В столице 90% фирм работают нелегально. Их клиенты беззащитны
11 мая 2010 | 09:36
В столице произошел небывалый инцидент — водитель такси избил своего пассажира, причем женщину! Как рассказал нам муж пострадавшей Игорь, она ехала с круглосуточного дежурства в половине шестого утра с Нивок в село Горенку. "Вызвала такси, которое и обычно вызывает, километраж и стоимость поездки известны, поскольку ездит она так очень часто. Когда приехали, жена дала ему 100 гривен, хотя такая поездка обычно стоит 90, а он назвал 120! Мотивировал это тем, что проехал больше километров, чем обычно. Жена отказалась платить больше. Он ее обозвал, а потом забрызгал из газового баллончика и начал избивать!". По словам Игоря, таксист бил ее даже головой об забор, а потом сел в машину и уехал. Они хотели обратиться в милицию, но так этого и не сделали — мол, знакомые сказали, что таксиста все равно не накажут: время уже прошло, поди докажи, что ты ехал именно в этой машине. Связаться с водителем такси Андреем нам не удалось, но Богдан Аганин, независимый эксперт по перевозкам, который пытался расследовать это дело, сказал, что у водителя иная версия. "Он говорит, что женщина первой начала драку и даже попыталась разбить машину". В администрации такси факт случившегося отрицают. "Таких случаев у нас никогда не было", — сказала нам администратор Ольга Михайловна.
В профсоюзе таксистов подсчитали: 80% всех конфликтов с пассажирами происходит из-за того, что водитель вдруг меняет тариф. Но пассажир в этой ситуации беззащитен. "У нас 90% такси — нелегалы, то есть без лицензии на деятельность. Они не выдают чек, не страхуют пассажира, тариф вы слышите только по телефону. Даже если вы захотите что-то доказать, то не сможете. Защита прав потребителя не возьмет в рассмотрение дело, если нет чека. А если возникает конфликт, как в случае с женщиной, то правоохранители могут возбудить дело только по факту бытового конфликта, а фирмы это не коснется", — рассказал нам Анатолий Глазюк, координатор инициативной группы Всеукраинской ассоциации самозанятых перевозчиков на такси. Почему нелегалов так много, понятно: чтобы оборудовать одну машину по всем правилам, необходимо 3 тысячи гривен. Плюс ежемесячные налоги. "Мы работаем легально, по лицензии, но и цены вынуждены держать выше, нежели у остальных. Наше такси дороже на 15-50%, в зависимости от марки авто", — говорит директор "Элит-такси" Александр Круликовский. По его словам, вместе с ассоциацией они неоднократно выступали за то, чтобы для нелегалов ввели огромные штрафы, но решение не было принято. К Евро-2012 была идея создать единую муниципальную службу такси, как в советские времена, где бы были одинаковые машины, водители в униформе, таксометры, но с кадровыми перестановками в мэрии она заглохла. Правда, по словам главы комиссии по культуре и туризму Киеврады Александра Бригинца, в ближайшее время депутаты столицы займутся этим вопросом: "На рынке такси надо навести порядок, будем обсуждать это с ассоциациями".
Определить, в легальном ли такси вы едете, просто. В них установлен прибор, который показывает тариф. На видном месте должна лежать лицензия, где написано, кто владелец автомобиля. Кроме того, водитель обязан выдать вам чек или квитанцию, где помимо тарифа указаны расстояние и время простоя.