КОМПРОМАТ.UA
(http://compromat.ua/ru/16/44345/index.html)


После демаркации Украина может потерять часть морской территории

  delo.ua

После демаркации Украина может потерять часть морской территории

Договоренность о демаркации сухопутного кордона с Россией заставит Украину уступить в споре о морской границе.

  автор: Федор Орищук  
18 мая 2010

Вчера министры иностранных дел Украины и России Константин Грищенко и Сергей Лавров подписали соглашение о демаркации (установлении границы на местности) украинско-российского сухопутного кордона. Это главный документ, подписанный во время визита в Киев президента России Дмитрия Медведева. Благодаря политическому решению, которое страны не могли согласовать свыше десяти лет, начнется последний этап формализации межгосударственной границы на сухопутном участке — установление пограничных знаков.

Вместе с тем заключенная договоренность будет иметь еще одно серьезное последствие: Украина, вероятнее всего, откажется от своего требования — сохранить водную границу в Азовском море и Керченском проливе по линии административного деления между союзными республиками во времена СССР. Уверенность в этом высказала эксперт по вопросам международной безопасности Галина Яворская.

По ее словам, вопросы демаркации сухопутной границы (установления границы на местности) и делимитации водного кордона (установления границы на карте) две страны всегда рассматривали неразрывно. “Если есть соглашение о демаркации сухопутной границы, значит, есть договоренность и по делимитации водной границы, — говорит эксперт. — А эта договоренность возможна только в одном случае — если Украина откажется от своего главного козыря на переговорах: сохранения границы по линии административного деления между республиками в Советском Союзе”.

Яворская подытожила: если Россия согласилась на демаркацию, это означает, что Украина согласилась на российский вариант прохождения границы в Азовском море и Керченском проливе, который сместит рубежи на запад — ближе к Украине.

О том, что стороны нашли компромисс по вопросу делимитации водных границ, вчера косвенно дал понять президент Виктор Янукович. “Рассчитываю, что в ближайшее время мы выйдем на принятие конкретных решений и по вопросу делимитации смежных морских пространств Украины и России”, — сказал он вчера, открывая третье заседание украинско-российской межгосударственной комиссии. По словам Януковича, Министерство иностранных дел Украины уже ведет работу в этом направлении. В свою очередь, замглавы парламентского комитета по иностранным делам Тарас Чорновил высказал тревогу относительно ситуации с подписанием договора о делимитации границы в Азовском море и Керченском проливе. “У нас остается неоконченной делимитация Азовского моря и Керченского пролива. Там появились очень и очень плохие намеки со стороны России, которая не хочет признавать межреспубликанские административные границы времен Союза, по которым пролегла граница”, — отметил он.

Модифицированное море

Экс-министр иностранных дел Владимир Огрызко подтвердил, что проведение водной границы в Азовском море и Керченском проливе на основе административного деления между РСФСР и УССР было ключевым требованием Украины на всех раундах переговоров двух государств. В таком случае приблизительно 2/3 акватории Азовского моря находилось бы под юрисдикцией Украины, как и судоходный Керчь-Еникальский канал Керченского пролива, открывающий путь к Азову. Взамен Киев был готов идти на ряд уступок по вопросам судоходства (бесплатное прохождение российских судов через канал), экологической безопасности, использования пролива оборонными ведомствами и так далее. Однако Россия полностью отвергает такой принцип деления. “Российская Федерация не может согласиться с тем, чтобы Украина контролировала канал”, — констатирует Огрызко.

По словам эксперта Галины Яворской, российская сторона настаивает, что законодательство СССР не предусматривало разграничения внутренних вод и, соответственно, административная граница по воде не проходила. Отсюда предложение Кремля: провести границу по так называемой модифицированной срединной линии. Эта линия базируется на основе равного удаления от берегов двух стран, но при этом учитывает острова, геологические структуры и прочее. Для Украины это означает существенное смещение водной границы с Россией на запад от линии административного деления между бывшими союзными республиками. При этом водораздел Азовского моря и Керченского пролива сместится как по воде, так и по дну — это означает, что в пользу Москвы изменится доступ стран к залежам нефти и газа.

Стоит отметить, что по такому же принципу ранее была проведена делимитация границы между Россией и Казахстаном в Каспийском море. Как сказано в аналитической статье российского Института государства и права, этот принцип позволил существенно увеличить ресурсный потенциал российской зоны недропользования, “поскольку дает право ссылаться на особые обстоятельства, а также приводить аргументы и доводы, обосновывающие принадлежность одной из сторон дна водоема, его отдельных районов, открытых или разрабатываемых месторождений, выходящих за срединную линию”.

Азовское море — ворота в Европу

Украина ранее занимала жесткую позицию и отказывалась на переговорах от самой возможности модифицировать срединную линию. Однако после подписания соглашения о демаркации сухопутной границы, по мнению Яворской, такой ход событий становится одним из наиболее вероятных.

По словам еще одного представителя парламентского комитета по иностранным делам Андрея Парубия, без демаркации и делимитации Украине не стоит надеяться на введение безвизового режима с Евросоюзом, о котором ранее заявляли президент Виктор Янукович и Министерство иностранных дел.

В настоящее время Керчь-Еникальский канал находится на балансе Керченского морского торгового порта. Лоцманскую проводку судов осуществляет госпредприятие “Дельта-Лоцман”. Общий доход от использования иностранными кораблями канала составляет $80-100 млн.

источник: delo.ua

© Информационный проект "Компромат.UA", 2007-2009. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на "Компромат.UA" обязательна.
Created by: © "Компания дизайн и интернет решений AB Design",
Powered by: © "Admin CMS", 2007-2009.