КОМПРОМАТ.UA
(http://compromat.ua/ru/16/34163/index.html)


Правосудие для пенсионеров — кривосудие


Правосудие для пенсионеров — кривосудие

  автор: Людмила Башкирова  
05 ноября 2009

Одинокая старость — что может быть хуже, казалось бы. Выясняется, может — если пожилой, одинокий и больной человек является владельцем жилплощади. Такие люди при капитализме всегда были — а у нас не так давно стали — объектом пристального интереса со стороны разного рода "благодетелей", которые за жилье обещают старикам безбедное счастливое существование до самой смерти. Однако частенько это далеко не так.

Киевляне (имена изменены) Сергей Васильевич (81 год) и его супруга Вероника Владимировна (90 лет) живут в двухкомнатной квартире по ул. Ивана Мазепы, бывшей Январского восстания. Скрасить старость супругам некому, но поскольку Печерск — самый престижный район столицы, бесхозными старики не остались: в 2003-м заключили с молодой женщиной Ольгой Ч. договор пожизненного содержания взамен на квартиру. Но вслед за этим, по их словам, жизнь превратилась в ад.

Беда заставила

Все началось с того, что в начале 2000-х Веронике Владимировне понадобилась операция стоимостью 2 тысячи грн. Доход супругов был тогда на двоих 397 грн в месяц, поэтому сумму пришлось одолжить. Отдавать договорились по частям, но получилось так, что кредиторам самим срочно понадобились деньги.

Пока супруги ломали голову, как быть, случайно услышали по радио объявление: фирма от общества инвалидов предлагает старикам пожизненный уход. Чета, обратившись по указанному адресу, встретила самый теплый прием. По рекомендации фирмы старики подписали договор с Ольгой Ч., согласно которому им взамен квартиры обеспечивалось пожизненное материальное содержание — по 400 грн из рук в руки ежемесячно, оплата квартиры и организация похорон. Сразу Ольга дала 3000 грн для расчета с кредиторами.

- Сначала все шло хорошо, но возраст берет свое, — рассказывает Вероника Владимировна. — Мы обратились к Ольге с просьбой иногда помогать нам — купить продукты и т. п. На что она ответила, что в договоре это не предусмотрено. От этих слов нам так больно стало... Выходит, если мы сляжем, никто ни лекарств, ни хлеба не принесет?.. А спустя некоторое время стали звонить разные люди и спрашивать, когда можно посмотреть квартиру, которая выставлена на продажу...

Обратно пути нет

Напуганные супруги, обратившись в БТИ, узнали, что жилье им уже не принадлежит. Стало ясно: нужно попытаться расторгнуть договор. К тому же в 2004 г. государство ощутимо подняло пенсионерам пенсии, так что 800 гривен от Ольги Ч. уже не играли роли. Обойдя бесплодно десяток юридических фирм, опять-таки по радио старики узнали о существовании Центра защиты и помощи пенсионерам.

- Мы обратились в Центр, и там с пониманием отнеслись к нашим проблемам, — делится Сергей Васильевич. — Предложили заключить с ними предварительный договор на пожизненное содержание. А Ольге, чтобы она отказалась от нас, пообещали вернуть все потраченные средства плюс за моральный ущерб. Она не согласилась.

После чего пожилые люди подали на Ольгу в суд — при поддержке Центра. Основанием был назван ненадлежащий уход и просьба признать договор на пожизненное содержание недействительным. Сначала старикам пошли навстречу — в 2007 г. суд первой инстанции расторг договор, но последующие заседания (последнее, уже Верховного суда, состоялось в прошлом месяце) это решение отменили.

Любящие опекуны

Что касается Ольги Ч., между ней и стариками теперь вражда. В квартиру ее не пускают и вообще не желают видеть. Посему ежемесячное содержание — 800 гривен — она сейчас посылает подопечным по почте. Ведь договор-то остался в силе. "Новая" встретилась с Ольгой, чтобы узнать ее точку зрения, и, как она нам сообщила, до 2007-го у нее с пожилыми людьми были теплые отношения.

- А потом появился Центр, который надоумил расторгнуть со мной договор, взамен предложив единоразовую помощь в 60 тысяч гривен и точно такой же договор, — рассказывает Ольга. — Старики стали бросать трубку, хамить, не открывать дверь. Они заявили, что цены на квартиры выросли, и предложили оценить квартиру в 2 160 000 грн плюс заплатить нотариусу за оформление оценки почти 40 тысяч грн. Мы, заключая договор, тоже на что-то рассчитывали, поэтому предупредили их, что они занимаются мошенничеством.

Вместе с Ольгой на встречу с нами пришел ее муж Анатолий, который предусмотрительно прихватил диктофон. Продемонстрировав нам документы из Апелляционного и Верховного судов, Анатолий заявил, что они присматривают за стариками более шести лет, и судом признано, что оказывают им надлежащий уход. За это время выплатили подопечным около 90 тысяч гривен.

- Вышли на пенсионеров по объявлению в газете: организация искала пожилым людям опекунов, — объяснил Анатолий Ч. — Насчет квартиры — действительно, в БТИ она за стариками уже не зарегистрирована, так как по договору право собственности к нам перешло сразу же. Гражданским кодексом определено, что на эту квартиру наложен арест и запрет на отчуждение — под нее нельзя брать кредит, а также продавать. Расторгнуть договор у них никак не получится. Я вам подтвердил все документально, а у них — только слова.

Закон суров. Можно и наплевать на слезы стариков

Пообщалась "Новая" и с третьей стороной конфликта — директором Центра социальной защиты и помощи пенсионерам Сергеем Шараповым, который объяснил нам, что Центр работает по принципу: ограничивать контакт между сторонами, но так, чтобы пенсионеры ни в чем не нуждались.

- С упомянутыми вами супругами мы знакомы — они к нам обращались за помощью, чтобы расторгнуть прежний договор, — признается директор. — Мы сейчас собираем факты, чтобы как-то им помочь.

Однако адвокат супружеской четы Любовь Крупнова считает, что шансов у ее клиентов нет — люди, у которых нет денег на взятки, не могут отстоять в коррумпированных судах свои права.

- Мне очень жалко этих пенсионеров, я вижу, как они мучаются, — говорит адвокат. — Но их права я не смогла отстоять. И не потому, что юридически мы не правы...

Сергей Васильевич — участник Великой Отечественной войны и ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, кавалер многих орденов и медалей. 55 лет трудового стажа. Вероника Владимировна — в прошлом педагог с 45-летним стажем. В тяжбах пожилые люди потеряли последнее здоровье и нервы, их жизнь превратилась в муку. Они очень переживают, что когда один из них отойдет в мир иной, другого просто выкинут на улицу. Или в лучшем случае сунут в богадельню. Неужели интеллигентные люди, честно проработавшие всю жизнь, не заслужили права закончить дни в родном доме?..

МНЕНИЕ

Директор Института города Александр Сергиенко:

- Поскольку старики защищены нашим государством лишь формально, масса мошенников оформляет с пенсионерами индивидуальные договоры пожизненного содержания, но не обеспечивает надлежащего ухода. Для безопасности стариков все эти фирмы нужно строго контролировать, а в договоры обязательно включать пункт возможности разрыва отношений между сторонами. Что касается судов, которые отказываются расторгнуть такие договоры по требованию стариков, то это еще раз подтверждает, что в нашей стране действует не право-, а кривосудие.

В Киеве есть 7 интернатов для одиноких людей, но немногие желают там поселиться. А недавно мэр Черновецкий обрадовал пенсионеров созданием "Лучшего дома" для стариков в Пуще-Водице. Попасть туда может тот, кто перепишет свою квартиру КГГА. Но, как выяснилось, "Лучший дом" совершенно не приспособлен под стандарты, а квартиры стариков оценивались не по коммерческой стоимости, а по оценке БТИ — за копейки. И если пенсионер решает из Дома вернуться в свою квартиру, у него высчитывают средства за содержание от оцененной стоимости квартиры. Другими словами, ловушка: или живи до конца дней в Доме, или уходи на улицу.

03.11.2009

источник: novaya.com.ua

© Информационный проект "Компромат.UA", 2007-2009. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на "Компромат.UA" обязательна.
Created by: © "Компания дизайн и интернет решений AB Design",
Powered by: © "Admin CMS", 2007-2009.