов.
С государственной точки зрения, создание "Укроборонпрома" вполне логичный и правильный шаг. Объединение военно-промышленного комплекса в единую структуру должно повысить эффективность работы государственных предприятий и их присутствие на внешних рынках. В России — одного из главных конкурентов Украины на рынке вооружений — ВПК было объединено в "Рособоронэкспорт" еще в 1993 году и привело к значительному увеличению экспорта вооружений.
4 января 2011 года по представлению правительства главой "Укроборонпрома" был назначен теперь уже бывший руководитель "Укрспецэкспорта" Дмитрий Саламатин.
Следует напомнить, что господин Саламатин, известный своим активным и жестоким участием в парламентских боях, до сих пор совмещает должности в исполнительной власти с мандатом народного депутата Партии регионов, что является прямым нарушением Конституции. Очевидно, ни для Виктора Януковича, ни для Николая Азарова это обстоятельство не является нарушением закона.
Между тем, господин Саламатин занялся объединением ВПК, не дожидаясь указа президента. Напомним, в июне минувшего года народный депутат был назначен главой государственной компании "Укрспецэкспорт", которая до сих пор единолично представляла интересы Украины на внешнем рынке вооружений.
Как известно, на практике, агентами Украины традиционно выступают пять дочерних предприятий "Укрспецэкспорта": "Прогресс", "Промоборонэкспорт", "Спецтехноэкспорт", "Укринмаш", "Укроборонсервис". А также компания "Таско-экспорт", которая стала ДП "Укрспецэкспорта" летом прошлого года. Каждое из этих предприятий специализируется на рынках конкретных стран и регионов.
Упрощенная схема продажи вооружений выглядит следующим образом: дочернее предприятие получает согласование ГК "Укрспецэкспорт" на проведение сделки, самостоятельно заключает договора с заводом-поставщиком или производителем в Украине и контракт на поставку вооружений с иностранным покупателем.
Фактически, помимо роли уполномоченного государственного посредника, компания "Укрспецэкспорт" играет также роль регулятора внешнеэкономических сделок. Основную же работу выполняют дочерние предприятия. Через них же проходят значительные финансовые потоки, контроль над которым обеспечивают руководители ДП.
С приходом Дмитрия Саламатина началось масштабное переподчинение дочерних предприятий.
Сам Саламатин в комментарии объяснил процесс ликвидации дочерних предприятий необходимостью контролировать внешнеторговую деятельность спецэкспортеров, которая до этого носила хаотичный характер.
"Что значит — я пытался подчинить себе? Если вы — руководитель в компании, вы должны контролировать все в организационном и финансовом плане. Я обязан был это сделать. До сих пор в сфере экспорта, импорта товаров и услуг военного и специального назначения сразу несколько компаний конкурировали друг с другом, демпинговали. Какова должна быть логика? Мы что, должны плодить управленческий аппарат? Нет, мы должны оптимизировать работу спецэкспортеров. Нам не нужно семь компаний. Мы оставим ровно столько, сколько нужно", заявил Саламатин.
Между тем ситуация усложнялась тем, что ранее с руководителями ведущих ДП были заключены трудовые договора. Поэтому руководители компаний либо уходили по собственному желанию, либо предприятия ликвидировались "в рамках реструктуризации", а их фронт работ передавался директорам более лояльных структур.
Так в сентябре прошлого года показательно было ликвидировано дочернее предприятие "Промоборонэкспорт". Затем кадровые перестановки коснулись ДП "Укроборонсервис" и "Прогресс", на которых традиционно концентрировались основные финансовые потоки.
Директор "Укроборонсервиса" Алексей Шарапов официально покинул свой пост по собственному желанию. Его уход сопровождался возбуждением уголовного дела в отношении руководителей ДП в связи с поставками зенитных управляемых ракет в Грузию и сотрудничеством "Укроборонсервиса" с частной украинско-российской фирмой "Параллакс". В итоге "Укроборонсервис" возглавил помощник вице-премьер-министра Владимира Сивковича — Дмитрий Пляцук.
Но самые странные кадровые перестановки произошли на ДП "Прогресс".
"ПРОГРЕСС"
По информации источников 30 декабря минувшего года Дмитрий Саламатин официально подписал приказ о ликвидации ДП "Прогресс" и "Укринмаш". Более того, 13 января этот документ планировалось опубликовать.
Но по неизвестным причинам ликвидация предприятия на данный момент приостановлена. Возможно, в связи с тем, что сразу после нового года постановлением Кабинета министров ДП "Прогресс" вошло в состав "Укроборонпром" как отдельное предприятие.
Фирма "Прогресс" считается одним из самых успешных украинских предприятий на международном рынке вооружений. Этому предприятию удалось заключить первый "большой" контракт независимой Украины на поставку вооружений — 320 танков Т-80УД в Пакистан. Кроме того, фирма плотно работает с рынками Ближнего Востока, Азии и Африки.
Следует отметить, что за всеми пятью дочерними компаниями "Укрспецэкспорта" изначально были закреплены государственные структуры, которые считались их негласными покровителями и/либо поставщиками. К примеру, стратегическим партнером "Укринмаша" является Минпромполитики, а "Укроборонсервиса" — Минобороны. ДП "Прогресс" традиционно считается вотчиной Службы внешней разведки (СВР).
После назначения Дмитрия Саламатина главой "Укрспецэкспорта" на ДП "Прогресс" начались "кадровые катаклизмы".
За четыре месяца — начиная с июля по ноябрь 2010 года, на предприятии сменилось 5 (!) руководителей.
До назначения Саламатина ДП "Прогресс" возглавлял ставленник предыдущего руководителя "Укрспецэкспорта" Сергея Бондарчука — Тарас Шийко, который вынужден был покинуть свой пост по собственному желанию сразу после смены руководства "Укрспецэкспорта".
В конце июня, согласно приказу Дмитрия Саламатина, ДП "Прогресс" возглавил Михаил Морозов. Проработав немногим больше месяца, Морозов был уволен, а его место занялАндрей Немирович. Продержавшись чуть больше двадцати дней, Немирович тоже ушел — по собственному желанию и уступил кресло Сергею Проскуркину.
В конце ноября минувшего года дня главой ДП "Прогресс" был назначен Евгений Голубенко. На сегодняшний день он рекордсмен на этой должности. Но поразительная текучка кадров сказалась и на нем: Голубенко был назначен с приставкой "тво" — "тимчасово виконуючий обов'язки".
Дмитрий Саламатин объяснил кадровую политику на "Прогрессе" тем, что "никому не удавалось разобраться, что там вообще происходит".
"Люди не могли работать. Посмотрите: все контракты, которые они вели, — проблемные. По некоторым контрактам деньги были получены еще в 2004-м, а поставок нет до сих пор. Но это еще не все. Любое дочернее предприятие должно согласовывать свою деятельность с головной компанией. Долго время руководство "Прогресса" не давало нам доступа к этой информации. Они скрывали, с кем общаются и с кем ведут переговоры в процессе исполнения контрактов".
Между тем, источники "Украинской правды" утверждают, что сегодня роль первой скрипки на предприятии играет не директор ДП, а его заместитель — Валерия Матюха,назначенная одновременно с директором Евгением Голубенко.
Валерия Матюха — бывший народный депутат фракции Партии регионов. В 2006 году она была зарегистрирована 177-м номером списка ПР и стала самым молодым парламентарием Украины — на тот момент ей едва исполнилось 25 лет (1981 г.р.).
За год работы в Верховной раде Матюха зарегистрировала семь законодательных актов, среди которых — законопроект о назначении судей на административные должности, постановление о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Виктора Шишкина и изменения в закон "О защите животных от жестокого обращения ".
На внеочередных выборах в парламент 2007 года Валерия Матюха была зарегистрирована 402-м номером списка Партии регионов и в парламент не прошла.
Читателям Валерия Матюха может быть известна по двум эпизодам. Первый раз ее фамилия появилась в прессе в 2006 году во время расследования дела об убийстве замначальника УБОП Донецкой области полковника Романа Ерохина. Различные источники утверждали, что народный депутат обеспечивала алиби одному из обвиняемых в убийстве полковника. Официально эта информация не подтверждалась.
Второй раз о Матюхе заговорили в августе минувшего года, когда разгорелся конфликт вокруг помещений компании "Термохолод", расположенных в здании "Укрспецэкспорта" . На тот момент Валерия Матюха занимала должность советника главы "Укрспецэкспорта" Дмитрия Саламатина.
По словам директора "Термохолода" Юрия Киселева, Матюха предложила ему прийти на совещание, где планировалось обсудить спор вокруг помещений. Как утверждает Киселев, дискуссия закончилась тем, что Дмитрий Саламатин ударил его по голове офисным креслом. Позднее Генпрокуратура обещала разобраться с вышеописанным инцидентом, но результаты проверки до сих пор неизвестны.
По сведениям "Украинской правды", Валерия Матюха не имеет опыта работы в сфере торговли вооружениями и военной техникой. Чем было продиктовано ее назначение на должность заместителя ДП "Прогресс", остается непонятным.
Стремительная карьера Матюхи может объясняться ее трудовой биографией. С середины 2005 года она работала юристом в ТОВ "Юридическое агентство "Либера". Примерно тогда же юристом в "Либере" работала нынешняя замглавы администрации президента Елена Лукаш. Собственно говоря, Валерия Матюха не скрывает своей дружбы с Еленой Лукаш и ее сестрой, членом Центризбиркома, Татьяной Лукаш.
Напомним, супруг Елены Лукаш на данный момент возглавляет Службу внешней разведки, в сферу влияния которых находится ДП "Прогресс".
Проваленная сделка
Одним из самых больших успехов ВПК Украины за последние годы считается заключение сделки по поставке вооружений Министерству обороны Ирака. В 2009 году госкомпания "Укрспецэкспорт" объявила о подписании контракта на экспорт более 400 единиц бронетехники на общую сумму 550 миллионов долларов США.
Этот контракт называли сделкой года, а все лавры по подписанию документа отошли к бывшему главе "Укрспецэкспорта" Сергею Бондарчуку.
Между тем, в действительности эти соглашения готовились и подписывались фирмой "Прогресс". В распоряжении редакции оказались копии контрактов, заключенных между "Прогрессом" и министерством обороны Ирака.
Согласно этим документам, украинская сторона обязывалась поставить в Ирак:
"Ладья" — В 2006 ГОДУ НЕ ПРОШЕЛ ИСПЫТАНИЯ
- 420 бронетранспортеров БТР-4Е с боевым модулем "Парус" на сумму 457 миллионов 500 тысяч долларов США.
- шесть военных самолетов АН-32Б на сумму 99 миллионов долларов США
Кроме того, по информации "Украинской правды", был подписан еще один контракт на обслуживание и ремонт авиационной техники на сумму 3 миллиона 600 тысяч долларов США.
Таким образом, общая сумма трех контрактов составляла 560 миллионов 100 тысяч долларов США. Источники "Украинской правды" утверждают, что в эту сумму вошли 13% комиссии посредника.
Здесь следует сделать небольшое уточнение. Участие посредников в сделках по поставкам вооружений — традиционная мировая практика. Как объясняют эксперты рынка, посредники являются одновременно и гарантами завершения сделок и перевалочными пунктами для "откатов" руководителям предприятий и ведомств, участвующих в сделке. По сути, это полулегальная схема коррупции в сфере торговли вооружениями и военной техникой.
Как правило, посредников называет покупающая сторона. Суть операции заключается в следующем. Допустим, страна Х желает заключить контракт на поставку вооружений в страну Y. В ходе переговоров между ведомствами двух стран (например, "Укрспецэкспортом" и Минобороны Ирака), покупающая сторона в качестве условия заключения сделки просит перечислить процент от суммы контракта и указывает на конкретного посредника Z, через которого должен вернуться "откат". Как правило, посредник Z — это либо оффшорная компания, либо учреждена оффшорными компаниям.
Дальше при подготовке сделки страна-продавец Х заключает с посредником Z отдельный контракт на оказание каких-либо услуг. К примеру, в Украине наиболее распространенным является заключение договоров на оказание услуг по "маркетинговому исследованию рынка". Стоимость таких услуг равняется проценту, который вернется покупателю ("откат" покупателя).
"Укрспецэкспорт": война с посредником
Теперь вернемся к сделке между ДП "Прогресс" и Минобороны Ирака. Посредником в этой сделке выступила некая американская компания. "Украинской правде" удалось узнать ее название, однако во избежание судебных исков мы не считаем целесообразным указывать ее напрямую.
Достаточно ограничиться лишь тем, что у компании нет ни официального сайта, она не упоминается ни в одном перечне предприятий, традиционно торгующих оружием. Номера телефонов и электронная почта, которые выдают поисковые сервера "Украинской правде", на данный момент не обслуживаются. Но что самое интересное, интересы американской компании представляет гражданин Украины.
Согласно контрактам, этой компании должно было отойти 13% от суммы перечислений за поставку техники в Ирак. В том числе и от суммы авансовых платежей.
По информации "Украинской правды", в конце лета 2009 года Министерство обороны Ирака, согласно подписанным контрактам, перечислила на счета ДП "Прогресс" аванс в размере 112 миллионов 20 тысяч долларов США (20% от суммы сделки). Около 14 миллионов из этой суммы должен был получить посредник.
Однако после назначения Дмитрия Саламатина главой "Укрспецэкспорта" эта схема была пересмотрена.
По информации "Украинской правды", в июле минувшего года по поручению Дмитрия Саламатина, посредника поставили в известность, что украинская сторона не намерена выплачивать 13% от дальнейших перечислений со стороны Минобороны Ирака. Во время личной встречи с представителем посредника Саламатин заявил, что существующие договоренности не могут быть выполнены, поскольку были достигнуты с бывшим главой "Укрспецэкспорта" Сергеем Бондарчуком.
По сведениям редакции, на этой же встрече Дмитрию Саламатину было заявлено, что в случае разрыва отношений с посредником, контракты выполнены не будут. По всей видимости, глава "Укрспецэкспорта" не поверил в такой сценарий развития ситуации.
В беседе с "Украинской правдой" господин Саламатин сообщил, что не считает отстранение посредников угрозой для выполнения контрактов: "Нам инкриминируют, что мы отстранили посредников и поставили под угрозу выполнение контрактов. О чем это? Мы ведь отвечаем за результат! В то же время, мы понимаем, что отодвинули от "корыта" многих опытных, но корыстных людей, которые годами работали на этом рынке и использовали свой потенциал не только и не столько в интересах государства… И, очевидно, у нас теперь достаточно недоброжелателей".
Между тем в ноябре переговоры с иракской стороной все еще не предвещали ничего плохого. В первой декаде ноября, согласно условиям сделки, началось обучение персонала Минобороны Ирака по программе обслуживания АН-32Б. А накануне в Украине побывала инспекция Минобороны Ирака и осмотром техники осталась довольна.
Первый тревожный сигнал прозвучал спустя месяц. 19 декабря в Украину прибыла большая делегация чиновников Минобороны Ирака и военных специалистов, чтобы подписать акты о принятии 11 БТРов и двух самолетов АН-32Б. 5 января в Багдаде должен был состояться парад в честь дня независимости Ирака, на котором планировалось показать новую военную технику, в т.ч. украинские БТРы.
Вся техника, предназначавшаяся для экспорта, была готова к осмотру. Но тут случилось непредвиденное. Во время осмотра военной техники чиновники Минобороны Ирака проявили неожиданно острый интерес к срокам сборки и тактико-техническим характеристикам продукции.
20.01.2011