автор: Анна Гончаренко
16 сентября 2009
Этому человеку 71 год, но он даст фору многим бойким депутатам шестого созыва. В свое время его называли самым скандальным и провокационным политиком. Чего стоит пресловутое "Дело Хмары", когда после инцидента с милиционером этого депутата за полчаса лишили неприкосновенности и на год отправили в места не столь отдаленные. Такой ураганной работе могут позавидовать "свежеизбранные" нардепы, которые никак не поймут, свободно на их коллегах-правонарушителях сидит "платье неприкосновенности" или чуть жмет в плечах.
О том, когда следует пустить в ход кулаки, о преступниках и ворах в Верховной Раде, о России в "наморднике" и о многом другом рассказал в интервью украинский политический деятель, советский диссидент, Герой Украины Степан Хмара.
- Степан Илькович, Вы много лет боролись за независимость Украины. Видите ли Вы ее сейчас такой, какой хотели?
- Тогда мы боролись за то, чтобы люди были хозяевами этого государства, а не прислугами бандитской власти. Думаю, не нужно объяснять, что я сейчас чувствую, когда смотрю на Украину. Но кривить душой не стану, чего-то Украина за годы независимости все-таки достигла. Но об этом уже много сказано. От себя хочу добавить то, что сегодня над нашим государством нависла серьезная опасность.
В большой геополитической игре наши дальние и близкие соседи хотели бы использовать Украину в своих национальных интересах в ущерб нашим. Речь, прежде всего, идет о политике кремлевского руководства, которая строится на возрождении империи за счет доминирования РФ на постсоветском пространстве. Россия пытается втянуть в орбиту своего полного влияния Украину, понимая, что без нее мощным государством не станет. Именно поэтому в Кремле не хотят общаться с нами как с независимым субъектом международной политики и строить добрососедские отношения. Россия развернула мощную "пятую колону" в Украине. А ее агенты находятся в украинских структурах власти.
- Если это действительно так, что будет с Украиной через 5-10 лет? Дождемся ли мы обещанного светлого будущего?
- Я не провидец, поэтому не могу знать, что будет. Но как политик имею возможность строить прогнозы. Если мы возродим наш украинский парламентаризм, разрушенный реформой 2004 года при помощи "банды четырех": Кучмы, Медведчука, Мороза и Литвина, — мы будем жить хорошо.
Скажу больше, если бы наше руководство работало целеустремленно, то уже через 2-3 года мы могли бы полностью отказаться от российских энергоносителей путем экономии энергоресурсов, использования своих энергоресурсов и нахождения альтернативных путей добычи электроэнергии. Бог наделил нас колоссальным богатством. Оно дороже, чем моря нефти, на которых сидят восточные шейхи. Мы имеем вечный ресурс — самую лучшую в мире землю. Нужно ее использовать для того, чтобы создать сильное государство. Но я не верю, что на это способны люди, находящиеся при власти. Ведь они думают только о "шкурных" интересах.
Народ в этом случае может сделать только одно: перестать смотреть на власть через розовые очки. Например, я не сижу на месте, я "гавкаю, гавкаю, гавкаю", чтобы быть раздражителем общества. Я пытаюсь донести до людей то, что организованность каждого гражданина в отдельности даст стране импульс для развития. Нужны общественные организации для отстаивания своих интересов. Без этого не может быть контроля над властью. Без этого лучшая власть загниет.
- Вы заявляли, что в безвыходном положении нужно предпринимать экстраординарные меры, вплоть до мордобоя. Нравится ли Вам поведение депутатов VI созыва? Многие жалуются на отсутствие культуры у народных избранников…
- Признаюсь, мне противно сегодня заходить в Верховную Раду, настолько там высокий уровень аморальности. Потеряны элементарные моральные ориентиры. Все построено на лжи и лукавстве. Депутаты, которых вчера я считал порядочными, подчинились непорядочным политикам.
Самое святое, что есть у человека — это честь и совесть. Когда тебя грязно унижают, когда не помогают допустимые обществом меры, нужно использовать любые другие средства. У меня случалось, что необходимо было заехать в морду, когда другого способа наказать за оскорбление не было.
Но силовой метод не единственный. Например, в концлагере, где я провел 7 лет, нельзя было использовать физическую силу против надзирателей, но можно было не дать себя унижать по-другому. Я был частым гостем штрафных изоляторов. Когда меня туда вели, я не шел добровольно. Меня брали и несли. По правилам там нужно было переодеваться, я отказывался это делать. Смотритель вынужден был становиться передо мной на колени и расшнуровывать мои зэковские сапоги, чтобы меня переобуть. В это время я над ним издевался. Это тоже форма отстаивания своей чести. Главное — не опуститься до самоунижения.
- Вы упомянули о своем длительном заключении и не раз говорили, что в концлагерях пришлось несладко. Как после всех испытаний Вам удалось сохранить любовь к Родине? Ведь Вы до сих пор активно участвуете в политической жизни государства…
- Я не знаю, что там по ту сторону, но, мне кажется, что и на том свете я сохраню любовь к своей Родине. Я и там буду пытаться, насколько это возможно, отстаивать интересы Украины.
Я никогда не рассказывал всего, что было в концлагерях, чтобы не пугать людей. Но там действительно были очень тяжелые условия и умерло много людей. Мы знаем только о самой незначительной их части, о самых великих. Выжить мне помогла любовь к Родине, которая для меня сродни вере в Бога. Я люблю наш особый воздух, неповторимый климат, прекрасную природу. И без этого не представляю жизни.
- Вы много раз безуспешно пытались стать народным избранников. Будете ли пробовать еще раз или большая политика Вас разочаровала?
- Несомненно, я буду принимать участие в парламентских выборах. Я хочу вернуться в Верховную Раду. У меня есть жизненный и политический опыт, и есть достаточно энергии, чтобы работать. Я понимаю, как много может изменить даже один депутат. И мне очень жаль, что нардепы ведут себя пассивно. Почему они не вносят предложения, почему не борются с коррупцией, почему не берут за баки генерального прокурора?! Я это делаю, хотя не имею возможностей депутата.
- Как думаете, чего ждать от предстоящих президентских выборов?
- Честно говоря, на эти выборы у меня особой надежды нет. Самое оптимальное — чтобы остался статус-кво, и мы имели возможность открыто выступать, чтобы нам никто не затыкал рты и не выкручивал руки. Ведь может быть хуже.
Я боюсь того, что на этих выборах ставку будут делать на подкуп глав избирательных комиссий, которые согласятся продаться. Подкупить смогут многих, поскольку кандидаты, участвующие в выборах, на этом собаку съели.
- Выборы в Украине проходят с завидной периодичностью. Многие люди перестали верить в то, что они что-то изменят. Что в этот раз заставит украинцев прийти на избирательные участки? Опять вера в чудо?
- Как ни странно, люди пойдут на выборы и проголосуют, хотя и понимают, что ничего не изменится, пока останется старая избирательная система.
Чтобы что-то изменить, нужно убрать бандитские законы, по которым сейчас проводятся выборы. Ведь украинцев хитро лишили конституционного права избирать власть. Фактически мы выбираем лидеров, которые сами формируют партийные списки. Кто окажется в этих списках, мы понятия не имеем.
Люди должны голосовать за депутатов по открытым спискам в каждом отдельном округе. Если избирать персону, преступники и воры больше не смогут попасть в Верховную Раду.
- Какой лидер, по-вашему мнению, нужен Украине?
- Он должен быть настоящим патриотом, для которого Украина — это вся жизнь. Это должен быть высокоморальный человек, который не сможет поставить свои интересы выше государственных.
- Вы видите такого человека в украинской политике?
- Общенационального лидера я пока не вижу. Не было условий и времени для того, чтобы такой человек появился. Быстро может раскрутиться политик, в которого вложили огромные деньги, и которого 24 часа в сутки "пиарят" в СМИ. Настоящий лидер может проявиться только в своей деятельности. Например, быть блистательным мэром какого-нибудь города.
Я вам больше скажу, не может стать президентом человек 20-30 лет. Посмотрите на страны, которые имеют богатый опыт в правовой демократии. Например, в США Эдвард Кеннеди 50 лет избирался на пост сенатора, а Чиччолина только раз прошла в италийский парламент, да и то с помощью своего прекрасного бюста.
- А что касается методов управления государством, не нужен ли нам сильный президент? Например, второй Путин?
- Я не согласен с тем, что Путин был сильным президентом. Если бы он был сильным, он смотрел бы на перспективы. Нынешнего Президента РФ я тоже не могу назвать ни сильным, ни мудрым человеком. Он выскочка и хам. Мудрый Президент не сделал бы такое обращение, какое сделал Медведев к Ющенко.
Российское руководство пытается обескровить Украину, а покорение других народов никогда к добру не приводит. Лермонтов писал, что Россия веками была немытая. Она и сейчас такая же. Если вы отъедете на сто километров от Москвы или Петербурга, то ужаснетесь. Там все на порядок хуже, чем в Украине. Посмотрите, сколько в России произошло политических убийств за последние годы. Россияне деградируют как нация. Народ там в наморднике, у СМИ практически нет свободы.
Поэтому стабильная система, которая, как многие полагают, есть в России, — это не всегда хорошо. Чтобы вышло хорошее вино, нужно чтобы оно перебродило. Так вот в России этой стадии нет. А украинское общество как раз проходит стадию брожения.
- И тем не менее, отношения Украины и России становятся все горячее и горячее. Вы ожидаете "взрыва", или все закончится миром?
- Я не думаю, что Россия отважится на "взрыв", но не исключаю его. Ведь что может соблазнить хищника? Только слабая жертва. Хищник десять раз подумает, прежде чем нападать на волка, но с удовольствием съест хилую лошадь. Мы не должны быть такой лошадью. Украина обязана отстоять свои интересы.
14.09.2009