11 марта 2010 | 13:53
Ющенко примет участие в юбилейном автопробеге "Запорожцев".
Третий Президент Украины Виктор ЮЩЕНКО примет участие в праздновании 50-летнего юбилея выпуска первого украинского автомобиля "ЗАЗ-965", которое состоится в июле этого года.
Об этом В.ЮЩЕНКО вчера сообщил во Львове во время встречи с представителями СМИ Западной Украины.
"У меня тоже есть "Запорожец", 27 лошадиных сил, 1961 года рождения, я им очень горжусь — назвал его Тарас. Этот "Тарасик" в прошлом году победил в конкурсе "Молодая надежда". Это вещь, которой можно гордиться. Я с удовольствием приму участие в праздновании, ведь это часть нашей истории, наше наследство", — отметил В.ЮЩЕНКО.
Справка. В программе празднования 50-летнего юбилея горбатого "Запорожца" — Международный автопробег и Слет владельцев марки "ЗАЗ" в Запорожье (палаточный городок на острове Хортица 15-18 июля) и праздник "День рождения Запорожца" во Львове (10 июля).
Авто-фан-клуб "ЗАЗ-КОЗАК", клуб владельцев первого украинского автомобиля "ЗАЗ-965", функционирует во Львове с 1983 года. Ежегодно клуб отмечает "День рождения Запорожца" и проводит разнообразные акции, в том числе и международные. Клуб поддерживает тесные связи с другими клубами владельцев "горбатого" в Украине и за рубежом.
Участие в праздновании уже подтвердили клубы из Германии, Литвы, Латвии, Эстонии, Азербайджана, России, а также экипажи из Армении, Грузии, Азербайджана, Польши и Италии.
Первый "ЗАЗ-965" вышел из заводских ворот 18 июня 1959 года, но в продаже машина появилась лишь через полтора года, в течение которых проходили испытания и осуществлялись доработки. Личный автомобиль был настолько желанной вещью, что владельцы первых "Запорожцев" прощали им любые недостатки: шумный и маломощный мотор, маленький багажник, тесный салон. С другой стороны, автомобиль был экономичен, прочен и обладал хорошой проходимостью.
Попытка создать первый советский "народный автомобиль" оказалась не совсем удачной, зато "Запорожец" стал ярким фольклорным персонажем. В истории мирового автомобилестроения найдётся немного машин, ставших объектами такого количества острот и героями такого числа анекдотов, как первые советские микролитражки.
История отечественного "народного автомобиля" началась в конце 1950-х годов, когда Советский Союз столкнулся с неприятной проблемой: в то время как на Западе личный автомобиль был обычным средством передвижения, у нас он оставался роскошью. Легковые автомобили, выпускаемые в СССР, в основном расходились по "казённым" заказам в качестве служебных, персональных авто и такси. Поэтому руководство СССР приняло решение о начале автомобилизации страны.
Прежде всего, возник вопрос о концепции нового автомобиля. Перегонять Америку, население которой предпочитало огромные прожорливые автомобили, было пока что не под силу самим потенциальным покупателям. Далеко не все могли собрать нужную сумму даже на покупку "Москвича", который стоил тогда около восьми тысяч рублей. Стоимость же нового автомобиля не должна была превысить двух тысяч рублей. Поэтому выбор пал на популярные тогда в Европе миниатюрные "народные автомобили" — дешёвые, потребляющие мало бензина, и вполне соответствующие скромным стандартам социалистического благосостояния.
В качестве прототипа рассматривались самые известные модели того времени: Fiat-600, Volkswagen Käfer, Renault 4CV и Citroën 2CV. Предпочтение всё же было отдано "итальянцу". Проектирование автомобиля возложили на коллектив Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА), а отцом первой советской микролитражки стал Александр Фёдорович Андронов (1910-2000), главный конструктор завода.
http://www.cripo.com.ua/index.php?sect_id=5&aid=55421
Прототипом советского "народного автомобиля" стал Fiat-600, данная модель была новейшей (её выпуск начался в 1955 году), и она лучше остальных отвечала условиям массового производства того времени. Фото: Wikimedia, GNU Free Documentation license
Первая попытка закончилась неудачей, поскольку на прототип с индексом "444" установили оппозитный двухцилиндровый двигатель МД-65, созданный на базе мотоциклетного. Но мощности двигателя оказалось недостаточно для того, чтобы уверенно толкать по отечественным дорогам автомобиль, пусть даже и небольшой. Поэтому было принято решение втиснуть в моторный отсек V-образный четырёхцилиндровый двигатель объемом 746 см³, более мощный — если так можно сказать о 23-сильном двигателе. Позднее автомобиль оснастили новым двигателем мощностью 27, а затем и 30 л.с. При работе "движок" трещал и стрелял ещё громче, чем самый допотопный мотоцикл. Этот недостаток стал позднее одной из визитных карточек "Запорожца".
Поскольку МЗМА был занят выпуском своей линейки "Москвичей", после одобрения проекта было решено создать для производства новый завод, развернуть производство в Украине, на базе Запорожского комбайнового завода "Коммунар". Его в связи со сменой профиля переименовали в Запорожский автомобильный завод (ЗАЗ). А в Мелитополе освоили выпуск автомобильных двигателей. Так "Запорожец" стал не только первым советским "народным", но и первым украинским автомобилем.
Первый автомобиль, получивший название "ЗАЗ-965", вышел из заводских ворот 18 июня 1959 года. Сразу начались серьёзные испытания новой модели, завершившиеся смотринами в Москве, где машина получили высокую оценку. И лишь спустя полтора года, 22 ноября 1960 года, первая партия новеньких автомобилей отправилась к счастливым покупателям, которых вскоре выстроилась огромная очередь, поскольку цена на "Запорожец" была весьма приемлемая.
Для жителей СССР непривычная им схема размещение мотора в заднем отсеке, "в багажнике", казалась странной, как и воздушное охлаждение — что стало ещё одной из причин иронического отношения к "Запорожцам". Хотя в Европе такую компоновку имели (и имеют) не только легкие микролитражки, но и мощные спортивные автомобили. Впрочем, владельцы "Запорожцев" бодро отвечали, что задним расположением двигателя их автомобиль напоминает танк. А главное, лобовой удар для "Запорожцев" был не так страшен, как для других моделей.
В первые годы своего существования, когда у пузатенького автомобильчика ещё почти не было конкурентов, он купался в лучах заслуженной славы. Автомобиль быстро стал популярным, несмотря на свои недостатки. Так, двух дверей, открывающихся к тому же в обратную сторону, было слишком мало, поэтому посадка и высадка более двух человек представлялась делом непростым. Нужно было освободить и откинуть переднее сидение, а затем терпеливо ждать, когда на заднее протиснутся кряхтящая тёща и галдящие дети. При этом кресла были расположены так низко, что казалось, будто водитель и пассажиры сидят на самом полу. Но зато никто не упирался головой в крышу салона.
Скромный по размеру салон на самом деле может вместить в себя куда больше пассажиров, чем кажется. Сегодня, когда уцелевшие "горбатые" стали не средством передвижения, а забавой, некоторые автоклубы устраивают различные шоу: гонки на "Запорожцах", конкурсы на лучший тюнинг и наибольшую вместимость. Так вот, абсолютный рекорд был установлен Львовским клубом: в салон "ЗАЗ-965" втиснулись 22 подростка! Разумеется, они набились туда как шпроты в банку, но тем не менее.
Производство нового автомобиля решили развернуть в Украине, на базе Запорожского комбайнового завода. Отсюда и название автомобильной марки. Фото (Creative Commons license): Maciek Krol
Как это ни странно, но "ЗАЗ-965" был более популярен у интеллигенции, чем у рабочих или колхозников. Причиной этого во многом стал слишком миниатюрный багажник, который невозможно было нагрузить мешками овощей. Проблему разрешило только создание решетчатого поддона, укрепляемого на крыше автомобиля. На багажник тут же начали нагружать то полтонны картошки, то целый стог сена, отчего "Запорожцы" напоминали азиатских осликов. Но всё же "ЗАЗ-965" создавался как городской автомобиль, максимум — для выезда на природу, на дачу. Для чего его и покупали инженеры, служащие, даже артисты, не считая зазорным приобрести советский аналог "фольксвагена" или так известного по комедиям о жандарме "ситроена".
Но звездный час "горбатого" длился недолго. В 1969 году, после выпуска всего 302 166 машин "ЗАЗ-965", "ЗАЗ-965А", а также специальных моделей для инвалидов и почтальонов, его сняли с производства.
vokrugsveta.ru/telegraph/auto/661