автор: Влад Абрамов
04 ноября 2009
Игорь Гнат вместе с братом и еще двумя единомышленниками освободил 28 девушек, которых силой держали в публичных домах Европы.
Оказывается, есть такое хобби — ездить по миру и спасать украинок из секс-рабства. Результат — львовянин вернул на родину уже 28 девушек, а еще он учит экс-зэков. Увлекся необычным хобби Игорь Гнат десять лет назад. "Мы с братом были в командировке за рубежом, — вспоминает Игорь, основная работа которого — руководитель центра социальной адаптации. — Остановились в одном из отелей и в баре случайно услышали, что в одной из комнат силой держат украинку. Мы разыграли целый спектакль: изображали бандитов-беспредельщиков, кричали на официанта, требовали сначала выпивки, потом — девчонок. Когда привели цыганок, я закатил скандал: "Хочу славянку!". Сказали, что есть и такая. Заплатил $50, взял ключи от ее номера и пошел".
Запуганная, избитая Таня сначала решила, что это очередная хитрость и что повезут ее не домой, а в бордель на Балканы. Но в итоге все же доверилась Игорю, и когда на следующую ночь он вновь к ней пришел — уже был готов план побега. "Я открыл окно, и мы прошли по парапету вокруг дома, чтобы незаметно спуститься в темном месте. Высота была метра три, я прыгнул, а Таня вдруг заупрямилась, дескать, боюсь высоты. Пришлось вновь ее уговаривать и ловить на руки", — вспоминает Гнат. Девушку спрятали в багажник и помчались к границе. Несмотря на то, что у Татьяны не было не то что документов, даже одежды (ее "похитили" в ночной рубашке), экс-рабыню успешно провезли через "кордон".
"С тех пор это мое хобби", — признается львовянин. В поисках попавших в беду украинок он исколесил почти всю Европу и как награда — 28 девушек вернулись на родину. Сейчас в рабочем кабинете у Игоря достаточно большое досье — информация о 37 девушках, нуждающихся в помощи. "Иногда поиски пропавшей девушки длятся несколько месяцев, иногда — годы. Самая долгая спасательная операция продолжалась почти три года и фактически закончилась безрезультатно. "Когда мы нашли украинку, она сказала: "Спасибо, но я уже сама себя освободила, домой ехать не собираюсь", — рассказывает Игорь. — Ее использовали по максимуму, а когда она потеряла привлекательность, отпустили. Теперь девушка ухаживает в Италии за престарелыми".
ЗА ЧЕЙ СЧЕТ. Что касается расходов на освобождение, то сумма затрат колеблется от 5 до 10 тыс. евро. Эти деньги дает спасателям (это брат Игоря, помощники. — Авт.) один из немецких телеканалов, который в обмен получает детективное реалити-¬шоу с экшеном, почти как в Голливуде. "Когда мы ищем девушку по борделям, прикидываюсь то бизнесменом, то дальнобойщиком, то пьяным моряком. Импровизирую на ходу. Но мы из себя не строим Джеймсов Бондов, не машем кулаками, в противном случае нас бы давно "пришили". Гонораров я не получаю, я же сказал — для меня это хобби", — говорит Гнат. Телевизионщики не вмешиваются в ход поисков, но могут помочь, например, проследить за подозреваемыми или подыграть в "телеспектакле".
"В 2003 году в одной из европейских стран мы были с американскими журналистами. Нашли нашу девушку в плену у одной из бандитских группировок. Я представился как ее кузен, сказал, что мать плачет, надо дочь вернуть. В ответ: "Давай $5 тыс., которые она нам задолжала, и забирай", — рассказывает Гнат. Тележурналисты, узнав о требованиях бандитов, развели руками: "Есть только $2,5 тыс.". Решили, что попробуют уговорить отдать девушку за эту сумму. "Накануне встречи я пошел за сигаретами и увидел зажигалку в форме пистолета ТТ, и так мне она приглянулась, что я ее купил. На следующий день пришли в кафе заранее, я рассадил помощников и телевизионщиков по разным углам заведения, сам достал газету, положил ее поверх зажигалки. Когда пришли двое бандитов, говорю: "Есть только половина суммы". Те замахали руками, мол, никаких скидок", — вспоминает Гнат. Тогда Игорь показал "пистолет" и сказал, что перестраховался: и оружие взял, и подмогу привел. В итоге мафиози согласились на наши условия и отдали девушку, которая еще долго не могла понять, что ее освободили. А руководство телеканала не поверило, что съемки документальные — уж очень яркий вышел сюжет.
ОБУЧАЕТ ЭКС-ЗЭКОВ И КОРМИТ ГАВРОШЕЙ
Игорь Гнат почти двадцать лет руководит региональным центром социальной адаптации или, проще говоря, приютом для тех, кто недавно освободился из мест лишения свободы. "У нас есть всего три правила: не пить и не принимать наркотики; не воровать; не отказываться от работы. В противном случае предупреждение, а за ним "отчисление". Многие потом раскаиваются, просят взять назад, но им отказывают", — рассказывает Гнат. Бывшие зэки живут в коммуне от трех месяцев (столько надо, чтобы восстановить документы: паспорт, трудовою книжку, права) до нескольких лет — ограничений по сроку пребывания нет. Людям помогают найти работу или получить новую специальность, сейчас здесь готовят электросварщиков, скоро будут обучать будущих столяров. "Нам фактически не помогает государство или благотворительные фонды, мы сами зарабатываем на жизнь, занимаемся ремонтом, монтажом техники для местных предпринимателей, сами выращиваем овощи-фрукты", — не без гордости перечисляет Гнат. К слову, если собранного урожая слишком много, Гнат "превращает" небольшой автобус в магазин на колесах и ездит по Львову, раздавая излишки бездомным детям.