автор: Александр Панченко
02 августа 2010
Министр топлива и энергетики рассказал, сколько на самом деле стоит украинский газ, почему Украина проиграла иск "РосУкрЭнерго", и будем ли мы выполнять решение Стокгольмского суда.
- Оппозиция упрекает правительство в том, что оно обирает народ, повышая тарифы на газ украинской добычи, который идет на нужды населения и якобы стоит копейки. Какова на самом деле себестоимость отечественного газа?
- Очень усредненно она соответствует себестоимости российского газа. Это около 50 долларов за 1000 куб. м, в зависимости от того, где добываетс
Источникя газ на суше или на море (до подорожания газ населению продавался по 72,5 доллара за 1000 куб. м, а с 1 августа — по 109 долларов. — Авт.). Но это без учета капиталовложений, затрат на геологоразведку и строительство новых скважин. Чтобы добыча нашего газа не падала, а наоборот, росла, "Нефтегазу" сейчас необходимо на эти цели очень много вкладывать денег. Дополнительные средства, взятые у населения путем роста тарифов, будут использованы исключительно на это. Иначе скоро мы получим снижение добычи, будем вынуждены покупать еще больше газа в России и снова повышать цену для народа.
- И в перспективе, если нашего газа в балансе страны станет больше, а российского меньше, население может рассчитывать на снижение тарифов на "коммуналку"?
- Да, несомненно, если мы уменьшим закупку импортного газа. Или как минимум они не будут повышаться.
- Подорожание газа с 1 августа на 50% — это окончательное решение?
- Мы сейчас выходим по ценам на российский уровень, получаем тарифы, которые действуют в России (у нас пока в среднем 580 грн. за 1000 куб. м, у них — 870, причем их правительство собирается поднять цену газа для населения до 1600 грн.). Но Кабмин предусмотрел четкий и простой механизм компенсации этого повышения тем людям, кто не может платить, об этом много сказано. Напомню: для трудоспособных расходы на жилкомуслуги не должны превышать 15% доходов, для пенсионеров — 10%.
- Какой будет цена российского газа для Украины в 2010 и 2011 годах?
- Существенных изменений по цене для промышленности не предвидится, потому что не ожидаем резких колебаний по нефти, к которой привязывается цена газа. На июль она осталась неизменной ($234 за 1000 куб. м). Возможны изменения в 3-4% в ту или другую сторону.
- Расскажите о модернизации газотранспортной системы Украины: сроки, сколько надо вложить денег, что получим на выходе.
- Есть технический план реконструкции, наша делегация работает по нему с Евросоюзом для получения под эти работы льготных кредитов. За три года надо заменить трубопроводов на сумму примерно 300 млн долларов (около 1000 км. — Авт.) и еще 800 млн долларов пойдет на замену 60 газоперекачивающих агрегатов и связанной с ними структуры. Это позволит экономить примерно миллиард кубов газа в этом году и еще 500 млн. в следующем. В итоге используем для перекачки газа в Европу не 4, а 3 млрд кубов газа, который мы покупаем у России (в деньгах получается экономия порядка 230 млн долларов ежегодно при нынешних ценах на газ модернизация окупится за 4 с небольшим года. — Авт.).
- В каком состоянии переговоры по консорциуму для эксплуатации ГТС?
- Переговоры идут, мы хотим получить гарантии со стороны "Газпрома", что будут достаточные объемы транзита (не менее 100 млрд куб. м газа в год. — Авт.). Условия, которые мы предлагаем, позволяют надеяться, что о консорциуме договоримся, но оглашать их рано.
- Чем грозят Украине строящиеся вокруг нее обводные газопроводы: "Северный поток", "Южный поток" и "Набукко"?
- Это болевая точка для нас, переговоры с Россией направлены на то, чтобы мы не остались в стороне от транспортных потоков российского газа. Предыдущее правительство спокойно смотрело на все эти обходные маневры "Газпрома", а мы сейчас вынуждены пожинать плоды и решать эти проблемы. Будем действовать быстро, по всем направлениям.
- И все же — сможем убедить россиян остановить строительство хотя бы "Южного потока" и перекачивать газ через нашу уже существующую систему?
- Предстоят непростые переговоры, поскольку процесс там за 5 лет, пока Россия занималась "Южным потоком", зашел очень далеко. Там уже идет согласование проектов. А "Северный поток" вышел на территорию Германии с моря, его не остановить. Но он нам и не конкурент, если "Газпром" будет осваивать Штокмановское месторождение. Если нет, это напрямую затрагивает (уменьшает) объемы, перекачиваемые через Украину. Что касается "Набукко", то он для нас не опасен, потому что через "Набукко" идет газ из Азербайджана (в Турцию) и из Туркмении (в Китай). Для нас основная проблема — "Южный поток".
- Каковы перспективы освоения месторождений на черноморском и азовском шельфах?
- Необходимо вложить 7 млрд гривен в течение пяти лет, чтобы мы могли получить годовую добычу не 1,2 млрд кубов, а 3 млрд. Этот газ пойдет на украинские нужды: обеспечение Крыма, Херсонской области.
- Какова сейчас ситуация с решением Стокгольмского суда о возврате Украиной 11 млрд куб. м газа компании "РосУкрЭнерго"? Экс-премьер Тимошенко утверждает, что представители "Нефтегаза" отказались от исковых требований и проиграли суд, хотя могли выиграть.
- Это не мы, а они (Тимошенко. — Авт.) отказались. Когда "Нефтегаз" получил письмо из "Газпрома" с просьбой не впутывать их в это дело, представители Кабмина Тимошенко тут же поменяли свою позицию, что привело в итоге к проигрышу в суде. Они обвиняют сами себя. Думаю, надо обнародовать всю эту переписку "Нефтегаза" и "Газпрома", тогда все вопросы отпадут. Мы уже потом получили такое тяжелое наследство, когда из двух зол пришлось выбирать меньшее: отдавать деньгами, как требовал РУЭ, или газом. Но мы никуда не торопимся. Пока изучаем решение суда, идут переговоры с "Газпромом, чтобы эта ситуация была урегулирована без нарушения газового баланса страны. Это ключевой момент. Никто не собирается передавать 11 млрд куб м газа и оставлять население грядущей зимой без тепла.
- А если передавать по частям по 1-2 млрд кубов в год, за сколько лет Украина рассчитается?
- Пока нет такого решения — передавать газ какими-то частями. Изучаем решение суда, правительство не собирается что-то просто так отдавать.
- Возможно ли, что Украина не признает это решение и откажется его выполнять?
- Это должны сказать юристы. Я могу ответить одно: у нас нет возможности отдавать в таких объемах ресурсы, которые кстати неизвестно куда исчезли. Это должны расследовать правоохранительные органы. По моему ни один человек в Украине не почувствовал, что эти 11 миллиардов кубов были. Это реальная проблема, которую мы получили в наследство и нам надо ее решать, но не любой ценой.
ДВАЖДЫ МИНИСТР
Имя: Юрий Бойко
Родился: 9.10.58 года в Горловке Донецкой области
По образованию инженер, химик-технолог (Московский химико-технологический институт им. Менделееева) и инженер-экономист (Восточноукраинский университет). Прошел путь от мастера до гендиректора Лисичанского НПЗ и предправления Кременчугского НПЗ. в 2003-2005 годах возглавлял НАК "Нефтегаз Украины". В 2006-2007 годах был министром топлива и энергетики Украины. В 2007-м — нардеп от Партии Регионов. Вернулся в кресло министра ТЭК после победы Виктора Януковича на выборах президента. Женат, имеет шестерых детей.