автор: Евгения Даниленко, Сергей Высоцкий
13 января 2011
В распоряжение Фокуса оказались документы, свидетельствующие о том, что государственный бизнес на экспорте оружия концентрируется в одних руках — руках регионала, депутата-совместителя Дмитрия Саламатина, руководителя новой структуры — Укроборонпрома.
В конце декабря традиционная предпраздничная суматоха сопровождалась валом политических новостей. Касались они, как правило, политических итогов года, арестов и допросов оппозиционных политиков. Но одно событие все же не получило должного внимания и обсуждения — Кабмин своим распоряжением организовал государственный концерн Укроборонпром, который должен поглотить семь государственных предприятий, которые занимаются сейчас торговлей украинским оружием на мировых рынках. Главой концерна стал экс-глава Укрспецэкспорта Дмитрий Саламатин. (5 января 2011 года президент Виктор Янукович назначил исполняющим обязанности главы Укрспецэкспорта Дмитрия Перегудова).
Укроборонэкспорт — калька с Рособоронэкспорта — в течении двух месяцев, по данным источников, близких к оружейному бизнесу включит в себя : Харьковское КБ им. Малышева, Киевский и Львовский бронетанкоремонтные заводы, ДАХГ Артем, КБ Луч, которое изготавливает головки самонаведения для ракет и прочее высокоточное оружие, Научно-производственный комплекс Прогресс.
Политика компании
Создание новой монопольной структуры специально под депутата-совместителя Саламатина, который стал широко известен во время драки в Верховной Раде, стало лишь видимой частью передела рынка вооружений, который проходил в Украине последние три месяца. Непубличная часть этого передела состоит в конфликте интересов, который возник между Укрспецэкспортом и его дочерними структурами. Речь идет о приказах, которыми дочерние компании Укрспецэкспорта, их руководство (и покровители), фактически устраняются с ключевых для Украины оружейных рынков (копии см. ниже в формате pdf)
Дело в том, что за последние пятнадцать лет в Украине сформировалась достаточно специфическая структура оружейного экспорта. Единственной компанией, которая могла быть игроком на межгосударственном рынке вооружений де-юре считалась государственная компания Укрспецэкспорт. Однако де-факто на рынке вооружений сочеталось такое количество клановых интересов в политикуме и спецслужбах (начиная от группировки Деркачей и заканчивая группами Кучмы, Радченко, Смешко), что сбалансировать их в рамках единой структуры просто не представлялось возможным. Именно поэтому торговлей украинским вооружением помимо Укрспецэкспорта занимался ряд дочерних компаний. Укрспецэкспорт делил с "дочками" некоторые рынки и выполнял роль администратора и регулятора неофициальных прибылей и налоговых поступлений. Эту старую традицию времен Кучмы не стала разрушать и "демократическая" оранжевая власть — глава Укрспецэкспорта времен Ющенко, Сергей Бондарчук, по отзывам коллег, активно не вмешивался в расстановку сил и структуру дочерних компаний, следя только за тем, чтобы в сделках всегда учитывался интерес его политических покровителей.
Специфика рынка
До осени 2010 года на оружейном рынке работали шесть дочерних структур Укрспецэкспорта — Спецтехноэкспорт, Укроборонсервис, Прогресс, Промоборонэкспорт, Таско-Экспорт и Укринмаш. Эти компании работали достаточно давно, менялись только их политические крыши. Например, Укринмаш всегда считалался вотчиной Минобороны, поскольку торговал запасами еще советского складского оружия. Спецтехноэкспорт считался компанией близкой к Юрию Терещенко — опытному участнику рынка вооружений, который сейчас входит в орбиту Анатолия Кинаха (По слухам, Кинах уступил Саламатину в конкуренции за пост главы Укроборонсервиса). Позже директор Спецтехноэкспорта Игорь Гладуш якобы с Терещенко рассорился, и начал ориентироваться непосредственно на Сергея Бондарчука.
Укроборонсервис: изначально компания была близка к Минобороны, сейчас находится под контролем непосредственно Саламатина. Тем не менее, главу компании Дмитрия Пляцука собеседники Фокуса назвали близким к бывшему силовому вице-премьеру Владимиру Сивковичу. Прогресс — исконно была относительно независимой структурой. Ликвидированный Промоборонэкспорт, созданный в свое время покойным Виктором Забарой, считался полностью подконтрольным Укрспецэкспорту. Что касается Таско-экспорта, то компанию считают близкой также к экс-вице-премьеру Владимиру Сивковичу. На рынке вооружений она появилась как раз в период второго премьерства Виктора Януковича.
Подобную структуру рынка можно было бы называть теневой и коррупционной. Но это однобокая оценка. Нельзя не учитывать, что оружейный рынок, пожалуй, самый специфический из всех легальных рынков. Он узок, контролируем спецслужбами и политическим руководством, на нем переплетены частные и государственные интересы и сопутствующие этому условности. Помимо выгоды реальным бенефициарам дочерних компаний подобный способ экспорта выводил Украину на первые места в мировых рейтингах стран-экспортеров вооружений. Наличие разветвленной сети компаний позволяло Украине одновременно торговать продукцией ВПК со странами , находящимися в состоянии военно-политического противостояния — с Индией и с Пакистаном, с Израилем и арабским миром, с Аргентиной и Перу. Кроме того, каждая компания отвечала за свой сектор глобального рынка, что позволяло ей наладить долговременные, выстроенные на взаимном доверии связи с посредниками и брокерами. А это очень важно в условиях тех же ближневосточных и дальневосточных контрактов — решать вопросы в этих странах без, так сказать, неофициальных бонусов невозможно. И без полного доверия сторон в этой неофициальной части также не обойтись.
Ломка
Как бы там ни было, именно новая власть в своем стремлении к монополизации всего и вся решила разрушить старую систему взаимоотношений на рынке вооружений. Попытки концентрации полномочий Укрспецэкспортом начались с показательной порки — ликвидации 29 сентября ДП Промоборонэкспорт. После этого последовала смена руководства в компаниях Прогресс и Укроборонсервис.
А 22 ноября Укрспецэкспорт попытался забрать у Прогресса (по слухам, компания в скором времени будет ликвидирована) и Укроборонсервиса серьезные контракты (см. ниже). Причем у Прогресса отобрали крупнейшие пакистанский и иракский контракты. Иракцы готовы отказаться от закупки украинских самолетов Ан-32 на сумму в 99 миллиона долларов. Сейчас, по данным источников Фокуса в Укрспецэкспорте, серьезно осложнилось и выполнение контракта на поставку Ираку 420 БТР на сумму в 460 миллионов долларов.
Причина осложнений проста — успешная попытка украинской стороны, в том числе руководства Укрспецэкспорта, вытеснить из сделки посредника, имеющего прочные контакты с иракскими властями. По неофициальным данным, Ирак уже предъявил санкции Украине за невыполнение условий контракта по поставкам шести Ан-32Б, ссылаясь на формальный повод — некоторые комплектующие произведены до 2009 года. Повод надуман, поскольку самолеты новые, все это понимают, а необходимые к ним детали сняты с производства — просто со времен СССР лежат в масле на складах. Собеседники Фокуса полагают, что таким образом иракская сторона "отомстила" за исключение из схемы своего посредника, который обеспечивал интересы покупателя. Изначально Багдад переадресовывал Украине деньги, полученные от США в рамках программы по поствоенному обустройству Ирака. Вся сделка по самолетам и БТР проходила под патронатом Америки, в качестве политической платы Украине за отказ от участия в постройке Бушерской АЭС в Иране и участие украинского военного контингента в умиротворении Ирака после свержения Саддама. Но на завершающем этапе учет интересов иракского руководства не менее важен, чем позиция Вашингтона.
Что касается Пакистана, то контракты продолжаются, но уже под непосредственным контролем Укрспецэкспорта. Пакистанцы, по слухам, недовольны квалификацией украинских переговорщиков. Хотя для объективности надо сказать, что отношения между Пакистаном и украинскими оружейниками начали портиться раньше, еще при старой власти.
Последствия
Подобное поведение украинской стороны вольно или невольно играет на руку России (Дмитрий Саламатин, кстати, является зятем экс-заместителя председателя правительства России Олега Сосковца). В среде бизнесменов, связанных с рынком вооружений, бытует мнение о том, что политика Укрспецэкспорта и Укроборонпрома может играть на руку россиянам, заинтересованным в пакистанском и иракском рынках. По Пакистану ситуация следующая: единственная страна, которая может заменить Украину в контрактах по поставкам гаубиц, боеприпасов, комплектующих для танков — Россия. Но работать напрямую Пакистан и Россия не могут — Кремль ориентируется на более емкий индийский рынок, а Пакистан, как давний враг Индии не может закупать оружие у России. А вот вооружение российского производства у Украины — вполне. В этой схеме, возможность которой сейчас широко обсуждается в оружейных кругах, Украине отведена роль посредника, эдакого оружейного РосУкрЭнерго. Представлено все это может быть в качестве межгосударственного военно-технического сотрудничества на внешних рынках. Но в итоге Украина может лишиться самостоятельных позиций на ключевых рынках вооружений.
Фокусу удалось дозвониться Дмитрию Саламатину, руководителю концерна Укроборонпром и до недавних пор — шефа Укрспецэкспорта. Г-н Саламатин отказался официально комментировать реорганизации на оружейном рынке, сославшись на порядок работы журналистов с пресс-службой. Добавив, впрочем, что срыв контрактов и монополизация оружейного рынка — "сплетни и чушь".
"По контрактам "Укрспецэкспорта" мы не можем давать никаких комментариев в виду закрытости самой темы, — сказал Саламатин. — Но если говорить о ликвидации ряда компаний на рынке, я так скажу: мы действуем в рамках админреформы. Ну давайте создадим на каждую страну по компании и будем торговать. То, что сейчас, — это просто абсурд: огромное количество спецэкспортеров, и каждый имеет право выходить на внешние рынки, создает конкуренцию и в итоге наносит ущерб и себе, и государству. Это нормально?
Фокус: По нашей информации, срывается иракский контракт по самолетам АН-32 на 99 миллионов. Это правда?
Саламатин: Нет, не слушайте вы эти сплетни и чушь. Как такое может быть, чтобы они отказались от самолетов? Все в силе, все работает!
Фокус: Источники утверждают, что многое делается в угоду России, поговаривают даже, что вы регулярно ездите с командировками в Москву. Правда?
Саламатин: Что говорят, раз в неделю езжу? А может чаще, вы не слыхали? Извините, я такие глупости комментировать не могу.
(Фокус направил журналистский запрос в пресс-службу Укрспецэкспорта с просьбой прокомментировать факты, изложенные в статье. Сотрудники пресс-службы обещали прислать ответ в ближайшее время.)
Комментарий эксперта
Сергей Згурец, эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения
О переформатировании рынка:
На рынке идет два совершенно разных процесса — создание новой структуры под названием концерн Укроборонэкспорт и создание монополии путем ликвидации ряда дочерних предприятий "Укрспецэкспорта".
Начнем с первого. Это, в целом, верное решение: из одного места контролировать все оборонные предприятия. Сейчас они разбросаны и подчинены совершенно разным министерствам. Поэтому создание концерна — попытка сделать эдакое единое министерство оборонно-промышленного комплекса.
Совсем другая история — построение вертикали под крышей Укрспецэкспорта путем ликвидации ряда дочерних компаний, занимающихся торговлей на внешние рынки. Ликвидация одних компаний, назначения новых директоров в других — это сюжет, которые поможет руководству Укрспецэкспорта стать монополистом на оружейном рынке.
Не берусь критиковать такие планы, нужно смотреть на результаты. Но логично, что когда горлышко, через которое проходят контракты сужается, могут возникнуть проблемы. Прежняя схема позволяла одновременно торговать с Индией и Пакистаном, Израилем и арабскими странами. Сможет ли монополист балансировать между многими враждующими странами, сохранив контракты, — неизвестно. Надеюсь лишь, что несколько дочерних компаний для маневра останутся.
Об иракском контракте по БТРам:
Украинские оборонка не базируется на одном контракте с Ираком. Уверен, что его Украина выполнит — рано или поздно, но выполнит. Контракт такая штука — готовится года четыре, и выполняется три-четыре года. Если контракт подписан, его обязана выполнить страна, с которой он заключен. Думаю, о том, чтобы он ушел к конкурентам, России к примеру, речь не идет.
Копии документов в формате PDF
Реорганизация компаний, торгующих украинским оружием(pdf, 511 Kb)