автор: Антон Гусаров
20 сентября 2010
Древний город Глухов, где в 1708 году российский царь Петр І заочно казнил украинского гетмана Мазепу, стал главной сценой пиар-акции, устроенной за народные деньги Украины и России, при участии Януковича и Медведева. Повод, как для украинского обывателя, довольно сомнительный — 100-летие автопробега Санкт-Петербург — Москва — Киев под патронатом последнего российского самодержца Николая ІІ. Идея проехать на авто из Санкт-Петербурга в Киев так понравилась императору, что он решил поддержать ее, выделив от августейших персон и себя лично призы.
За сто лет уже другие "августейшие" лица как главные гонщики ударили этим автопробегом по укреплению украинско-российской дружбы: снялись с тормоза, поддали газу на старушках "Победах", поговорили за "баранкой" о флоте, газе, мирном атоме, космосе, авиации, границах и договорились подписать новые соглашения о стратегических приоритетах.
В полдень в пятницу Виктор Янукович и Дмитрий Медведев помпезно выехали из российского пограничного поселка Хомутовка Брянской области и через 50 км. не менее символично-пафосно заехали на центральную площадь уже украинского райцентра.
Сумщина встретила двух президентов хорошими дорогами — по крайней мере на маршруте движения высоких автогонщиков их отстроили почти идеально, — а также тысячами глуховцев, подавляющее большинство из которых составляли школьная молодежь, дети. Наверное, пришлось отменить некоторые уроки в учебных заведениях, чтобы школьники уже часа за 3-4 до заезда автоколонны могли выстроиться под руководством взрослых вдоль нескольких километров на городских улицах. Все держали украинские и российские флажки, некоторые — плакаты по-русски: "Украина и Россия всегда вместе!"
"Янукович! Янукович!", — выкрикивала детвора, репетируя будущую встречу высоких гостей на главной площади Глухова, где стоит Ленин в кепке.
Между тем над городом кружили вертолеты с красными звездами и трехцветными лентами на бортах. Это прибывали члены официальных делегаций и сопровождающие лица, которым не хватило места в колонне автопробега рядом с Самими. В небе Сумщины кружили военные истребители — наверное, прикрывали участников автопробега с воздуха, чтобы, случайно никто, не испортил президентские развлечения...
Президенты — давние автолюбители, — как они признаются, выбрали для автопробега легендарную советскую "Победу" (ГАЗ-М-20). В целом в период с 1946 по 1958 годы таких авто было выпущено 235999, включая 14222 кабриолетов.
За рулем одного из этих кабриолетов "шоколадного" цвета первым в Глухов приехал Янукович. За ним — Медведев на многократно засвеченной в подмосковной резиденции "Горки" своей любимой белой "Победе". Кроме ретроавтомобилей, участниками автопробега стали еще с десяток современных авто сопровождения с охраной. Также в невольные участники столетней инициативы царя Николая можно записать сотни или тысячи рядовых автомобилистов, которым не повезло оказаться заблокированными на дорогах Сумщины многочисленными постами ГАИ в интересах обеспечения символического проезда президентских "Побед".
Янукович и Медведев вышли из своих авто, но забыли при этом выключить левые повороты, которые долго мигали, будто насмешливо подмигивая местному населению. Сначала президенты были в рубашках без галстуков, но помощники мгновенно сработали, и оба вышли к народу уже в стильных коротких куртках из тонкой кожи черного цвета. Как будто клубные денди...
В пограничном украинском местечке Глухове люди организовано приветствовали Януковича и Медведева. Звучали лозунги "вечной дружбы", поддержки нового курса внутренней и внешней политики двух лидеров, проводились символические исторические параллели.
- Я хочу сказать, — заявил Янукович, — что, конечно, дороги нельзя ремонтировать лишь к приездам президентов. В первую очередь необходимо, чтобы они всегда были такими, как вы их видели сегодня. Мы с самого начала с Дмитрием Анатолиевичем договорились, что не будем говорить о плохом, а лучше сделаем (так и сказал. — Авт.). Потому мы и приехали в Глухов, чтобы показать, что у нас очень серьезные намерения, которые мы будем осуществлять в нашей внутренней и внешней политике.
А дороги "должны быть, и будут", почему-то прибавил он.
- Уверен в этом, потому что мы думаем делать успешную экономику. И будем взаимно дополнять друг друга, помогать, и от этого будет лишь лучшая экономика и богаче наш народ, и сильнее наше государство.
Янукович также коснулся тем пограничного сотрудничества, необходимости упростить порядок пересечения границы для граждан, чтобы эти границы "способствовали лишь порядку".
Медведев, в свою очередь, пиарился такими словами:
- Я в первую очередь хотел бы поблагодарить всех, кто собрался здесь. Огромное вам спасибо за встречу! (толпа загудела. — Авт.). Это — реально символ нашей дружбы! И в действительности — такие эмоции, такие чувства. Их не подделаешь, их не приготовишь на репетиции.
Медведев театрально делал паузы, ожидая аплодисментов, но их не было — судя по всему, школьникам не провели соответствующий инструктаж.
Янукович заявил, что является "давним автомобилистом" (вспомнился Виктор Андреевич — тоже автомобилист), и что это Медведев "заразил" его машиной марки "Победа", которую любил еще, кажется, Сталин. И, как кажется, российский лидер сделал это неслучайно, втягивая украинский коллегу в орбиту своих сателлитов в канун президентских выборов. В этих организованных пиар-акциях действующий российский гарант Медведев уступает премьеру Путину, который после вынужденного конституционного перерыва также планирует в 2012-ом переизбраться на третью президентскую каденцию. Поэтому можно допустить, что для Януковича этот автопробег — лишь одна из эпизодических ролей, которые ему придется еще многократно играть в российских гонках.
18.09.2010